Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7294) 27 сентября - 3 октября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ФЕДОР ЧЕХАНКОВ: "Вот и закончился грустный мой праздник"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото А.СТЕПАНОВА


Ф.Чеханков

29 сентября спектаклем "Любовь дона Перлимплина" Ф.-Г. Лорки на сцене Театра Российской армии Федор ЧЕХАНКОВ отметит 40-летие своей творческой жизни. Хранить верность одному театру в течение нескольких десятилетий, поверьте, непросто. Тем более что драматические ситуации зачастую подталкивают к обратному. К тому же и попал в тогдашний ЦАТСА 22-летний Чеханков достаточно случайно. Окончил Щепкинское училище, где его педагогами были великие артисты - Вера Пашенная, Игорь Ильинский, Михаил Царев. Кстати, Пашенная едва не выгнала Чеханкова со своего курса за любовь к новомодному рок-н-роллу: он рискнул продемонстрировать актрисе бывшего императорского театра этот "танец обезьяны". По счастью, обошлось. Получив диплом, Чеханков столкнулся с новой проблемой: без московской прописки в столичные театры не брали. Он же имел счастье происходить из орловской театральной семьи. Все пять лет учебы прожил за ситцевой занавеской у дверей комнаты в коммуналке, где мама снимала ему угол за 25 рублей в месяц. Вновь помогли добрые люди: прописали обманувшего милицию выпускника временно на год - как студента, еще не закончившего учебу. А педагог Щепкинского Натэлла Тодрия попросила Бориса Львова-Анохина, работавшего тогда в ЦАТСА, обратить на Чеханкова внимание. В результате его зачислили в труппу, отчего он ощутил себя безмерно счастливым. Было это осенью 1961 года.

    

- Федор Яковлевич, счастье было связано с приобретенным статусом столичного артиста?

- Конечно. Провинциальный мальчик думал, что судьба зажгла ему свечу. Вы знаете, кем были столичные знаменитости для артистов из провинции - богами, небожителями!

    

- А перспективы для себя именно в ЦАТСА вы тогда видели?

- Я об этом совершенно не думал. Представить в то время, что я буду на этой сцене играть "Учителя танцев" вместо знаменитого Владимира Зельдина было немыслимо. Тогда мы слова "карьера" не знали. Мы хотели играть и действительно были счастливы, выходя в массовке. Хотя зарплата была 69 рублей.

    

- Помните свою первую роль?

- Это был солдатик Митяй из пьесы Н.Погодина "Не померкнет никогда". Я подтягивал нос, гримировался под небритость. И мне казалось, что огромная масса зрителей смотрит только на меня. Я страшно гордился, что выхожу на одну сцену с Андреем Поповым, Владимиром Зельдиным, Любовью Добржанской, Ниной Сазоновой.

    

- Начало творческой биографии кажется вам удачным?

- Да. Первая серьезная работа, определившая меня как артиста, случилась в дипломном спектакле Леонида Хейфеца "Шоссе на Большую Медведицу" Ю.Семенова. Пьеса, как я сейчас понимаю, была достаточно средней, но я сыграл "своего" героя - такого "розовского мальчика", чистого, наивного, романтичного. Хейфец мне открыл самое главное в профессии - в каждой роли должны присутствовать твоя боль, твоя суть. После окончания Щепкинского училища я этого еще не понимал. Там другая была школа - голоса, жеста, пластики, надо было уметь уходить со сцены под аплодисменты. Потом я сыграл у Львова-Анохина в спектакле "Когда танцуют розы". Там меня заметили, даже Борис Александрович удивлялся: "А вы что, действительно талантливый мальчик?" Наверное, помогла искренность, какая-то пульсация, которая и сейчас во мне есть. Все что угодно со мной сделало время, но этой пульсации оно не убило. Если что у меня и получалось, то лишь тогда, когда роль совпадала с моими внутренними ощущениями, если там был крик души, желание справедливости. Что говорила Фаина Раневская? Главное в роли - сострадание. Если этого нет, то нет и артиста.

    

- В театре "желание справедливости" - занятие неблагодарное. Часто ли вам доводилось переживать обиды?

