Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7412) 29 января - 4 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ЭДУАРД КОЧЕРГИН: "Я - раб собственного искусства"

Беседу вел Дмитрий БУР
Санкт-Петербург
Фото ИТАР-ТАСС


Э.Кочергин

Выдающийся российский сценограф Эдуард КОЧЕРГИН давно именует себя "цеховым дядькой". И это соответствует действительности. Он - народный художник России, действительный член Академии художеств, профессор Института искусств им. Репина, главный художник БДТ им.Товстоногова, лауреат Государственных и международных премий - давно и по праву является главой петербургского цеха театральных художников. Вряд ли стоит напоминать, что Кочергин работал с Г.Товстоноговым, К.Гинкасом, Е.Шифферсом, Р.Агамирзяном, Л.Додиным и десятками других режиссеров. Вряд ли стоит перечислять многих его учеников, в свою очередь, ставших крупными художниками театра. О Кочергине написаны исследования, книги, его именем даже названы некоторые материалы (скажете - "кочергинская дерюжка", и все сразу поймут, о чем речь). Но многие годы Кочергин славился еще и как замечательный рассказчик. В последнее десятилетие устные рассказы Эдуарда Кочергина стали ложиться на бумагу, став сборником прозы - "Ангелова кукла". Ее выпустило в свет издательство И.Лимбаха в Петербурге, и почти сразу новорожденная книга была награждена Царскосельской премией.

    

- Эдуард Степанович, вы знаменитый театральный художник, почему же вдруг вы занялись другим видом творчества - писательством? Почему возникла такая потребность, к тому же в такой форме? Обычно люди с богатым творческим прошлым пишут мемуары, а ваша книга состоит из рассказов, причем далеко не всегда рассказ ведется от первого лица, это истории, сюжеты, картины.

- Это всегда трудно сказать сразу. Я довольно давно и много рассказывал в разных компаниях истории из жизни (когда стало возможным рассказывать). На посиделках, застольях... На это обратила внимание Марина Дмитревская, предложила эти истории записать. Мне это советовали и раньше, художник Сергей Бархин, услышав историю про Капитана, велел срочно записать ее, даже сделал рисунок к этому рассказу. Советовали многие, но только Дмитревская довела дело до конца: стала записывать это на пленку и печатать в "Петербургском театральном журнале". От нее я услышал о верстальщиках, сказавших, что во всем журнале они с наибольшим интересом прочли два моих рассказа, самые первые, которые она записала с моих слов. Потом еще два... Потом я попал в больницу, мне было тоскливо, и я записал сам две истории и понял, что писать необходимо самому. Судя по редакторам журналов и издательств, через руки которых проходили мои рассказы, не все знают язык, который знаю я, - жаргон, "местные" слова, не все уже помнят материальную культуру того времени - некоторые вещи пропали в истории, а подробности всегда важны. Потом, записывая сам за собой, я понял, что это достаточно серьезное занятие. И вот уже несколько лет я пишу.

    

- А ваша основная профессия как-то повлияла на рассказы?

- Многие говорят, что в рассказах четко выписан зрительный ряд. Все-таки у художника - "память-глаз". И я ловлю себя на том, что очень многое помню именно глазами. В силу своей судьбы мне довелось пройти через большой, вполне определенный слой "опущенных" людей. Это были послевоенные люди 40 - 50-х, Совдепия такая. Шла крутая политика по разрушению корневых человеческих связей. Мало кто, даже из моего поколения, знает что-либо про своих прадедов. Многие про них пытались забыть, были анкеты, где твоя бабушка могла оказаться купчихой или, того хуже, дворянкой и сильно помешать твоей биографии. Прошлое стирали, это была целая политика - чтобы люди забыли, кто они такие, откуда произошли. Ну, конечно, после этих катаклизмов - репрессий, войн - произошел мощный микст, перепуталось все. Все это влияло на психологию людей. Знаменитое пьянство 40 - 50-х связано с этим явлением. Пили не только инвалиды, контуженные и "обрубки", пили люди разных слоев, потому что был испуг, который искусственно нагнетался. Все уходили в запои. Вы посмотрите: Михаил Светлов - пьяница, Зощенко тоже по этой части был молодцом, Фадеев, художники - Дмитриев ушел сорока восьми лет, Вильямс - сорока пяти, можно привести немало примеров. Это был испуг, потому что было подавлено даже воспоминание о свободе. Подавленная энергия должна была куда-то выходить. Она и выходила в пьянство. Это все не просто так.

