Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7412) 29 января - 4 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

ТИХОН ХРЕННИКОВ: "В Театре Наталии Сац "свое" становится "нашим"

Беседу вела Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Анны БОКШТЕЙН


Н.Донская в сцене из спектакля "Мадам Баттерфляй"

С Тихоном Николаевичем ХРЕННИКОВЫМ - лауреатом Ленинской, двух Сталинских и двух Государственных премий СССР и России - мы встретились для того, чтобы поговорить о судьбе Детского музыкального театра имени Наталии Сац, который недавно отметил

столетие со дня рождения своей легендарной основательницы.

    

- Юбилей - не только праздник, но и своеобразное подведение итогов. Не поделитесь ли своими размышлениями о вечере, посвященном столетию со дня рождения Наталии Ильиничны Сац, ведь вы были одним из его организаторов и участников?

- Такого яркого, талантливого праздника, как в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац, за последние годы не припоминаю. В этот день эффект ее присутствия ощущался поразительно. Это был творческий отчет взращенных Наталией Ильиничной артистов и музыкантов - "ее детей".

Наталия Ильинична сумела повернуть ход театральной истории, и я полон гордости, что мне посчастливилось стоять у истоков рождения самой идеи создания в Москве музыкального театра для юных зрителей.

    

- В одном из интервью вы сказали, что окажись в сегодняшней жизни несколько таких талантливых и энергичных людей, как Наталия Сац, то уровень искусства мог бы стремительно возрасти.

Г.Пискунов - Царь, Н.Ивина - Царица и В.Петрусевич - Министр в сцене из спектакля "Чудеса, да и только"

- Убежден в этом и сегодня. На своем долгом жизненном пути я встречал двух удивительных женщин, которые сыграли в истории нашего искусства значительную роль. Это Наталия Ильинична Сац и Елена Фабиановна Гнесина. Обе создали новые музыкальные структуры "на века": Детский музыкальный театр и Русскую музыкальную академию имени Гнесиных.

Наталия Ильинична заставила обратить внимание всего мира на музыкальное образование детей. Она подчиняла своей воле всех - и артистов, и высшее руководство. Помню, как первый секретарь горкома по ее требованию оставлял дела и ехал выбирать люстры для нового театра.

Все без исключения понимали, что она занимается делом, необходимым государству. Лично для себя она никогда и ничего не просила, хотя судьба ее была необычайно сложна. Еще девочкой она участвовала в создании драматического театра, потом прошла сталинские лагеря и ссылку и завершила свой нелегкий путь созданием уникального театра оперы, балета, симфонической музыки для юных. Равного такому театру не было и нет. Наталия Ильинична оставила наследие, которое мы должны свято хранить.

Н.Елисеева - Бабушка, М.Усачев - Кай и Л.Верескова - Герда в сцене из спектакля "Снежная королева"

    

- Но разве театру что-либо угрожает?

- Несколько лет назад некоторые "деятели искусства" при пособничестве тогдашних руководителей Министерства культуры решили во что бы то ни стало завладеть уникальным зданием театра, а значит, лишить детей их дома, погубить, разрушить творческий организм, созданный Сац. Только популярность самого театра у зрителей, выступление общественности, сплоченная воля творческого коллектива помогли тогда Детскому музыкальному театру выстоять - надеюсь, что подобное исключено в будущем.

Однако проблем у театра немало. Например, работа созданной Наталией Ильиничной Детской филармонии. На концертах "Шедевры русской и мировой симфонической музыки" тысячный зал всегда был заполнен до отказа, и нельзя было не радоваться, видя, с каким вниманием дети слушают Чайковского, Грига, Рахманинова. Второй сезон из-за финансовых соображений работа Детской филармонии приостановлена.

Сожаление вызывают и чрезвычайно низкая зарплата артистов и музыкантов театра, скудость средств, выделяемых на новые постановки и на обновление классического репертуара театра.

    

- Но ведь многим театрам сейчас трудно...

- Этот театр необычный, и общие мерки к нему не подходят. Это наша отечественная гордость. Не так давно ряд деятелей культуры, в том числе и я, обратились в правительство и Министерство культуры с предложением об учреждении особого статуса Детского музыкального театра Наталии Сац как национального достояния. К сожалению, ожидаемых результатов до сих пор не последовало.

Кстати, у этого театра нет проблемы непроданного билета. Многие театры об этом могут только мечтать.

    

- Быть может, стоить поднять цену на билеты и тем самым хотя бы частично "закрыть" одну финансовую брешь?

- Билеты в этом театре действительно гораздо дешевле, чем в других. Но повышать цены на них нельзя, потому что театр должен оставаться доступным. Это один из заветов Наталии Ильиничны.

