Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7145) 10 - 16 сентября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Птица-феникс Алла Осипенко

снова появилась на сцене

Беседу вела Юлия ЯКОВЛЕВА
Санкт-Петербург


По красоте и совершенству линий ее сравнивали с Ольгой Спесивцевой. Общим со Спесивцевой было и неблагополучие судьбы. Обе балерины были трагическими символами своего времени, и каждой предназначалась участь аутсайдера. Осипенко могла бы повторить вслед за Ахматовой:

А я иду - за мной беда,

Не прямо и не косо,

А в никуда и в никогда,

Как поезда с откоса.

Но за ее взлетами и падениями чудится поэтика лермонтовского "Паруса": "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой..."

Большую часть времени Осипенко проводит за границей. Но в этом году она задержалась в Петербурге: неутомимый Александр Белинский пригласил ее на главную роль в спектакле Театра музкомедии "Жизнь артиста".

- В самом спектакле не пришлось менять что-то "под меня". Наоборот, все встало на свои места хотя бы потому, что для главной роли артистки Музкомедии слишком молоды. Моя героиня приехала откуда-то из-за границы, приходит в театр, в репетиционный зал и вспоминает, как работала, как ее выгнали на пенсию, как появилась внучка, которая тоже пошла по тернистому актерскому пути. Вторая часть спектакля - бенефис артистки. Здесь мне ничего не надо делать: просто стой и принимай поклоны. Правда, танцую там танго.

    

- Почему именно оперетта?

- У меня связано с ней много воспоминаний - они накопились за годы, проведенные в Ленконцерте. Даже если кому-то покажется, что сумасшедшая Осипенко опять во что-то ввязалась, то мне на это наплевать. Я думаю только о том, что получится на сцене. Все танцуют, никто на меня не в обиде. Ни на чье место я не лезу. Это главное. Я - не интриганка. Все довольны, и мне от этого хорошо.

    

- Алла Евгеньевна, как часто вы приезжаете в Петербург?

- Не часто. Обычно раз в год. Но сейчас отказалась от летней работы в Хартфорде. Специально заключила контракт с сентября по май, чтобы освободить лето. Я могла бы плюнуть и на это, но... Во-первых, растет внук. Я нужна ему. Во-вторых, если я потеряю контракт, мне попросту не на что будет жить. Пенсия - 373 рубля. Я уходила со сцены с окончательным расчетом в 186 рублей - не могла даже выкупить вещи из ломбарда.

    

- В чем заключаются ваши обязанности в Хартфорде?

- Я педагог и репетитор. Репетирую возобновляемую классику. Сейчас в труппе появился хороший русский мальчик, внешне напоминающий Марковского. Хочу передать ему па де де из знаменитой "Ледяной девы". Там даже не подозревали, что у нас в России в 1927 году могла быть создана такая хореография. Так и сказали: "Не может быть"... Также преподаю танец. Воспитала кордебалет для этой компании. Девочки, конечно, особенно не блещут способностями, но танцуют "в стиле". За их "вагановские" руки могу ручаться. И потом я заставила мыслить иначе: не "заплатил деньги и пришел", а "пришел, потому что люблю". Этого раньше не было. Могли стоять и зевать тебе в лицо - от этого я тоже отучила. Печально, что в массе своей американки чужды культуре. Когда я сказала ученицам что-то о Тальони и Эльслер, они смотрели на меня пустыми глазами: не знают, кто это. И самое ужасное - их это не интересует.

    

- Какие люди сыграли важнейшую роль в вашей жизни?

- Если говорить о творчестве, то, конечно, муж, Джон Марковский. До встречи с ним я ненавидела систему Кировского театра. Все твердят: не сделан спектакль. А как он мог быть сделан! Приходит партнер на "Лебединое": выписаны три репетиции. Попробовали туры за палец, туры с руки, и до свидания. Я безумно искала постоянного партнера на сцене, с которым можно было бы решать творческие проблемы... Потом - Никита Долгушин. Он буквально втащил меня обратно на сцену после тяжелейшей депрессии. Поэль Карп, Марина Шамшева, Татьяна Вечеслова. И, конечно, моя семья. Мой дядя - пианист Софроницкий. Я росла в семье бабушек. Жили по старому дворянскому укладу: в 8 утра чай, в час - завтрак. Они говорили: "Ляляшка, мы пережили пятерых царей - Александра II, Александра III, Николая II, Ленина и Сталина". Для них не существовало разницы. Они жили по другому времени. Вероятно, это сказалось и на мне: всю жизнь я шла не в ногу.

    

- Что для вас важнее: победы или поражения?

- Поражения. Они заставляют задуматься и сделать выводы для себя. А победы... Это сейчас говорят и ахают. Когда я танцевала, ничего подобного не было. Много критиковали. Я не почивала на лаврах. Всегда казалось: это плохо, и это, и то. Новый же спектакль - это общая победа, а не лично моя.

