Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 27 (7138) 23 - 29 июля 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Пленяли ли русские молодого Черчилля?

Кое-что о наших связях с Южной Африкой

Беседу вела Светлана ЧАПЛИНСКАЯ


- Взгляните: вот грамота, адресованная царем Петром Первым королю Мадагаскарскому. Русский царь послал первую экспедицию "кругом Африки" в 1723 году. Она, правда, оказалась, безуспешной. Но с тех пор и существует интерес России к государствам африканского континента, - профессор Аполлон Давидсон бережно сворачивает ксерокопию грамоты и кладет на полочку в своем кабинете. - А если говорить о культурных связях, то и они насчитывают сотни лет. Например, в 1798 году, ровно 200 лет назад, российский музыкант Герасим Лебедев давал концерты в Кейптауне (тогда он назывался Капстад). Об этом я нашел упоминание в архивах.

Аполлон Борисович Давидсон - профессор МГУ, автор 10 книг и 200 статей по истории и культуре Африки, по истории связей между Россией и африканскими государствами. В Институте всеобщей истории Академии наук профессор Давидсон возглавляет Центр африканских исследований. А последние четыре года по приглашению Южно-Африканской Республики он руководил Центром российских исследований в Кейптауне.

    

- Аполлон Борисович, в начале века русские аристократы любили африканскую экзотику - охота, сафари... Николай Гумилев ездил туда четырежды - очевидно, тоже за модными впечатлениями?

- На самом деле в прежние времена Африка была предметом интереса для России. Это потом у нас сменились приоритеты - Европа, Америка. А в последнее время во всем мире и вообще наблюдается своеобразный эгоцентризм - интерес в государствах к самим себе гораздо выше, чем интерес к внешнему миру. Он - минимален, страны уходят в себя. Но для меня Африка всегда остается предметом научных амбиций.

    

- А каков же итог российских исследований вашего центра в Африке?

- Один из итогов моей командировки - книга об участии русских добровольческих отрядов в англо-бурской войне 1899 - 1902 годов. Она написана в соавторстве с профессором Ириной Филатовой и вышла в прошлом месяце. Английский вариант я намерен издать по-русски - ведь, несмотря на то, что в будущем году исполнится 100 лет с начала тех сражений, до сих пор открываются интересные факты об участии русских в англо-бурской войне. В русском обществе того времени была сильна англофобия, а бурам симпатизировали - казалось, они были чем-то похожи на русских крестьян. Но, например, все наши исторические источники до недавнего времени утверждали, что число русских добровольцев на этой войне не превышало 40-45 человек. А архивы Южной Африки приводят множество фамилий, которых нет в архивах российских. Я насчитал русских добровольцев не менее 225! Кто же были эти люди? Как выяснилось, в XIX веке была довольно сильная волна эмиграции выходцев из России в Южную Африку - они вступали в русские отряды и сражались на стороне буров. Приезжали и русские эмигранты из Европы.

Интересны факты об участии в этой войне наших исторических фигур. Например, Александр Иванович Гучков отправился на нее вместе с братом. Участие в англо-бурской войне сыграло важную роль в его дальнейшей карьере - у него появилась репутация военного специалиста, которую имели лишь немногие из политиков того времени. Гучков, как известно, стал позже председателем Думы, затем, в 1917 году, - военно-морским министром Временного правительства. В Южную Африку приезжал недавно сын Александра Гучкова - он живет во Франции. Он много рассказывал о своем отце.

Архивы в Африке содержат множество сведений об участии в войне Николая Багратиона - одного из отпрысков царской грузинской фамилии. Это был, пожалуй, самый известный из русских добровольцев. Импозантный, громадного роста, он был очень популярен среди буров - его считали прямым потомком Багратиона, сражавшегося против Наполеона. Однако это не так.

После революции 1917 года Николай Багратион отправил дочерей в Париж, а сам уехать из России не захотел, не смог. В семидесятых годах, будучи в Париже, я разыскал его семью и прочел воспоминания, которые хранятся в их парижском архиве.