    

- Какие традиции остались от времен Наталии Ильиничны? Живы ли они?

- Их немало. Например, разработана система приобщения юных слушателей к серьезной музыке. Это и форма зрелищных спектаклей, и доступный, яркий, увлекательный диалог с детьми. Когда-то его блистательно вела Наталия Ильинична, сейчас эту функцию взяла на себя ее дочь Роксана Сац. Приобщение детей к симфонической музыке, когда слуховое восприятие не подкрепляется зрелищем, - задача непростая, и я знаю немного примеров ее успешного решения. Театр Наталии Сац владеет секретом общения с детьми.

Ключевых слов в названии театра два: детский и музыкальный. Даже внутри детского репертуара существует градация: спектакли для дошкольников, учеников младших, средних классов и для выпускников, которые, по сути дела, - уже взрослые люди. Недаром же Наталия Ильинична Сац пришла к тому, что поставила "Чио-Чио-сан" Пуччини. Есть спектакли и "на все возрасты". Например, "Щелкунчик", который с равным интересом смотрю и я, и пятилетний малыш, сидящий рядом.

Еще одна традиция - привлекать современных композиторов для создания новых детских опер. Всем, кто знаком с деятельностью Наталии Сац, известно о ее творческой дружбе с Сергеем Прокофьевым, о том, что именно по ее инициативе и при ее непосредственном участии композитор создал симфоническую сказку "Петя и Волк", знакомящую детей с инструментами симфонического оркестра. Сама Наталия Ильинична изумительно читала эту сказку, ее исполнение не только готовило юных слушателей к восприятию музыкальных образов, но само по себе было "насквозь музыкальным".

Традиция сотворчества с композиторами продолжается и сегодня. За последнее десятилетие с театром сотрудничали такие талантливые композиторы, как Игорь Якушенко, Михаил Броннер, Александр Кулыгин, Ефрем Подгайц. Опера Подгайца "Дюймовочка", в которой дирижирует Андрей Яковлев, в постановке театра не так давно была признана лучшим детским спектаклем Москвы, только что ее с большим успехом показали в Турции.

    

- Удовлетворяет ли вас художественный уровень театра сегодня?

- Все эти годы, после ухода из жизни Наталии Ильиничны, я пристально слежу за деятельностью театра. Не все созданное за это время удовлетворяет меня, но в целом считаю работу коллектива успешной. Особенно порадовали самые последние премьеры: опера-буфф Александра Чайковского "Зимняя сказка" по Шекспиру, "Алеко" Рахманинова и "Снежная королева" Флярковского в интересной постановке Виктора Рябова - главного режиссера театра, человека талантливого и одержимого, и в великолепном оформлении художников Анатолия и Анны Нежных. Подлинное удовлетворение, как автор, я получил от постановки в театре одной из последних моих работ - мюзикла "Чудеса, да и только" по сказке Маршака "Умные вещи" (постановка Виктора Рябова, музыкальный руководитель и дирижер Леопольд Гершкович).

За последние годы в труппе появилось много талантливой молодежи: Мария Смирнова, Людмила Верескова, Михаил Богданов, Сергей Минькин, Андрей Дементьев, Евгения Чижикова, Наталья Елисеева. Все более многогранно раскрываются дарования Ольги Толоконниковой, Людмилы Бодровой, Александра Цилинко. А тому, как звучат голоса Геннадия Пискунова, Валерия Обухова, Татьяны Ханенко, Наталии Донской, могут позавидовать многие, в том числе столичные оперные центры. Диапазон голосов позволяет справляться как с мюзиклами (мне нравится "Волшебник Изумрудного города"), так и со сложнейшими оперными партиями в "Волшебной флейте", "Мадам Баттерфляй" или "Алеко".

Менее радует в последнее десятилетие работа балетной труппы. К сожалению, театр покинули несколько ведущих солистов, и было время, когда, кроме "Синей птицы", в репертуаре практически не оставалось балетных спектаклей. С приходом в качестве художественного руководителя балетной труппы Владимира Кириллова положение выправляется: положительные отзывы получил балет молодого балетмейстера Анатолия Емельянова "Юнона" и "Авось" на музыку Алексея Рыбникова, радует сам факт постановки "Щелкунчика" - последней балетной премьеры.

Театр Наталии Сац живет нормальной творческой жизнью, и я не призываю хвалить все его работы - просто их нельзя не замечать, как, впрочем, и нельзя рассматривать с позиций "взрослого" восприятия. У театра - своя история, свои традиции, свое видение. Но именно в этом театре свое становится нашим, потому что от того, каким будет Детский музыкальный, во многом зависит внутренний мир наших детей и внуков. Людей будущего.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;