Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7412) 29 января - 4 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительМетру - метровые, дециметру... что?"Большие" и "маленькие" каналы МНЕНИЕСергей ФОМИН Хотя нынешние так называемые большие каналы уверяют, что всячески борются за зрителя, эта борьба слишком напоминает передачу "Титаны рестлинга", шедшую когда-то на канале ТНТ, где здоровенные мужики со зверообразными выражениями лиц пихались и бросались друг на друга под комментарий Николая Фоменко. А на самом деле это была игра в поддавки... "Большая тройка" каналов борется сейчас только за одно - быть как можно ближе к власти, и эта борьба объединила их не только политически. По содержанию они превратились, по сути, в один канал, разделенный лишь тремя вещательными диапазонами. Их творческая мысль, задавленная подчиненностью рекламным доходам, движется еле-еле. Все, на что они способны, это либо купить лицензию на какой-нибудь проверенный зарубежный телешлягер, либо иногда, впрочем, удачно, как это произошло с "Историческими хрониками" Николая Сванидзе на канале "Россия", развить уже найденное, ну хотя бы тем же Парфеновым в его "Российской империи" (НТВ) и "Гениями и злодеями" ("Первый"). А между тем в том же эфире рядом с ними существуют каналы, вещающие с утра и до поздней ночи, на которых идет такая же работа по поиску зрительского внимания. Но появление и исчезновение этих каналов воспринимается вполне спокойно, и их проблемы почему-то никак не возводятся в общественную степень и не выходят на уровень международных слушаний по вопросу свободы слова в России. Эти каналы просто работают, стараясь найти для зрителя что-нибудь новенькое. Получается у них это по-разному, но работа все-таки идет, это и по-зрительски понятно, и приятно по-человечески. И в этой работе каждый из них, дециметровых, понемногу находит свое лицо. Что-то из найденного запомнилось, что-то лучше не вспоминать, но все-таки осталось в памяти, как канал М1 три с лишним года назад американский фильм "Молчание ветчины", сам по себе пародийный, возвел в некий пародийный квадрат, озвучив его сымитированными, конечно, актерами "голосами" "Горбачева", "Жириновского", "Брежнева", "Ельцина". И зрительская психика смогла таким образом защититься и от всем надоевшей политической "не темы", и от оккупации нашего эфира американским кино. А как забыть исторический выпуск "Голой правды" от 22 мая 2000 года, в котором депутат-аграрник Николай Михайлович Харитонов прямо в своем кабинете разговаривал о насущном с в самом деле голой, по крайней мере в той ее части, которая виднелась выше депутатского стола, девушкой Светой? Рассуждая о собственности на землю, он не обращал никакого внимания на все несоответствия общепринятому в одежде его собеседницы. Кстати, недавно депутат Харитонов объявил о том, что будет баллотироваться на пост президента России... Здесь же, на М1, выступал в качестве ведущего программы "Университет миллионов" и другой наш "политик в квадрате" - Владимир Жириновский. И получалось у него, между прочим, довольно неплохо - не теряя своей характерности, он был корректен с гостями и вежливо говорил с теми, кто звонил в студию. Его неуемная артистичность как будто нашла здесь свое применение, но все равно во всем чувствовалась какая-то пародия. Вершиной же пародийности стал на М1 "Естественный отбор", в котором шимпанзе Джоник при помощи виртуозного монтажа доказывал, что телеинтервьюером сейчас может быть любое живое существо, включая даже и клопов. Тот же Жириновский появлялся как кошмарный сон в программе М1"Подозреватель", явно пародировавшей еженедельные политтолковища, где вернувшийся из забытых "дикторских времен" отечественного ТВ "Петрович" - Виктор Ткаченко, произносил юмористические тексты по поводу происшедших накануне общественно-значимых событий голосом, поставленным в классическом стиле Гостелерадио. Он же озвучивал и закадровый текст в подаче подлинных записей советских парадов и демонстраций на Красной площади, показываемых на М1 1 мая и 7 ноября, наверное, затем, чтобы еще раз проверить, как мы расстаемся со своим прошлым. Когда же М1, подражая большим каналам, пытается не искать в реальности чего-то, что было бы достойно внимания, а пытается организовать ее, реальность, по-своему, тогда и получается, как в "Звездной разведке", когда писательница Мария Арбатова при посещении воинской части констатирует, что "главное в казарме - это аура", и ничего не остается, как спросить: "Мадам, а вы сами-то в каком полку служили?" Если М1, руководители которого избрали принцип "жить по средствам", ведет постоянный поиск чего-то своего, то REN TV, поддерживаемый деньгами РАО ЕЭС, старательно стремится выйти на уровень больших каналов. Но при этом его информационная программа "24" работает без пошлого имперского пафоса и воплей о собственной исключительности. Ведь зрителю всегда приятно принять здоровую и питательную для мозга порцию новостей с соответствующим комментаторским гарниром, а не пережевывать очередной акт борьбы за свободу слова. Сразу после избрания Президента ныне ушедшая из эфира программа REN TV "Четвертая власть" проанализировала образ В.В. Путина в сравнении с образом П.И.