Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7138) 23 - 29 июля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Образование

ИГОРЬ ФЕДОРОВ: "Диплом должны получать талантливые, а не богатые"

Беседу вела Вера ЦЕРЕТЕЛИ


Система высшего образования в России переживает не лучшие времена. А если прибавить постоянную угрозу реформ сверху, то причин для беспокойства достаточно. О положении в сегодняшней сфере образования и проблемах, стоящих перед вузами страны, шла речь на V съезде Российского союза ректоров. Своими впечатлениями об итогах съезда поделился ректор МГТУ им.Н.Э.Баумана, председатель Совета ректоров вузов г.Москвы и Московской области Игорь Борисович ФЕДОРОВ.

- Съезд пришелся ко времени - вузовскую общественность серьезно тревожит сложное финансовое положение и планы реформирования высшей школы. Как это часто бывает, документы реформ готовили не те, кого непосредственно это касается. Отсюда и результат - съезд не принял эти предложения.

    

- В чем состояли идеи реформирования?

- Если сказать концептуально, это уменьшение поддержки государства и перекладывание забот в большей степени на плечи самих вузов. Тревогу вызвало и намерение сократить численность бюджетного приема в вузы. Бухгалтерский подход здесь неуместен, так как потери в политическом, социальном смысле, и даже экономическом, не соизмеримы с мнимой экономией.

    

- В России будут придерживаться собственной системы образования или переходить на западную?

- В планах реформы предполагались более настойчивые меры по внедрению западной схемы. Но это пока только рекомендации. В настоящее время вузы сами определяют схему образования. Кстати, сами авторы концепции поняли, что западная схема у нас не совсем проходит.

    

- Отечественная система образования разработана?

- Федеральная "Программа развития образования" существовала, по-моему, она была разработана в 1994 году, но ее так и не приняли, она затерялась где-то в бюрократических коридорах. Во всяком случае ее нет. Получается, что сейчас концептуального документа по развитию образования нет вообще. Поэтому на съезде говорилось о создании национальной доктрины образования, где были бы обозначены основные приоритеты - прежде всего государственная поддержка системы образования, определение масштабов образования, то есть числа студентов на десять тысяч населения, соблюдение принципов автономности вузов и так далее.

    

- Кто будет разрабатывать эту доктрину?

- Видимо, Союз ректоров и советы ректоров. И еще я предложил разработку "Образовательного кодекса", где была бы однозначно определена законодательная база высшей школы. Существующие законы часто противоречат друг другу, а чиновники трактуют их, как правило, не в пользу вузов.

    

- Это глобальные перспективы. А что происходит в текущей жизни?

- Прежде всего вузы душат финансовые проблемы. Главная из них - долги вузов перед коммунальными службами. С августа 1995 года практически перестали финансироваться расходы вузов на коммунальные услуги.

    

- А если и правда в вузах настанет конец тепла и света?

- Надеюсь, этого не случится. Правительство Москвы обещало нам, что московские вузы ни в коем случае не будут отключены от энергоносителей. Но это сила авторитета Лужкова. А что делать региональным учебным заведениям? Кроме того, перестали поступать средства и на содержание вузов, на материалы для лабораторий и экспериментальные работы. На это идут практически все деньги от внебюджетных источников - от аренды, платного обучения, научных разработок. Все уходит с колес на содержание вуза.

    

- Кажется, на съезде звучали предложения и о приватизации вузов? Это действительно возможно?

- Сейчас нам говорят, что приватизации в чистом виде не будет. Но мы очень настороженно относимся к этим прогнозам. Предполагается многоучредительство. И у нас есть опасения, что в числе учредителей могут оказаться частные лица с "большим кошельком", которые будут делать основной вклад в финансирование вуза. А это, по сути, и есть приватизация. Поэтому ректоры, не протестуя против многоучредительства, хотели, чтобы учредителями были только государственные или региональные организации. Если высшая школа попадет в частные руки, с образованием можно проститься. Например, американцы жалуются, что у них диплом получают "не талантливые, а богатые". То же самое может случиться и в России после приватизации.

    

- Но, кажется, мы уже идем по этому пути - платные вузы плодятся как грибы.

- Да, в России очень много частных вузов, их уже почти половина от государственных. И качество обучения в них вызывает тревогу. Конечно, есть среди платных и сильные институты. Но сама идея частного вуза - это идея прибыли, где образование на втором месте. Частные учебные заведения могут существовать только как дополнение к системе государственных.

    

- Техническому университету имени Баумана конкуренция со стороны частных вузов, я думаю, не грозит. А как котируется диплом МГТУ за рубежом?

- Престиж Бауманского остается по-прежнему высоким. МГТУ входит в число нескольких вузов, репутация которых известна за рубежом. У нас тесные контакты с западными техническими вузами, мы обмениваемся студентами, наших старшекурсников западные коллеги приглашают для научных разработок и продолжения образования, выдавая свои дипломы. Мы получаем также заявки на научные разработки от крупных западных фирм.

Кроме того, сейчас мы значительно перестраиваем программу образования в сторону усиления фундаментальной подготовки. Это позволит выпускникам в нынешней ситуации быстрее перестраиваться, адаптируясь к требованиям рынка. Вводим и новые специальности. Например, инженерный бизнес и менеджмент, экология и юриспруденция, в частности, будут готовиться специалисты в области экспертизы причин техногенных катастроф.

    

- И никаких внутривузовских проблем?

- Проблемы те же, что и у всех, - финансовые. Хотя у нас сохраняется преподавательский состав, от нас не уходят, но ситуация, как и у всех, тревожная. Уровень образования пока мы сохраняем, но экспериментальная база устарела, а без нее технический вуз не может существовать. Молодежь в науку идет значительно меньше, чем раньше, преподавательский состав стареет - нет притока свежих сил. Что особенно беспокоит - наметился четкий разрыв поколений: есть старшие, есть молодежь, а среднее поколение выпало. Это общий процесс, и это болезненно скажется уже в ближайшем будущем.

    

- Есть какие-то реальные предложения со стороны правительства?

- В планах реформирования были и какие-то хорошие вещи. Но в основном пока нам предлагают лишь экономию бюджетных средств. Ставится вопрос об объединении вузов, естественно, о сокращении преподавательского состава.

    

- И что же в итоге делать?

- Что делать, пока не знает никто. Но мы четко знаем, чего не надо делать. Не надо разрушать отлаженную, опирающуюся на многолетний опыт и традиции систему образования. Пока Российская высшая школа сохраняет мировой уровень, это признано всеми. Но это в том случае, если мы не разрушим все. Крайне недальновидными представляются и требования сокращения подготовки инженеров - сделать это нетрудно, но для создания полноценной научной школы нужны десятилетия. В современном мире именно наука и технология определяют место и облик страны в мировом сообществе. Не случаен инженерный "бум" на Западе, такой же бум ждет и Россию, как только она выйдет из критической ситуации. Надо же немного смотреть вперед.

    

- Съезд что-то решил?

- Конечно, нет никакой уверенности в том, что съезд радикально может улучшить ситуацию в системе образования, но он был очень полезен. Хорошо уже то, что высшие должностные лица страны - Кириенко, Сысуев - услышали от ректоров суровую оценку нынешнего состояния высшего образования. Но какие выводы из этого будут сделаны, трудно сказать, нужно время. А пока рано тешить себя надеждами.

Также в рубрике:

ОБРАЗОВАНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;