Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7145) 10 - 16 сентября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИ дольше века длится мигНовая жизнь старых фотографий Александр ХОРТ Только что вышедший в свет альбом "Серебряный век в фотографиях А.П.Боткиной", безусловно, привлечет внимание читателей, станет праздничным событием в нашей духовной жизни. Название "Серебряный век" получил сравнительно небольшой временной отрезок - с конца прошлого столетия до 1917 года. По насыщенности талантами, по совершенству созданных ими художественных и духовных ценностей это одна из самых блистательных эпох в истории российской культуры. То время обладало неповторимой атмосферой - утонченной, изысканной, светлой. Как ее можно передать, как воспроизвести, какими словами описать?.. Именно дух времени можно почувствовать, разглядывая фотографии, сделанные Александрой Павловной Боткиной - дочерью П.М.Третьякова. Будучи, что называется, фотографом-любителем, А.П.Боткина снимала очень много, занималась этим смело. Ее не пугала перегрузка кадра какими-либо малозначащими, а то и просто отвлекающими внимание предметами. Зато сейчас мнимые недостатки оказались достоинствами. Простые бытовые подробности способны порой рассказать об ушедшем времени гораздо больше, чем обстоятельные научные исследования. Это и подтверждает новый альбом, любовно изданный журналом "Наше наследие" при финансовой поддержке акционерного коммерческого банка "Новатор". Объектом внимания А.П.Боткиной были в основном семья, друзья, знакомые. С желания оставить на память портреты близких людей и началось ее увлечение фотографией. Круг же ее общения составляли люди, имена которых навсегда вошли в историю мировой культуры. Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский, Т.П.Карсавина, В.Ф.Нижинский, В.И.Качалов, О.Л.Книппер-Чехова, С.П.Дягилев, З.Н.Гиппиус, М.М.Фокин, М.Ф.Ларионов, не говоря уже о родителях. Это не парадные снимки, они лишены какой-либо постановочности, они словно сделаны скрытой камерой. Вот вы случайно заглянули в комнату, где в это время Ф.И.Шаляпин дразнит своего бульдога; вот вы застали плохо выбритого А.И.Зилоти с папироской в зубах; вот на балконе дурачатся С.С.Боткин, О.Л.Книппер-Чехова, И.М.Москвин; вышли за ограду, а там пристроился на этюдах К.Ф.Юон... Все снимки аккуратно хранились автором в альбомах, для каждого разворота создавалась продуманная композиция. Несмотря на то что их создательница пережила три революции, несколько войн, переезды с квартиры на квартиру, из города в город, эти "кодаковские" альбомчики сохранились (так же, впрочем, как и негативы, рукописи, детские письма - все то, что порой поспешно выбрасывается, а между тем в каждом семейном архиве таится душа поколения). Ныне хранительницей этих альбомов является правнучка А.П.Боткиной - кинокритик Екатерина Хохлова. Она и автор- составитель нового издания. Как составитель подобрала и классифицировала фотографии. Как автор подробно рассказывает о жизни и судьбе А.П.Боткиной. О ее детстве, пришедшемся на годы становления Третьяковской галереи; о петербургском периоде ее жизни, туда она переехала, выйдя замуж за С.С.Боткина; о сорока летних сезонах, проведенных на даче в подмосковном Куракине; о зарубежных поездках по Европе... В тексте масса интересных фактов. Обращает на себя внимание и прекрасно составленный указатель имен - здесь много редкой информации. Художественное оформление и дизайн "Серебряного века" создал Александр Рюмин. Этот мастер известен редко встречающейся сегодня способностью передавать в современных дизайнерских формах книги едва уловимую ауру, стиль и образы, характерные для соответствующей эпохи. Оформление этого необычного альбома разработано таким образом, что фотографии А.П.Боткиной словно возникают из плоти культурного пространства серебряного века, представленного редко публикуемыми произведениями, напоминающими о выдающихся свершениях в разных областях искусства. Вдобавок созданный А.Рюминым визуальный ряд показывает, как частная жизнь семьи Третьяковых-Боткиных объединила череду постепенно сменяющихся художественных воззрений - реализма, символизма и авангарда. Типографика этого по-настоящему современного издания отличается теми художественными традициями оформления книг, которые в свое время были заложены такими мастерами, как А.Бенуа, К.Сомов, Л.Бакст, М.Добужинский и др. Их работы тоже обильно представлены на страницах альбома, что в дни празднования столетия "Мира искусства" весьма кстати. Также в рубрике:
|