Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7294) 27 сентября - 3 октября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Всем спасибо, причем большое!

Кобборг и Малахов выступили в спектаклях ГАБТа

Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Фото И.ЗАХАРКИНА


В.Малахов в спектакле "Жизель"

В балетах эпохи романтизма на сцене Большого выступили еще две из триады приглашенных к нам зарубежных звезд: работающий в Лондоне датчанин Йохан Кобборг исполнил партию Джеймса в датской бурнонвилевской "Сильфиде", наш бывший соотечественник, ныне премьер с громким международным именем Владимир Малахов - принца Альберта в русско-французской "Жизели". Они станцевали по два спектакля, хотя, на мой взгляд и вкус, сама "драматургия" их выступлений могла быть "срежиссирована" занимательнее.

Неплохо бы каждому из приглашенных артистов станцевать по "Сильфиде" и "Жизели", что придало бы гастролям интригующую многогранность. При том, что на данном этапе Джеймс в "Сильфиде", очевидно, - одна из лучших партий Малахова, у которого всегда была блестящая мелкая техника, координация, прыжок и точная, изящная работа стоп. Год назад малаховский Джеймс заметно выделялся среди других партий (когда я имела возможность следить за серией его выступлений в разных спектаклях во время нью-йоркского сезона Американского балетного театра). А британская балетная пресса восторженно писала о выступлении Кобборга в партии Альберта в паре с миниатюрной лауреаткой одного из московских конкурсов Алиной Кожокару. Но это - из области пожеланий...

Й.Кобборг в спектакле "Сильфида"

Хотя датский солист танцевал с детства знакомую бурнонвилевскую хореографию, а работающий в западной манере русский - родную русскую, оба гастролера значительно скорректировали наши очень танцевальные и технически насыщенные редакции романтических балетов. Они купировали некоторые сольные фрагменты, местами упростили хореографический текст. Словом, пришли со своим уставом в чужой монастырь, не всегда считаясь с установками творческой этики, хотя, подписав контракт, по моему разумению, они согласились танцевать именно московские варианты. Так поступил Кобборг во втором действии "Сильфиды", из которой заодно почему-то испарилась целая игровая мизансцена, правда, не имеющая прямого отношения к его герою. Гастрольный спектакль показался до предела укороченным и каким-то куцым. Малахов же в "Жизели" отказался от труднейших "вставок", осуществленных Владимиром Васильевым в партию Альберта в первом действии балета, а также от виртуозно-бурного финала, когда все наши принцы "опоясывают" сцену в стремительных шене и жете ан турнан... Под ту же музыку малаховский герой меланхолично разбрасывал лилии, медленно удаляясь от могилы Жизели. К тому же он упростил вторую часть знаменитой мужской вариации. За подобные "пассажи" наших солистов "сожрали" бы живьем и педагоги, и пресса, и любители балета. Но неписаный кодекс русского гостеприимства велит лишь поблагодарить приглашенных...

В лучших традициях датской бурнонвилевской школы выучен Йохан Кобборг. У него филигранная работа стоп - любо-дорого смотреть - и сильный толчковый прыжок. Благодаря правильной постановке корпуса и бедер надежное партерное и воздушное вращение и вправо, и влево - не собьешь! Хотя даже у него двойные туры в воздухе из пятой позиции в пятую порой выглядели скомканными. Строго по канонам собраны руки. Он с легкостью "выделывает" все тончайшие петельки кружевной хореографии мужской партии "Сильфиды", которая очень продумана, драматургически выстроена и логична. Кобборг не идеализирует, не романтизирует героя. Его Джеймс - натура цельная. Такой обаятельный простой деревенский парень, любящий невесту, готовящийся к свадьбе. Вторжение фантастической Сильфиды в его жизнь этого Джеймса скорее пугает, чем радует. Сильфида, словно фантом, увлекает за собой героя, который вплоть до трагической развязки балета все пытается как-то совместить уют повседневной жизни с лукавыми проявлениями слишком тонкого для него мира...

По окончании Московского хореографического училища, еще будучи в Москве, Владимир Малахов станцевал партию Альберта в "Жизели". Воздушно, изящно, музыкально, точно. Еще тогда его поклонники ходили смотреть прежде всего на изумительные танцы этого премьера-"инструменталиста". Впрочем, и в юности он был занимательным актером, но далеко не в романтическом репертуаре. До сих пор отлично помню и его Присыпкина (миниатюра, основанная на пьесе "Клоп" Маяковского), и чудака Гамаша, которого специально для него в своем "Дон Кихоте" сочинили Наталия Касаткина и Владимир Василев. С бесшабашными пародиями он лихо выступал в капустниках и гала-концертах. Всегда был смешливым, отзывчивым и добрым. Огромной несправедливостью было то, что тогда его не пригласили в Большой. Но Бог ведает, что творит, - за прошедшие с его отъезда десять лет Малахов стал звездой с международной репутацией. И только сейчас состоялся его столь обидно запоздалый дебют на сцене Большого. Понимаю, как волновался танцовщик, за последнее десятилетие привыкший к преимущественно небольшим западным сценам. Они невольно вырабатывают собранную, экономную, стилистически выдержанную манеру танца. А тут - необъятные просторы сцены Большого, которые надо с ходу "обжить", которые нещадно "пожирают" физические силы...

Совершенно разными показались две малаховские "Жизели", которые он станцевал в паре со Светланой Лунькиной, притом без малейшей претензии сыграть "принца". Хотя танцовщиком четко выстроена и проработана мизансценическая драматургия действия, где немало интересных находок и точных деталей, очевидно, он каждый раз что-то варьирует и меняет. Наивные "детские забавы на лужайке" преобладали в пейзанских сценах первого спектакля. Малаховский герой был естественным, светлым, игривым, очень внимательным и нежным с партнершей. Зато мрачновато-сдержанным во втором с нотками отчаяния и истерии в финальных сценах после сумасшествия и смерти Жизели. Во втором "ночном" акте этот "моцартовский танцовщик" был прежде всего внимательнейшим кавалером в безупречных по чистоте танцевальных линий дуэтах, сумел придать воздушность и полетность танцу дамы. Он продемонстрировал стремительнейшие повторные диагонали вдоль шеренги вилис, которые когда-то идеально делал и, кажется, первым ввел в этот балет Михаил Барышников. Лабильными были более чем скромные малаховские партерные вращения, просчеты в которых он удачно актерски обыграл, точными и ловкими воздушные туры в пятую позицию. Невысокими его финальные кабриоли...

Мы привыкли к более интенсивной и выразительной театральной подаче хореографического материала второго действия, эмоциональной наполненности каждого па. Наш мужской состав - серьезная конкуренция любому гастролеру. Это наглядно подтвердили и сентябрьские "визиты" зарубежных гостей, после которых, думаю, мы начнем повнимательнее относиться к собственным артистам (хотя, кому дано, с того и спрос построже). Ведь Большой театр, по сути, пригласил - на нынешний день - лучших из лучших. Пока что не появлялись разве что и опытные, и юные парижские принцы, приезд которых, надеюсь, не за горами.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;