Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7779) 9 - 15 июня 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрРевизия творения“Неподвижные пассажиры”. Компани Филипп Жанти Ирина АЛПАТОВА
Этот проект Жанти задумал еще в середине 1990-х годов, тогда же и осуществил и до сегодняшнего дня продолжает что-то переосмысливать, додумывать и вносить в спектакль определенные коррективы. А переосмысливать есть что, ведь по сути своей “Неподвижные пассажиры” – это своеобразная “ревизия творения”, некий свежий и почти сторонний взгляд на мир и человека в нем, которым следует поставить “оценку”. Спектакли Жанти всегда изумляли совершенством формы и виртуозностью сочинения “из ничего”. Это был апофеоз “чистого искусства”, кураж самодостаточной театральности, подчас выводящий всяческие поиски “смысла жизни” на второй план. “Неподвижные пассажиры” – вещь едва ли не политического свойства, не утратившая формального совершенства, но провоцирующая на размышления и выводы подчас глобального масштаба. Тут сшибаются эмоции и интонации, ритуал и гротескная пародия рождаются в недрах друг друга и органично друг друга же сменяют, не давая зрителю опомниться. Здесь фарс перетекает почти в трагедию и наоборот. Здесь порой, впрочем, трудно поспеть за мыслительным процессом самого Жанти, а некоторые его откровения могут остаться для нас темными. Одиночество прежнего “путника” сменяется компанией мужчин и женщин разного оттенка кожи и с деталями разнонациональных одеяний: кто в феске и шароварах, кто в чалме, кто в котелке или кепке (костюмы Виктории Дезогос и Томоэ Кобаяши). Для них, неизвестно откуда взявшихся, Жанти придумывает вариацию нового “ноева ковчега”, с трудом держащегося на бурных океанских волнах. “Пассажиры“ возникают на нем тоже ниоткуда, словно бы из океанских глубин, похожие сначала на каких-то призрачных гомункулов. Вот появилась чья-то рука, вот – голова, вот – переплетенные части тела (не забудем, что Жанти еще и кукольник, поэтому подобные приемы им виртуозно отработаны). Вот запертые в тесных “каютах” существа (человеческая голова и кукольное тельце) с младенческим любопытством исследуют “части тела” своих собратьев, еще не успев сбиться в новую человеческую общность. Это случится, когда их всех выбросит на первый берег, где горные каньоны соседствуют с игрушечными небоскребами, сияющими огнями. И это лишь начало новой “одиссеи”.
Цивилизация, заключенная в упаковку, обертку, еще не дошедшую до глянцевого состояния, – это тоже важно. Тем, что стоит сразу почувствовать разницу между фантиком и конфеткой, которая может оказаться весьма горькой или даже вообще несъедобной. Основные понятия современного менталитета Жанти доводит до уровня штампа, подчас переходящего в откровенную издевку. Вот вам демографические проблемы, “беби-бум”, когда сонм резиновых пупсов появляется отовсюду в угрожающем количестве. Младенцы копошатся в “человеческих” мозгах кукольной головы, виснут на одежде, приникают к мужской груди, сыплются с неба на крошечных парашютиках. А вот биржевые страсти, когда по поводу свалившегося в инфаркте маклера тут же затеваются денежные пари: помрет – не помрет. Вот вечные границы и таможни, после прохождения которых человек в буквальном смысле остается голым. Вот Микки-Маусы и Санта-Клаусы, жующие полиэтиленовую “жвачку”… Город сменится пустыней, пустыня – снежным безмолвием, оно – океанской бездной. “Пассажиров” постоянно крутит во всем этом водовороте, не давая опомниться и понять, что происходит. И самое главное – не давая осознать, кто же они есть на самом деле и как вписаться в окружающую реальность, которая постоянно оборачивается чем-то другим. Лишь только они собьются в группку, затеяв ритуальные песнопения или танцы, как их тут же “сметет” очередной природной трансформацией, перенесет в иные реалии, где нужно будет осваиваться заново. Обосноваться где-то, впрочем, так и не удастся. Зато Жанти покажет блистательную пародию на человеческую эволюцию, задействовав своих любимых кукол. Откуда-то появится маленькая на фоне реальных человеческих тел мумия, запеленутая в бинты. Миг – и на ней окажутся рыцарские латы и шлем с забралом, и новый человек резво побежит куда-то, не оглядываясь по сторонам. Еще миг – и в этом тупом забеге в никуда мы видим уже нашего соплеменника и современника в офисном костюме. И все снова закружится во вселенском хаосе, и человечек этот полетит куда-то высоко, в обличье то ли архаичного птеродактиля, то ли мутировавшей летучей мыши. А “пассажиры” займутся “упаковкой” друг друга в эту самую оберточную бумагу. Тоже почти ритуал ухода из этого не слишком гостеприимного мира. Живые люди-души, впрочем, оттуда незаметно выскользнут и исчезнут, оставив лишь ворох смятой бумаги. Им же, видимо, предстоит новый виток вхождения в цивилизацию, и вряд ли он будет более оптимистичным. Также в рубрике:
|