Грустные песни о Главном
Наталия КАМИНСКАЯ
1Активный театральный сезон закрыт. На макушке лета лишь самые предприимчивые коллективы доигрывают спектакли - делают сборы на туристах, которых особенно много в Москве и Санкт-Петербурге. Редкая театральная птица долетает в эти дни до середины России, а тем более вырывается на просторы СНГ. Можно с печальной уверенностью констатировать, что гастроли как вид театральной деятельности отпали за дороговизной, подобно визитам среднеобеспеченного россиянина из Вологды - к своим родственникам в Керчь. Самое время для СМИ - подводить итоги прошедшего сезона, назвать события, нащупать тенденции, сделать прогнозы.
2 Судя по публикациям, сезон был подобен флюсу. Воспаление вялотекущее, болезненное и плохо поддающееся лечению - скандалы в театральных коллективах. К середине июля четыре московские газеты отдали целые полосы под не столь уж экстраординарное событие - уход главного режиссера из театра. Однако и то правда - много ли в Москве главных режиссеров, подобных ушедшему из Театра на Малой Бронной Сергею Женовачу, у которого и творческая репутация, и возраст, далекий от полувекового? За мощной газетной раскруткой московского факта стушевался аналогичный санкт-петербургский. Где уже не "зубастый" директор театра, а - поднимай выше - знаменитые своей "любовью" к режиссерам петербургские власти убирают из Тюза Анатолия Праудина. Тоже, заметим, художника с талантом, репутацией и непенсионным возрастом.
3 Тасуя в разных пропорциях обстоятельства увольнений, СМИ, согласимся, вполне адекватно подытожили прошедший сезон. Ведь собственно художественных событий последний не преподнес. На бледном творческом фоне особенно выпукло прорисовывается ситуация с театральной кадровой политикой. Не съедаемые властями и собственными директорами, мэтры московской режиссуры на этот раз не порадовали нас премьерами. Исключение составил лишь А.Гончаров, выпустивший с молодежью Театра им. Вл.Маяковского шекспировскую пьесу "Как вам это понравится". Мы по- прежнему устанавливаем творческую планку на уровне имен, давным-давно утвердивших собственное лидерство. Оставляем за скобками возраст, состояние здоровья и, наконец, право лидера на паузу без объяснения причин. На остальной режиссерской территории между тем царит полная неразбериха. Процесс смены режиссерских поколений все больше увязает в организационном бездорожье. Государственная стационарная модель театра сулит молодому кандидату в лидеры либо беззастенчивый директорский диктат, либо финансовую необеспеченность, либо и то, и другое вместе. В эти дни к уже свершившимся фактам отстранения от работы Женовача и Праудина добавилась забастовка новосибирского театра "Красный факел". Прославленный коллектив, несколько месяцев не получающий зарплату, не может добиться толка от своего губернатора (подробно об этой ситуации читайте на 3-й странице). О неблагополучии с режиссерскими кадрами в тридцати регионах России также недавно рассказала наша газета. Главные причины режиссерских вакансий - отсутствие бюджетного финансирования театров и неограниченная власть театральных директоров. Вот бы в этой ситуации и обратить взоры на частное сценическое предпринимательство. Однако не обольщайтесь. Отечественный театральный продюсер - вовсе не тот клиент, который озабочен раскруткой режиссерского имени. Практика наших частных, по большинству антрепризных проектов пока что показывает - он и актерское имя не очень-то раскручивает. Скорее, так скажем, прибирает к рукам имя готовенькое, взращенное в стационаре, и при помощи непыльного труда, который лишь с большой натяжкой можно назвать режиссерской работой, наращивает собственную кассу.
4 Профессия "главный режиссер" всегда была штучной, слишком много требовала она уникальных личностных качеств. Теперь же и вовсе становится дефицитной. А спрос и предложение на нашем театральном "базаре" запутались во взаимных неплатежах.