- Врать не буду, было безумно обидно, когда я понимал, что мимо проходят мои роли. С тем же Хейфецем я сделал его первый спектакль, и все говорили, что если и есть что-то в этой постановке, так это появление молодого артиста с непонятной фамилией Чеханков. А потом начался его удачный период в Театре Армии, когда возникли спектакли "Мой бедный Марат" А.Арбузова, "Тайное общество" Г.Шпаликова, но я там не играл. Когда из знаменитого спектакля "Павел I" ушел Олег Борисов, была драматичнейшая ситуация в моей жизни, мне безумно хотелось сыграть Павла. Опять не сложилось.

    

- Вы не пытались выяснить отношения?

- Я этого не люблю. Это до добра не доводит. Слово за слово, и вылетит какая-нибудь обидная фраза, которую люди не прощают. Я-то сам забываю обиды, но это заложено в моем характере. Что, кстати, не делает мне чести. Есть люди, которые меня очень сильно обидели, я бы даже сказал, жестоко под дых дали. Прошло десять лет - я забыл, никакой злобы на них не держу. Понимаете, вы можете не знать про какие-то мои плохие поступки. Но я-то про себя все знаю. И когда долго ночью не спится, о многом думаю. Клянусь, мне не в чем себя упрекнуть по большому счету. По мелочам - да, конечно, с кем не бывает. Я, к сожалению, никогда не был ни с кем в команде, всегда - один. А потому мне часто говорили: ну, вы такой, к вам на козе не подъедешь. На что я отвечал: а вы пробовали ко мне подъехать на этой козе?

    

- Закрепившееся за вами благодаря телевидению и эстраде амплуа "поюще-танцующего" артиста не мешает ли вам в драматическом театре?

- Вот спросите меня: "Федя, что бы вы хотели сыграть?", - и я вам назову не Хлестакова, не Фигаро, а Карандышева, Тихона в "Грозе". А если говорить об амплуа, то я ощущаю себя не простаком и не "синтетическим артистом". Я - абсолютный, ярко выраженный неврастеник. Не случайно я прилично сыграл Генриха VIII в "Человеке на все времена" Р.Болта, Дарнлея в "Вашей сестре и пленнице" Л.Разумовской по мотивам шиллеровской "Марии Стюарт". Но в этих спектаклях у моих персонажей - практически по одной сцене. Правда, там есть все: слезы, истерика, вера, надежда, наив, крик справедливости. Мне все это близко. Поэтому я не хочу участвовать в очередном музыкальном спектакле, где бы я опять бегал по лестницам и пел куплеты. Давно такая слава за мной тянется. Помню, Мария Осиповна Кнебель, ставя когда-то "Влюбленного льва" Ш.Дилени с моим участием, наивно сказала: "А может быть, придумать какие-нибудь буги-вуги на появление Чеханкова?" И я, будучи очень молодым, не побоялся ей возразить.

    

- Переломить подобный стереотип восприятия сложно?

- Я очень многое ломал, но все равно до конца доломать не могу. Помимо уже названных близких мне ролей, я играл в спектакле "Контракт на убийство" С.Мрожека. Более того, был инициатором постановки и много интересных вещей предложил режиссеру А.Вилькину. Но для нашего театра интеллектуальная драматургия, видимо, не подходит. Через три года спектакль сняли - врать не буду, народ не пошел. Хотя я и получил за свою роль премию польского министерства культуры. Я играю "Перлимплина", настоял, чтобы эту пьесу поставили к моему 60-летию. Это притча, а мой герой - Сирано в испанском варианте. Но опять же публике это как-то не слишком интересно.

    

- Зритель всегда прав?

- Вероятно. Но есть еще одно обстоятельство. Наш театр не умеет раздувать кадило успеха. Стабильного успеха я здесь за 40 лет не наблюдал. Возникали отдельные популярные спектакли: "Смерть Иоанна Грозного", "Павел I", "Святая святых", "Идиот". Но интереса к театру в целом, как, скажем, к Ленкому или Таганке, не было никогда. Может, что-то в его названии кроется, или место какое-то заколдованное, или нашу труппу ассоциируют с Хором имени Александрова. Хотя все это ерунда. Главное - не возникает команды, которая притянула бы в театр интересных людей. Кстати, это неправда, что нам военные многое запрещают. "Орестея" же появилась в свое время. Пошли к министру обороны Язову три наши актрисы - Алина Покровская, Людмила Чурсина и Лариса Голубкина - и уговорили этого генерала разрешить "какому-то немцу" поставить "какого-то грека". И вся Москва сюда ломилась. А вообще, наш театр очень драматичный.

