Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7145) 10 - 16 сентября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрЗахаров в роли Захарова25 лет у руля Ленкома Инна ВИШНЕВСКАЯ Вот и еще одна юбилейная дата - какая-то даже неприличная была пауза - четверть века служит знаменитый режиссер, артист, строитель театрального дела Марк Анатольевич Захаров в одном и том же театре - Ленком. За эти годы, да еще и в России, которая будто бы и впрямь стоит на семи ветрах, на десятках вулканах, сменилось все и вся. Взорвались крепчайшие связи, рассорились былые союзники. А Захаров все в Ленкоме и в Ленкоме, а у него все успех и успех, а у него все спектакли- события, шлягеры, "Роллинг Стоунз", что ли, словом "совершенный, удивительно стойкий вкус". Так что в пору писать о некоем патриархе и о театре Комеди Франсез. Но перед нами как раз нисколько не патриарх, натура в высшей степени взрывная, динамичная, да и театр не Комеди Франсез, а скорее, Комеди Ленком, в самом названии которого еще и уйма всяческих энергий. Все дело в том, что за двадцать пять лет руководства одним театром М.Захаров руководил в нем десятками самых разных театров, им созданных, им воплощенных. Нечто мейерхольдовское есть в этой колюче-острой и мягко- привлекательной джентльменской натуре. Мейерхольдовское - это тончайший артистизм, волей судеб перенесенный из предполагаемых обстоятельств сценических в предлагаемые обстоятельства жизни. Захаров постоянно перевоплощается. Эстрадный шик, сатирический вызов, партийная четкость, беспартийная ярость, политизированная лихорадка, взвешенный государственный ум - каждый поступок театрален, каждое появление на публике - актерская импровизация. В последние годы сценический, человеческий имидж Захарова - самоирония. Изящная и лирическая, осторожная и болезненная, она и его защита, и его наступление, и его скрытая страсть, и его открытое бесстрастие, и его дьявольское тщеславие, и его дьявольское безразличие. Давно не играя на сцене театральной, он давно играет на сцене житейской - политик, но чуть-чуть преувеличенный, педагог, но чуть-чуть фанатический, руководитель, но чуть-чуть диктаторский, любимый актерами, но чуть-чуть обожествленно, возлюбленный властями, но чуть-чуть громко. Само мироощущение Захарова я бы назвала фантастическим реализмом, здесь к мейерхольдовскому присоединяется и вахтанговское самочувствие. Время - вот учитель Захарова, его школы, его университеты. Если для Станиславского смена стилей была велением собственной безразмерной художнической души, то для нашего современника - шефа Ленкома - режиссерская жизнь связана, скорее, с диктатом исторического дня, с требованиями образованного вкуса и - никак не стану этого бояться - вкусами культуры массовой. С одними элитарными зрителями М.Захаров далеко не уехал бы даже на всех подаренных ему президентских машинах. Здесь больше нервозности, духа борьбы, здесь особое умение выживать - не подличая, фрондировать - не сгорая. И прологом в этой долгой жизни в Ленкоме был, я думаю, знаковый, исторический спектакль М.Захарова в Театре сатиры - "Доходное место" Островского, о котором мне удалось успеть радостно написать, в дальнейшем он был запрещен. В спектакле этом было заложено все, что потом развивал режиссер в Ленкоме. Первое, с чего он начал как руководитель, - целенаправленное и вдохновенное селекционирование труппы, подбор одного бриллианта - к другому, как в знаменитых подвесках Анны Австрийской. Назвать каждого в сегодняшней труппе М.Захарова невозможно. Но хотя бы несколько имен, уже легендарных: острейшая и нежнейшая И.Чурикова, печально- энергичный Л.Броневой, утомленный Казанова - О.Янковский, рыцарственно неотразимый - Н.Караченцов, лирическая Дама театра - Е.Шанина, редчайший синтез переживания и представления - А.Абдулов, каким-то чудесным образом вечно юный А.Збруев, дягилевско-барственный В.Ларионов. А те, кто ушел! Т.Пельтцер, для которой обычный Захаров стал символическим Таировым. Е.Леонов, по которому все творят и творят "Поминальную молитву", наверное, таким был мифологический Варламов, заставлявший зрителей улыбаться уже при одном своем появлении. Но оборвем и этот список. Каждый и так знает: труппа Ленкома - это высоко-классная, высокосбалансированная, никогда не попадающая в критические ситуации команда. А молодые, вбирающие в себя все лучшие гены семьи и школы: А.Лазарев, М.Миронова, А.Захарова, прелестные А.Мордвинова, Н.Щукина. Но и здесь оборву. Смена есть, но пусть как можно дольше никого она не сменяет. И все эти артисты, ведомые Захаровым, прошли в Ленкоме театры и театры. Руководимые своим лидером, они покорили кинематограф, знаменитые фильмы с ленкомовцами в главных ролях давно стали достоянием мирового кино. Произошел парадокс. Обычно актеры становятся известными после съемок в кинематографе. Захаровские же артисты потому и пришли на экраны кино и телевидения, что они из Ленкома. Это марка - Марка. В нашу жизнь ворвался театр Мюзикла. Захаров, быть может, первым понял, что одно лишь драматическое слово уже не держит внимания, что ритмы, шумы, гримасы, комедии и трагедии улицы уже не могут целиком вписаться в реплики и ремарки, репризы и монологи. Вспомним хотя бы только "Юнону" и "Авось" А.Вознесенского и Н.Рыбникова, М.Захарова и Н.Караченцова, А.Абдулова и Е.Шаниной. Этот спектакль глубоко ностальгически-русский облетел, объехал весь мир, и повсюду его встречали слезы и овации. В нашу жизнь вместе с Захаровым и Ленкомом пришел политический театр М.Шатрова. Сейчас в моде - молчать об этом. Но любое вычеркивание страниц из книги судеб перекашивает и саму судьбу. Спектакли эти были необходимы театру в Театре Ленкома. Это была прелюдия к пониманию, это был мост перехода, это было прозрение через подозрение. И Чехов неожиданный был в Ленкоме, жесткий, с подтекстом, переведенным в текст, - "Чайка" удивила, соединила вдруг интеллигентнейшего Антона Павловича с циническим Ницше, стыдливого Чехова с бесстыдным Фрейдом. И через театр Достоевского прошел Театр Ленкома. "Варвар и Еретик", драматургия, выбранная из романа "Игрок", рассказала как бы о самом жгучем сегодняшнем времени, о наших за границей, для которых и сами деньги, страстно вожделенные, выигранные, - все равно ничто перед проигранной Россией. Театр в Театре Ленкома - это и щедрое содружество М.Захарова с художником О.Шейнцисом, постоянно создающим в его спектаклях некую иную, виртуальную реальность, не отражение жизни, но отражение искусства в жизни. Вместе с изощренной музыкой, с дисгармонической сценографией, с громкими мизансценами М.Захарова, с репертуаром времени - Театр Ленкома и прожил свои 25 лет. ...Сейчас мне нечего подарить Марку Захарову в день его 25- летнего служения Ленкому. Целлофановые букеты? Но из них, по-моему, уже давно сшиты все его костюмы. Подарю ему еще одно звание - Марк Великолепный. Также в рубрике:
|