Сражался на стороне буров в той войне и молодой инженер Владимир Семенов - позже он стал главным архитектором Москвы, руководил генеральным планом реконструкции столицы в тридцатых годах. В семьях его внука и внучки, которые живут в Москве, и по сей день живы легенды об участии Владимира Семенова в африканских сражениях. Например, о том, что молодой Семенов в Африке участвовал в пленении молодого Черчилля. Я не нашел подтверждения этим сведениям в исторических источниках, но те рассказы, истории и даже песенки с той войны, которые до сих пор помнят в русских семьях, постарался привести в своей книге.

В одном из музеев Йоханнесбурга до недавнего времени висела картина - момент сражения, когда английский капитан Тоус ранит русского офицера Максимова. Евгений Максимов руководил отрядом голландских волонтеров в Африке, он был необычайно отважен и любим бойцами.

Газеты того времени много писали о нем, а теперь упоминаний о бравом офицере нет ни в одной российской энциклопедии, за исключением энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Максимов был, пожалуй, одним из немногих, кто не разочаровался в бурах, на стороне которых сражались добровольцы, но, напротив, до конца дней тепло отзывался об этом народе. Судьба Евгения Максимова была во многом драматична - он участвовал в нескольких войнах, а в обычной гражданской жизни словно не находил себе применения. Но в Африке Максимова помнят, и потому мы в книге рассказали подробно о его жизни. Правда, картина, висевшая в музее Йоханнесбурга, теперь снята и отправлена в запасники. Дело в том, что до недавнего времени в музеях ЮАР была представлена только история белого человека. Сейчас экспозиции меняются (в связи с изменением политики государства) - это, видимо, оправданно. Но иногда из экспозиций уходит то, что составляло суть исторических событий - как это произошло с картиной, о которой мы с вами говорим.

В архивах Южной Африки я нашел интересные свидетельства о миссии Красного Креста из России - петербуржцы развернули там два полевых госпиталя, раненых лечили лучшие хирурги, а возглавлял эту миссию главный терапевт петербургского Мариинского госпиталя Николай Иванович Кусков.

    

- Ваша книга вызвала интерес в Африке?

- Когда я пришел к издателям с ворохом документов, фотографий, они сразу же сказали, что им будет интересно издать такую книгу. Более того, мы с соавтором, Ириной Филатовой, получили заказ еще на одну книгу - об истории взаимоотношений России и Южной Африки в ХХ веке.

    

- В Южной Африке сейчас многое меняется - не только политика, но, очевидно, и культура...

- Да, это так. В целом, конечно, ЮАР бескровно перешла от господства белых к господству черных. И культура белого человека на самом деле меняется на культуру человека черного - Африка меняет кожу в прямом и переносном смысле этого слова. Уже очевидно то, что везде - в науке, на производстве, в управлении, в культуре - преимущество отдается чернокожим. Белому человеку теперь трудно найти не только "место под солнцем", но и просто рабочее место. Этот процесс, видимо, можно считать объективным - мы видели и видим множество подобных примеров, когда государства начинают отстаивать свою независимость. Однако очевидно и то, что культура белого человека определяла не только плохое, но и хорошее в жизни Африки.

Наблюдая в ЮАР эти сложные процессы, я сначала пытался провести параллели с Россией двадцатых годов, но потом понял, что все не так. Ведь русские выдвиженцы тех лет были, в сущности, носителями той же национальной культуры. А в Африке пришли к господству люди с иными взглядами на развитие человечества. Мировая история твердит о великих географических открытиях Азии и Африки. Они вопрошают: "Почему вы считаете, что вы нас открыли? Мы были!" И с этим, согласитесь, трудно не считаться.