    

- У вас в рассказе "Капитан" идет речь об инвалидах и бывших военных - завсегдатаях пивнух Васильевского острова. Неужели для них действительно дни войны были светлыми днями?

- Конечно, на войне у них была свобода, они воевали за идею. У них была цель - победа, выгнать врага с Родины. Они были нужны, а когда вернулись, оказались никому не нужны, причем, если они достигли чего-то на войне, в миру же снова вынуждены были вернуться в свое изначальное положение.

    

- Эдуард Степанович, несмотря на весь трагизм происходящего, в ваших рассказах все равно возникает ощущение, что эти герои не унывали, а наоборот, все-таки пытались приспособиться к среде. "Тачка" Вася Петроградский целый хор создал...

- Конечно, им же надо было все равно жить каким-то образом. Были "опущены" все. Кто жил в квартире и кто жил под лестницей - все были практически в одинаковом положении. Чуть удобнее жила номенклатура, но и она находилась под дамокловым мечом - посадить, расстрелять. Перед великим кормчим все были едины. Посадить могли вообще кого угодно и за что угодно. Если вы читали списки всех посаженных в "Вечернем Ленинграде" - там крестьяне, колхозники, работяги, слесари, токари, пекари, инженеры, ученые - "посажены-расстреляны" были все. Я сейчас пишу рассказ про "обрубка" фотографа с Васильевского острова, который стал жертвой квартирной стукачки. Стукачи поощрялись государством, у них были даже свои поликлиники и больницы. Это действительно было похоже на систему. Такой системы не было нигде, ни в одной стране, кроме, может быть, средневековой Японии. Все были подследственными - это была сталинская установка... Для вас это сейчас ужас. А для меня это было вполне нормальным, каждодневным. Обыкновенным.

    

- Человека сажали. А он себя виноватым-то чувствовал?

- Какая разница? Без разницы. У меня мать не чувствовала себя виноватой, но свое отбыла. Причем, когда ей предложили подписаться под своими "преступлениями", она отказалась, потому что была верующей. Если бы она подписалась под всем, в чем ее обвинили, ее расстреляли бы. По ложному обвинению. А многие подписывали, надеясь, что это их спасет. А их расстреливали. Это называлось "десять лет без права переписки". Все, человек исчезал.

    

- Но у вас в рассказах все равно описана удивительная история. Разлученные на огромное расстояние и долгое время, мать с сыном вдруг каким-то образом нашли друг друга. Из-под Омска вы долго добирались в Питер. Это единичный случай?

- Нет, не единичный, моя история нормальная, обыкновенная. Это история Государства Российского. Раньше таких бродяжек, которых мы видим на улицах, забирали в детприемники. Детприемников было до фига. В них попадали дети репрессированных. Дети, выдавленные войной. Мать бежала вместе с детьми. Ее убивают, а дети болтаются или идут по рукам и опять-таки становятся бродяжками. Эта история и сейчас продолжается - посмотрите на улицу. Тоже все ломается. Опять перелом в государстве. Строили коммунизм силовым путем, а сейчас вдруг строим второй русский капитализм, и тоже силовым путем. Естественно, происходит поворот мозгов, сбой понятий, многие не соображают, что происходит. Я студентам говорю: "Вы закончите, окажетесь на улице, где все изменилось, вы не получите работу, потому что в Совдепии вас бы еще куда-то пристроили, направили на работу. А сейчас - свобода, вакуум, пустота. Если вы не овладеете профессией - вы никому не нужны". На улице звероподобный капитализм, перемешанный с плохими сторонами коммунизма. Это ж черт знает что и сбоку бантик! Сейчас вопросы другие, но похожие.