    

- С какой ролью вам было труднее всего расстаться?

- Эта роль - сцена. Я недавно смотрела по телевидению интервью с Катей Максимовой. Оно меня огорчило. Знаю, какую жизнь прожила Катя, сколько на ее пути было препон. И после этого говорить: да, я ушла со сцены, и меня это не волнует, я обрела себя в другом качестве. Это совершенно другое качество! Расстаться со сценой - это почти как расстаться с жизнью. Ты выходишь из театра, подав заявление, оказываешься на улице, и вдруг тебя пронзает: ты больше никто. Будто и не было ничего. Все ушло. Провалилось. Меня не волновало мое социальное положение. Главное, я не любила преподавать. До сих пор не люблю. Не вижу смысла. Катя говорит: вот девочка обещающая. Допустим, это так. Но если я двадцатилетней девочке буду передавать то, что нажила сама, свою трагедию, боюсь, она меня не поймет. Она с этим не справится. А просто учить танцевать мне не интересно. Интересно вырастить личность. Но трудно встретить такого ученика. Сейчас я рискую вновь появиться перед зрителями, потому что не представляю себя вне сцены.

    

- Алла Евгеньевна, как вы считаете, человек - хозяин своей судьбы?

- Не знаю, что такое хозяин. Мне часто говорили: характер ломает вашу судьбу. Но с другой стороны, именно судьба формирует характер. Раньше я была веселой хохотушкой. До первой травмы. Вернулась в театр только через два года. Говорили, что я никогда больше не смогу танцевать. Вот это характер: победить свою травму. Я победила и пришла. И этим обрекла себя на все последующие мучения. Но ни минуты не раскаивалась: значит, это судьба. Я - фаталистка. Не знаю, как можно построить свою жизнь, не умею этого и не умела. Можно попробовать. Например, я хочу быть рядом с внуком. Все бросаю, приезжаю и живу здесь. Тогда вопрос: где я возьму на это деньги? Значит, я должна снова возвращаться в Америку. Видите, теоретически я могу переделать свою судьбу, как захочу. Но все-таки иду у нее на поводу. Значит, это фатум, и иначе нельзя.

    

- Что труднее всего вам преодолевать в себе ради профессии?

- Приходится до старости лет отказывать себе в еде. Но к этому я привыкла. Это нетрудно. Бог дал мне фигуру, которую хореографы смогли оголить, показать такой, какая она от природы. Поэтому я ее берегу. Не хочу, чтобы ученицы видели меня толстой - ведь от них я требую стройности. Но самое тяжелое - это травмы. Всю жизнь травмы. После первой восстанавливалась два года. Тогда и познакомились с Никитой Долгушиным. Мне было 22, а он учился в 4-м классе. Я приходила в их класс разрабатывать ногу. Знала, что Евментьева - хороший педагог, и к тому же полагала, что у мальчиков проще экзерсис... Потом пошло-поехало: одна травма за другой. Ахилла нет, руки были все переломаны, плечо вывернуто, в тазобедренные суставы железо вставлено. Операции, операции, операции... Но именно первая травма и научила меня преодолению. К сожалению, в жизни я не всегда была способна что-то преодолеть. Я - слабый человек. Подчас не могу настоять на своем. Как сказал Никита: "Я думал, вы - ведущая, а вы, оказывается, ведомая".

И одиночество: восемь лет абсолютно одна. Вот сейчас нашла свое давнее письмо к сыну: "Вы не понимаете, что такое жить в чужой стране, среди чужих людей. Совсем одной. Ведь у вас семья. Даже в ссорах семья. Я все должна вынести в полном одиночестве". Это тоже преодоление, тоже судьба.

    

- В одной из статей о вас было написано: "Жизнь, как самоубийство". Но все-таки жизнь. Вероятно, что-то всегда удерживает вас у последней черты?

- Последняя черта... Это закончилось не так давно. Я падала долго. Близкие всегда говорили: "Ну, Осипенко, ты просто птица- феникс. Вот уже, кажется, пепел, а ты встаешь и снова куда-то идешь". Видите этот нефрит? (Указывает на кулон). Его подарил мне один китаец. На этом талисмане - птица-феникс. Значит, можно почувствовать человека, абсолютно его не зная!

Когда я ушла, все словно забыли, что вообще такая существовала. Это был 1981 - 1982 год. Мама устроила меня вахтером в какой-то институт. Сказала: "Алла, ну надо выходить на люди как-то". На что я ответила: "Я лучше сопьюсь под забором, чем пойду работать вахтером". Не считаю эту профессию унизительной, но для меня... Я не могла перейти на такую работу... Крошечная пенсия. Семья, которую надо кормить. Одиночество. Не могу без ужаса вспоминать то время.

    

- Вы помогали художникам-неформалам. Как это было?

