Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7294) 27 сентября - 3 октября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеУлеты во сне и наяву"Ю" Ольги Мухиной на сцене чеховского МХАТа ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Что такое это самое "Ю", нам так никто и не объяснил. "Жил человек по фамилии Ю" - звучало в песенке-прологе. "Люблю-ю-ю!" - признавались персонажи. Или это заморское "ты-вы"? Вряд ли. Все тут родное, нашенское, и главная героиня одна - Москва. Москва - столица нашей Родины, и Москва - "наш городок". С островскими старухами-приживалками ("А люди там все с песьими головами"), с чеховской ностальгической тоской, с довоенной тревожностью ("У меня сына арестовали"). Москва коммунальная, Москва праздничная, Москва, не верящая слезам. Живая до невозможности. Оля Мухина словно бы взяла наивный детский дневник и толстый старый альбом с семейными фотографиями, брызнула на их странички "Красной Москвой" из маминого флакона и устроила игру в свой собственный театр. Режиссер Евгений Каменькович игру эту подхватил. Художник Александр Боровский ее оформил: балкон узнаваемой коммуналки-"сталинки", нависающий над бульваром, похож на гнездо. Герои толкутся на тесном пятачке, сталкиваясь в дверях, задевая друг друга плечами, локтями и взглядами, прижимаются к перилам. Танцуют под старенький радиоприемник, пьют чай и водку, философствуют и травят анекдоты. Любят - как водится, не тех, кого следует. Стреляются и режут вены. Мирятся. И как апофеоз всего - прыжок за балконные перила, смелый вылет из гнезда, завершающийся, естественно, не падением, а парением - в Москве без стен и крыш. Москва современная диктует перевод альбомно-дневниковых страничек в клиповый жанр и ритм. И немного комикса. Каменькович монтирует все это, нанизывая на "атмосферный" стержень. На темной стене то и дело вспыхивают надписи - названия эпизодов. Ремарки озвучиваются. Сюжета нет. Мирно уживается, казалось бы, несоединимое: странный текст Мухиной не без авангардных реверансов и тончайшее старомхатовское "переживание", натуралистичнейший быт и все эти полеты, высокий стиль не менее высокого чувства и обаятельные банальности, сон и явь. Взамен надрыва - легкая нынешняя ироничность. Но без сарказма. И главное - прощай, чернуха! Здравствуй, архаичная сентиментальность! Контрасты ищут друг друга, сталкиваются и мирно уживаются. 40-летний Андрей (Александр Мохов), "чужак" и неудачник, по-епиходовски сипящий ("Воду пил, что-то проглотил"), жалуется на негостеприимную Москву и заносит ногу на балконные перила, чтобы грохнуться на бульвар. И юный Дмитрий (Егор Бероев), вернувшийся откуда-то издалека, готовый всех "кисс" - как это по-русски? - а, "целовать". Его восторженно-наивная, чистая первая любовь к 35-летней женщине (Евгения Добровольская). Их танцы между землей и небом. Пародийная дуэль с мужем (Максим Виторган), не хватает только чеховского "Бац!". Обветшавший от времени любовный треугольник: Станислав Иванович (Владимир Краснов), Елизавета Сергеевна (Ольга Барнет) и Барсуков (Станислав Любшин), которые никак не разойдутся на балконном пятачке. 20-летний Николай (Николай Исаков), готовый сбежать от неразделенной любви то ли на войну, то ли в бордель. "Старушки" (Нина Килимник и Елена Лемешко) в черном то и дело путаются под ногами: суют бидончики с клюквой, стращают разными небылицами, подпевают и пританцовывают. Все это перепуталось, смешалось, потерялось во времени и пространстве. Достоверно только одно - Москва. И еще одно - на Малой сцене чеховского МХАТа родился спектакль, подобного которому здесь давно не было. Со старомхатовским духом, от которого не веет ультрамодным современным парфюмом. С единой командой, которую хочется по старинке назвать ансамблем. Куда с легкостью вписались мхатовские старожилы (О.Барнет и С.Любшин) и здешние дебютанты (В.Краснов и М.Виторган), гости из Табакерки (Л.Хуснутдинова и А.Мохов) и пока еще студенты (Д.Мороз и Н.Исаков). И совсем не хочется говорить о старом и новом курсе театра. Вообще ни о каких "курсах". Хочется просто смотреть этот спектакль, как смотрит самый обычный зритель. И даже, может быть, не один раз. Также в рубрике:
|