    

- Эдуард Степанович, а почему подзаголовок вашей книги - "Рассказы рисовального человека"? Именно не художника, а "рисовального человека". Откуда это пошло?

- Художник - это общее понятие. Художником может быть и писатель, и актер, кто угодно. А "рисовальный" - более конкретное. Нет же такого слова - "рисовальный". Это я придумал. Есть, например, "музыкальный", так почему нет "рисовального"? "Рисующего" - нехорошо звучит. "Зарисовки" - тоже. В слове "рисовальный" есть доля иронии, потому что не знаю, получилось или нет, но я старался, несмотря на то, что пишу про "такое-рассякое" время, относиться к нему нормально. Это оно сейчас таким мрачным кажется, а тогда для меня все было обыкновенным, я в той жизни жил и выжил. Но старался сохранить юмор, потому что это жизнь. А в жизни смешное и грустное перемешано, может в этом и есть ключ нашей житухи, может только ирония и спасает. Она спасла и меня, и многих-многих людей. Если бы я буквально написал про то, что происходило в женских лагерях, о которых мне рассказывала мать, это нельзя было бы читать и писать нельзя. Об этом можно рассказывать только отстранившись, с изрядной долей юмора.

    

- Да-да. В "Капитане" описаны похороны, а на них при отпевании Мыторка Коломенская, отпевавшая тело, попутно выпила две бутылки кагора...

- Так и было. И не только в "Капитане". Без юмора и отстранения это было бы неинтересно и невозможно читать. А пораспугать людей есть много других способов.

    

- Вы известны всему миру прежде всего как художник БДТ, художник, проработавший в театре много лет и с разными-разными людьми. Однако в книжке о театральной профессии ведется речь только там, где она - лишь повод рассказать о каком-то случае из не театральной жизни. Например, закупка реквизита для театра, во время которой вы встретились с такими-то людьми... Это совсем другая история или в театре просто ничего не происходило?

- Почему не происходило? Не знаю, если хватит сил, времени, средств (потому что за это же не платят, мне повезло, что книгу издательство напечатало за свои деньги). Я продолжу дальше про это и про то. Хочу деревенские истории записать - хорошо знаю деревню, ее материальную культуру. Я был свидетелем случаев, которые соединяли совдеповскую жизнь, православие и язычество одновременно. Черти что... Это целый цикл парадоксов, потому что деревенская жизнь настолько разнится с городской! Я просто обязан записать все это.

    

- А откуда возникло такое разделение на подчасти? Все рассказы поделены на пять групп, и в каждой автор - как бы другой человек. В первой части - это сын репрессированных родителей, пробирающийся в Петербург, вторая - хулиганские рассказы ученика СХШ, в третьей вообще как бы нет автора, там только свидетель происходящего. В четвертой - художник, встречающий на своем пути очень интересных людей, в пятой - странник по бескрайней России. И ощущение, что эти рассказы написаны разными людьми.

- Я не писал мемуары, это не про меня, а про нас, наше время, про поколение, которое пережило такую житуху. Надо было уйти от себя. Это не так просто. Я о матери писать раньше не мог, "Площадь Урицкого" - где описывается встреча с матерью - слишком сильный эмоциональный момент. Я смог написать об этом только отстранившись. И вообще это полезно - научиться отстраняться.

    

- Многие рассказы сейчас производят шоковое впечатление. Например, в "Поцелуе" очень натуралистично описан солдат-"обрубок". Его описание просто ужасает! Для вас тогда это тоже был шок?

- Когда у него слеза оборвалась - это был шок. Наверное. Сильная зрительная память. Я же совсем пацаном был тогда.

    

- А "Ангелова кукла"? Там вы пишете про малолетних "промокашек" - проституток...

