Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7138) 23 - 29 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстПарад оркестровЗавершился Всемирный молодежный музыкальный форум Анна ВЕТХОВА Организованный правительством Москвы и Росинтерфестом под патронатом Президента России Бориса Ельцина Всемирный молодежный музыкальный форум, приуроченный к юношеским Олимпийским играм, стал событием уникальным. В отличие от спортсменов в задачу музыкантов, конечно, не входило чистое соревнование: они просто дарили москвичам и гостям столицы свое мастерство и прекрасную классическую музыку. В то время как в столице отцвел тополь, спала невыносимая жара и отгремел последними аккордами Конкурс имени Чайковского, организаторы форума заканчивали приготовления к приему многочисленных гостей. А их прибыло немало: только оркестрантов более 800 человек. Участниками этого не имеющего пока аналогов фестиваля молодежных оркестров стали Всемирный детский симфонический оркестр (художественный руководитель Леонид Николаев, дирижер Юрий Ботнарь), Пекинский молодежный оркестр "Золотой парус" (дирижер Хуан Фейли), Ванкуверский молодежный оркестр (дирижер Артур Польсон), Симфонический оркестр Каирской консерватории (дирижер Талей Ганиев), Филадельфийский молодежный оркестр (дирижер Джозеф Примавера), молодежный Израильский филармонический оркестр (дирижер Зив Дорман), Российско-Американский молодежный оркестр (дирижер Дмитрий Лисс), Южноафриканский национальный молодежный оркестр (дирижер Герхард Корстен), Музыкальное общество Кембриджского университета (дирижер Уильям Карслейк) и Венский молодежный оркестр (дирижер Герберт Бек). Правда, если количеством приглашенных коллективов организаторы, безусловно, поразили, то высокий исполнительский уровень обеспечить, пожалуй, не удалось. За редким исключением оркестры играли довольно средне (в это "емкое" понятие входит и нечистое звукоизвлечение, и "разнобой" между оркестровыми группами, и стилистические промахи), хотя организаторы и заявили, что собрали лучшие молодежные коллективы мира. Быть может, такой высокой оценки заслуживают Российско-Американский оркестр (солистом выступил Юрий Башмет) и Венский молодежный оркестр, которые проявили себя ярче и профессиональнее остальных коллективов (мнение организаторов, назвавших в заключение форума три лучших оркестра, несколько иное: кроме Венского оркестра, были отмечены филадельфийский и израильский). А если говорить действительно о лучших, то это, безусловно, Молодежный оркестр Европейского союза под управлением Бернарда Хайтинка, чье выступление на прошлогоднем музыкальном форуме произвело настоящий фурор. Другой вопрос, что целью форума был не столько показ доблестных достижений молодых музыкантов, сколько возможность их творческого общения. Как подчеркнул на открытии форума его художественный руководитель Игорь Гуревич, "главная задача - через содружество музыкантов призвать к содружеству в мире". Думаю, что этой цели организаторы вполне достигли: музыканты имели прекрасную возможность пообщаться не только "на бытовом уровне", но и творчески, образовав единый оркестр. Центральным событием форума стал концерт на Красной площади, где выступил объединенный из десяти коллективов Оркестр мира под управлением Валерия Гергиева. Специально была построена огромная сцена, где и разместились юные исполнители. Их творчеству внимали около 4.500 слушателей. В программу выступления вошли два произведения: "Картинки с выставки" Мусоргского и "Симфоколлаж", созданный композитором Дмитрием Атовмяном на основе произведений классиков XIX - XX вв. В этом концерте на первый план вышли законы шоу: красочное зрелище завершилось звоном колоколов, выстрелами пушек и необыкновенно красивым салютом. Хотя нельзя не отметить, что выбранный репертуар едва ли подходил для исполнения на открытом пространстве ("Картинки" - сложное произведение, воспринимать которое полноценно возможно только в настоящем академическом зале), а звукорежиссеры не смогли должным образом отрегулировать аппаратуру, и потому звучание десяти оркестров по мощи ничем не отличалось от "физических" возможностей одного. Публика, первоначально довольно вяло посещавшая концерты форума (видно, сказалась "творческая усталость" после Конкурса имени Чайковского: туда "бегали" как на работу), постепенно вошла во вкус (думаю, что не последнюю роль здесь сыграло телевидение: на каналах "Культура" и "ТВ Центр" в ежедневных выпусках новостей довольно подробно рассказывалось о форуме), и на закрытии был настоящий аншлаг. Возможно, слушателями и ценителями искусства молодых музыкантов могла бы стать более обширная аудитория, если б оркестры "не заперли" в Большом зале Московской консерватории, а вынесли их выступления, например, на открытые площадки. Если уж целью фестиваля было общение между интернациональной молодежью, то именно в этом случае намного больше молодых людей пришло бы послушать оркестры, ведь консерваторские залы академичны, а кроме того, не слишком удобно расположены. Тем не менее форум все-таки взял свое: постепенно собрал аудиторию, а главное, познакомил и подружил исполнителей из разных стран, чье искусство, возможно, станет основой музыкальной культуры следующего тысячелетия. Также в рубрике:
|