Все более популярной становится идея африканского ренессанса - впервые она прозвучала в прошлом году. Многие европейские ученые относятся к этой идее с элементом скептицизма. Один английский журнал, обсуждая на своих страницах эту тему, поместил весьма ядовитую карикатуру, обыграв андерсеновскую сценку с голым королем-африканцем... Востокоцентризм, афроцентризм на самом деле берет в этом регионе верх. Отстранение от дел белых мужчин (женщины там традиционно занимаются домашним хозяйством) - это официальная политика: будь то профессор университета или управленец. А ведь сегодня это наиболее образованная часть общества.

    

- Как сказываются все эти коллизии на развитии научных, культурных связей между странами? Ведь они и существуют-то всего несколько лет...

- Дипломатические отношения между нашими странами были установлены в 1992 году. В 1989 году мы с моей коллегой Ириной Филатовой были, пожалуй, одними из первых ученых, посетивших ЮАР. О культурных связях тогда речь не шла вовсе. В начале девяностых годов все стало меняться. В Южную Африку приехали с гастролями наш балет, цирк. Правда, интерес к России до сих пор питается здесь предрассудками. Страх, прежний страх перед ядерной державой сменился некоторым недоверием. И это ощущается во всем. Например, на первый концерт Ансамбля песни и пляски Российской армии билеты продавались свободно, а на второй их уже достать было невозможно, и закончились гастроли с оглушительным успехом.

В 1994 году был открыт в Кейптауне Центр российских исследований. На торжественной церемонии присутствовал вице-президент ЮАР Табо Мбеки - он передал приветствие лидера страны Манделы. В нем говорилось о том, что центр должен стать мостом между нашими странами, развивать взаимопонимание.

А в 1996 году в Кейптауне открылся и Русский клуб - на его собрания приходят не только наши соотечественники, но и южноафриканцы, как белые, так и черные. Одно из недавних собраний было посвящено Булату Окуджаве.

Это все факты отрадные. Но вот другой пример: несколько лет назад студенты одного из самых больших университетов, в Йоханнесбурге, устроили настоящий бунт против "засилья" в преподавании европейской истории, европейских языков. И русскую кафедру, наряду с некоторыми другими, там закрыли. В Африку все более проникают идеи афро-американского движения "Нация ислама". Мысль лидера этого движения Фарахана о том, что белый человек - зло и что черный человек должен заставить его компенсировать все то зло, которое он причинил черному человеку, становится здесь все более популярной. И лично меня, например, весьма насторожил факт недавней поездки Фарахана по ряду стран мира (в том числе он был принят и в Дагестане).

Впрочем, эти процессы ведь объяснимы. Южная Африка, пережившая целую эпоху апартеида, сейчас переживает взрыв национального самоутверждения. Мы можем критиковать или оправдывать нынешнее положение дел, но факт есть факт: прежняя политика сыграла роль бумеранга в отношении белого меньшинства в стране.

Не скрою, в связи с африканизацией интерес к изучению европейских языков, к европейской культуре в целом здесь упал. Это в общем видно и по работе Центра российских исследований. Последние два года мы существовали лишь на энтузиазме Кейптаунского университета - в поддержке государства, как и в поддержке спонсоров, нам было отказано. Но для меня этот регион по-прежнему полон исторических загадок и научных тайн.

Например, на развитие оперного искусства Южной Африки большое влияние оказала певица Ксения Бельмас - она эмигрировала из России в 20-е годы, пела в Берлинской опере, в Ла Скала, а позднее выступала на лучших африканских сценах, руководила школой оперного искусства. Южноафриканские балерины в начале века учились у балета Дягилева в Европе. В Южной Африке живут потомки Парвуса - он нам известен по книге А.Солженицына "Ленин в Цюрихе". Парвуса считали злым гением Ленина. В ЮАР умер некто Шварцбард, который на одной из парижских улиц в упор убил Петлюру. В государственных и в частных архивах далекой Африки еще хранится множество свидетельств, имеющих отношение к нашей родной истории.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;