Чичикова. И получилось, в общем, довольно точно - "не высок, не низок, не худ, не толст - и всем нравится...". На ниве политической сатиры REN TV несколько раз довольно успешно выступал с программой "Вот и все - 3000", представлявшей виртуальные карикатуры на знаменитых людей, из мира политики, разумеется. Из видеозаписи бралось "реальное" лицо и приделывалось к "актерскому" телу, "лицо" при этом исполняло пародийный текст на основе мелодий "старых песен". И это, безусловно, было лучше, чем в пресловутых "Куклах", хотя технически, вероятно, и более трудоемко. "Куклы" и последующие за ними передачи были попыткой адаптации к телевидению поэтики кукольного театра, а здесь же пародия делалась средствами самого телевидения и вне техники телевидения была бы невозможна. И удачно это было потому, что прием "работал" в открытую. Впрочем, попытавшись выпустить программу "Телетузики", таким же карикатурным образом представлявшую популярных телеведущих, REN TV потерпел неудачу. Ну зачем же, в самом деле, было дополнительно дразнить тех, кто и без того сам себя сечет? Но в целом канал удерживает достойный уровень, умудряясь существовать без дешевого попсового налета. Тон тут задает, рассказывая о некогда засекреченном, программа "Военная тайна", где смогли, например, найти наших солдат и офицеров, воевавших в сирийских ПВО. Программа "Голоса из безмолвия. Судьбы советских разведчиц" явно спровоцировала то, что прошедшей осенью тема "история отечественной разведки" была почти доминирующей в исторических передачах "Первого канала" и канала "Россия". В то время, как сам REN TV удачно повторял в ночном эфире мировую, еще черно-белую, киноклассику и в ее числе незабываемую для телезрителй старшего поколения "Сагу о Форсайтах" - первый телефильм в 26 серий, впервые показанный у нас в 1969 году. Соревнуясь с "большой тройкой", REN TV выпустил аналитическую программу "Неделя" с Марианной Максимовской. К сожалению, хочется напомнить, что несколько лет так называлась аналогичная программа, которую вел на ТВЦ Владислав Флярковский. Еще два дециметровых канала, СТС и ТНТ, вместе разрабатывающие область развлекательного ТВ, пока удивительно схожи друг с другом. Но у каждого уже есть и свои находки, и свои поражения. При этом находки оказываются сугубо индивидуальными, а неудачи - вполне стереотипными. Явная удача ТНТ - программа "Москва. Инструкция по применению", в которой в развлекательной форме разрабатывается тема полезных советов, долго и успешно представляемая сначала на НТВ, а потом - на канале "Россия" программой "Впрок". Но вот реальные шоу - "Голод", происходящий от незабвенного "застеколья" и "Дом" - эпигон "Последнего героя" - окончательно измотали зрителя даже не ожиданием узнать наконец, чем все там у них кончится, а просто потребностью того, чтобы все это кончилось хоть когда-нибудь. А пресловутые нагиевские "Окна", запущенные вослед приснопамятной "Моей семье"! Мало того что они вторичны по замыслу, но и так же фальшивы по исполнению. Слишком уж скучно изо дня в день слушать придуманные неизвестными сценаристами псевдооткровения дураков, извращенцев и подонков обоего пола, выдаваемые за развитие темы проблем семьи и брака. Слава Богу, что исчезли из эфира СТС и "Девичьи слезы", посвященные тому же самому, но в добрачный период. Явно "прокололся" СТС и с реальными шоу, выдав вдогонку "Последнему герою" "Гарем", состоящий из происходящих тоже где-то в тропиках попыток свести участников в пары явно с целью вывести под руководством ведущей Алены Свиридовой специальную телевизионную людскую породу. И в то же время СТС, он же "Первое развлекательное телевидение", единственный из всех каналов показал в июле 2002 года "По реке плывет топор" - многосерийные иронические провинциальные зарисовки Владимира Герчикова. С переменным успехом работает и ведомая матерым кавээнщиком Сергеем Сивохо "Скрытая камера". Ее провокации то удаются, то не очень, но один розыгрыш был придуман гениально, хотя по исполнению, наверное, и оказался немыслимо трудоемок. Подо льдом, в котором через лунки что-то ловили рыбаки, сидел водолаз и цеплял им на крючки разные предметы - банку шпрот, бюстгальтер и в конце концов мобильник, по которому ошалевшему рыбаку и сообщили, что его снимает скрытая камера. Но в результате были созданы два замечательных кадра - показанное из-подо льда через лунку лицо заглядывающего в нее рыбака и высовывающаяся из этой же лунки рука, складывающаяся кукишем. СТС всячески раскручивает свою программу "Детали"и ее эффектную ведущую Тину Канделаки. Но все же прошла эпоха, когда во время интервью зрители прежде всего любовались ведущими, а они - самими собой. Сейчас же, если будет интересный человек, будет и интересная беседа, и никакой макияж тут не спасет. Вот смогла же соседняя программа СТС "История в деталях" вдруг сделать то, чего почему-то не сделал до нее никто, - рассказала об актере Викторе Бычкове, неизменном Кузьмиче из всех без исключения наших "Особенностей..."всего национального. Владимир Познер пригласил в новогодний выпуск "Времен" откровенно пародирующего его оэспэшника Сергея Белоголовцева. Боюсь, что, пропародировав таким образом пародию на самое себя, программа "Времена" продемонстрировала, что прежний этап ее существования в прежнем виде завершен. Как и этап сосуществования в одном эфире больших и малых телеканалов. Хотя следующий сезон, я думаю, судя по творческой вялости, с которой и те и другие отметились в новогодние дни, больших сенсаций не принесет, тем более что "большие" в творческом отношении, судя по всему, уже безнадежны. А вот "маленькие", еще, пожалуй, способны когда-нибудь удивить зрителя. Хотя бы из чувства озорства и здорового легкомыслия, появляющегося при одной мысли о том, что никто не догадается свалить на них ответственность за итоги уже завершившихся к тому моменту выборов Президента России. Также в рубрике:
|