- Первый муж был художником. Много художников было и среди знакомых. Еще помнилась всем "бульдозерная выставка". Мне предложили: "Алла, давайте рискнем. Мы уже десять лет не знаем, кто над чем работает, кто как думает". У меня была квартира 200 метров. В ней и разместили выставку. Она просуществовала месяц. Потом нагрянула дирекция Ленконцерта - прорабатывать меня. На дверях квартиры вывесили табличку "Выставка закрыта". Три дня я сидела под домашним арестом - решали, что со мной делать. Потом поняли, что сажать вроде не за что. Вызвали в обком партии: "Вы неглупая женщина, как вы могли такое сделать?" "Знаете, - отвечаю, - и на старуху бывает проруха. Но я не считаю это такой уж прорухой. Было очень интересно. Люди увидели интересные работы". Ответом мне было: "Ну, мы надеемся..." И все в таком духе. Всю жизнь они так и надеялись напрасно на мое "благоразумие". "В партию хотели вас принять, а вы..." Перебиваю: "А я вас просила?"

    

- Что самое ценное вы приобрели за последние годы?

- Приобрела... Потерь было много. Приобрела - в жизни каждому пригодится, особенно актеру, - веру в то, что надо надеяться только на себя, на свои силы. Стала спокойнее, тверже. Раньше боялась, что этот скажет, что - тот, и в итоге - сидишь и ничего не делаешь. Я приобрела мужество.

    

- Что значит для вас дом, семья?

- Уютным мой дом был только до войны: когда были бабушки, а я была маленькой. Была какая-то другая жизнь... Вообще я заметила: если уйти из жизни в 30 лет, то этот временной промежуток окажется длиннее прожитых потом лет. От 30 до 40 - так-сяк. А после сорока отсчет идет все скорее и скорее. "Время гонит лошадей". Жизнь прошла какими-то эпизодами. Я не ощущаю груза лет - как ощущала его в 35. Не тороплюсь жить. Единственное, чего я по-настоящему хочу, это быть хорошей бабушкой своему внуку. А остальное: пришло - спасибо, не пришло - тоже не проблема.

    

- И как вам в амплуа бабушки?

- Отлично. Правда, внук часто говорит: "Бабушка, когда ты будешь старенькой..." Или: "Бабушка, ты у меня все-таки ку-ку". Я хочу, чтобы он был богат духовно. Не гнался за деньгами. Все самое значительное получалось у меня именно так. С Сокуровым, Алексидзе, Чернышевым, Григоровичем я работала бесплатно. У Якобсона проработала два года, получая всего 70 рублей в месяц, - а ушла из Кировского с четырехсот. Но когда я сказала: "Ленюш, так невозможно, у меня семья, я вещи стала продавать", он бросил мне: "Стяжательница! Ты зачем сюда пришла?" Я замолчала, потому что действительно пришла не за деньгами, а за балетмейстером Якобсоном. Да, без денег нельзя. Но я хочу, чтобы внук понимал: не ради них надо жить... Он растет чутким ребенком. Мы смотрели "Сильфиду" в Мариинском театре, и мне нравилось, как он реагировал: зал не аплодировал, а он весь был на сцене и вдруг начинал сам хлопать - значит, что-то индивидуально понравилось.

    

- А каковы ваши впечатления от того спектакля?

Я ходила посмотреть на Марину Чиркову: с ней и Майей Думченко занималась приватно. Сама атмосфера в театре убивает: кажется, кордебалет мысленно витает где-то возле собственных дач и машин. Они не думают о том, где они. Скучно. Это же Мариинский театр! Гергиев делает огромное дело. Я слушала "Силу судьбы" - высший европейский класс. А что же балет?

    

- Вас часто называли Настасьей Филипповной - и в жизни, и на сцене. Какая героиня сейчас отвечает вашему самоощущению?

- А все та же Настасья Филипповна... Помню, мы с Никитой начали разучивать его Анданте на музыку Чайковского - эта работа тогда буквально вытащила меня из пропасти. Вдруг он появился на репетиции в каком-то кучерявом паричке. Я сразу сказала: "Так нельзя. Это номер про нас. Мы, с нашим возрастом, пришли рассказать о том, что пережили, не надо подделываться под молодых, доказывая, что нам еще можно выходить на сцену". Не надо бояться того, что есть.

Не могу сказать, что мечтаю о какой-то конкретной роли... Хотя нет, есть заветная мечта - "Гарольд и Мод". Ей - 80, ему - 20. Я бросила эту идею Белинскому, благо мне еще можно подождать до 80-ти. Ко мне часто приходят шальные идеи. А уж как они претворятся в жизнь, неизвестно. Я выхожу, чтобы понять, смогу ли со сцены рассказать о прожитом, о том, что дорого, что причиняло боль. Может, опять получится, помните, как у Вайды, - "все на продажу". Но я считаю, любой актер имеет на это право.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;