    

- Как вы себя в нем ощущаете на грани юбилея?

- Говорят, плакаться нехорошо и надо делать вид, что все нормально. Но не хочу я "делать вид". В октябре у меня всего два спектакля на Малой сцене, тот же "Перлимплин". А на Большую я не выхожу уже девять лет, за исключением правительственных концертов.

    

- То есть в вашем репертуаре сегодня всего один спектакль?

- Фактически да. В минувшем сезоне из репертуара были сняты "Идиот" и "Боже, храни короля!", где я играл. Я ушел из спектакля "Ваша сестра и пленница".

    

- Грустный юбилей получается.

- Грустный. У меня даже в тексте песни есть фраза: "Вот и окончится грустный мой праздник".

    

- И в чем причина? Режиссеры вас не видят? - Не видят. Я недавно читал интервью Бориса Плотникова, где он сказал: играю то, что дают. А мне не очень-то и дают.

    

- А если самому попросить?

- Прошу. И очень много с Борисом Афанасьевичем Морозовым разговаривал на эту тему. Но все как-то безрезультатно. Парадокс-то, что конфликта у меня ни с кем нет. Я все время протягиваю руку для сотрудничества. Не могу сказать, что меня сильно по этой руке бьют. Ее просто не замечают. Честно говоря, я не понимаю, чего ждут. Многие драматические события, которые происходят в жизни, подсказывают, что надо все успевать делать вовремя. И если можно людей незаслуженно не обижать, то лучше этого не делать.

Наверное, внешне я произвожу впечатление победного человека. Включишь радио - поет, по телевизору - поет, концерты и презентации ведет. И чего он ноет-то? Вероятно, и впрямь ныть не надо. Может быть, эта пауза необходима. Но мне тревожно, я боюсь ее не выдержать. Мне надоело вести часовые диалоги с кем-то, но внутри себя. Я потом в реальности на них не решаюсь. Не потому, что я несмелый человек. Поверьте, несмотря на мою субтильность, я человек не слабый. Я прошел сквозь многие драматические ситуации и выжил. Просто не хочу обострять отношения.

    

- Хлопнуть дверью не хочется - театральной или "высокого кабинета"?

- Кончился тот период жизни, когда можно было ходить в высокие кабинеты. Хотя они до сих пор существуют, например, в Министерстве обороны, где меня уважают. Я ведь сегодня на Большую сцену выхожу только в мероприятиях, связанных с Министерством обороны. Представляю театр, говорю красивые слова, естественно, пою. И слышу: ой, как ты хорошо сказал о верности театру и о том, что не хочешь другой судьбы. Но я так и думаю. По первой же просьбе еду на неделю в железнодорожные войска, выступаю в нетопленых ангарах. Сидят солдатики - да не знают они меня, они родились 19 лет назад. Я это делаю не потому, что мне это надо. Мне уже ничего не надо. Звание есть, орден дали. Быть бы здоровым. А хлопнуть дверью Театра Армии? Я этот театр люблю, я там знаю все закутки, все лестницы. Это мой родной дом, и я не хочу из него уходить, прожив там 40 лет. Потому что понимаю, что в другом доме мне будет неуютно.

    

- Но есть же масса антреприз и прочих актерских сборных спектаклей. Вас туда приглашают?

- Я сейчас репетирую у Клима в Центре Мейерхольда, он делает собственный вариант мольеровского "Мизантропа". Там занята молодежная команда. Мне этот язык интересен, я его стараюсь понять. Сам факт, что эти люди мне позвонили, безумно приятен. Репетирую и в родном театре в новом спектакле Александра Бурдонского "Арфа приветствия". Хотя откровенно скажу, что по-настоящему пустоту в моей жизни, в моем сердце это не заполняет. Я перед своей нынешней ситуацией беззащитен.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;