- Если б это все серьезно писать - была бы психопатия, физиология какая-то, это были бы рассказы психопата, стукнутого человека. Вообще, для того, чтобы всю эту жизнь увидеть и не свихнуться, нужна крепкая голова. Но так уж нас с братом поделила жизнь - он с ума сошел, не выдержал, был старше меня и участвовал в этой жизни. А я мелким был, схитрил к тому же - прикинулся немым, чтобы спастись. Наверное, юмор изначально во мне был какой-то, это и помогло. Юмор спасает. А как еще про этих "промокашек" писать? Они ж совсем девчонки были. Ведь в том, что у них свои суеверия есть и они куклу пытаются как дурного идола сжечь, есть свой стеб. Это и трагично, и смешно.

    

- У вас столько судеб в книжке, все разные. Вы прошли через огромное количество судеб, столько всего испытали, столько всего видели. Что же в жизни самое главное?

- Наверное, банально скажу - оставаться самим собой. Всегда. Не возвышаться и не унижаться, а быть самим собой. Жизнь надо жить, а искусство изучать. Если возгордишься - значит, уже не живешь. Если опустишься - тоже не живешь. Надо нормально жить. А все остальное изучать: литературу, жизнь, как она шевелится. Рисовать и записывать. Очень многие художники писали - Петров-Водкин, Репин, Кандинский, Коровин...

    

- А искусством можно жить?

- Законы искусства знать надо. Искусство в какой-то степени тоже жизнь. Оно дает возможность смотреть на жизнь по-другому, абстрагирует. Караваджо замечательно владел и шпагой, и кистью...

Закончилась репетиция, выходишь на улицу, приходишь домой, пьешь чай...

    

- Вы соединяете в себе художника и человека или разделяете?

- Художник во мне заставляет добиваться того, что я чувствую. А человек во мне, проживший вполне определенную жизнь, заставляет людей делать то, что нужно художнику. Я, например, очень хорошо ругаюсь, шикарно знаю феню. Теперешние таких слов не знают, какие я знаю. Как ни странно, мне это в жизни помогает. Мой язык помогает мне добиваться того, что я хочу. Я - раб собственного искусства, только "раб" в смысле "работник". "Славик" по-древнему. "Славянин" - работник.

    

- Вы отлично знали криминальный мир. Чем нынешний отличается от тогдашнего?

- Но я не знаю теперешний.

    

- Но что-то вы ведь видите, знаете...

- Сейчас я сужу по телевизионным передачам, по статьям, по фильмам. Судя по всему, сейчас очень распространился бандитизм. А это криминал совершенно другого вида. Потому что в традиционном криминале была своя культура. Воровство - это тоже культура. Там было все - свои законы, своя табель о рангах, причем очень справедливая, свои школы, свои авторитеты. Не силовые, а профессиональные. Вот я на такого в детстве работал. О нем и пишу в "Анюте Непорочной" - о знаменитом питерском уркагане. Была своя совесть, была своя почта, был общак-банк с предельно четкой системой распределения денег, своя изобразиловка. По татуировкам на теле человека можно было понять, кто он такой, где сидел, сколько раз и т.д. Сейчас эта культура ушла. Система была. Сейчас этого нет. Объединяются какие-то банды, друг друга уничтожают. Вор в законе никогда в жизни не тронет вора в законе. В тюрьмах тоже была своя система. Как Кресты устроены - знаете? Там четыре коридора в разные стороны идут, а в центре сидит вертухай. Это слово именно из Крестов пошло. Он следит за всеми коридорами (это потом вертухаями стали называть всех охранников на вышках).

Значит, был пахан тюрьмы - главный над всеми, потом паханы поэтажные, коридорные (это на каждый из четырех коридоров) и еще покамерные. По этой системе было все очень четко построено, как в ЦК. Феня - это же свой тайный язык-код. У всех была своя феня - у всех ремесленных цехов. И естественно, у воров. Иногда нужно было говорить с партнером, чтобы окружающие не понимали, о чем идет речь. Кстати, большая часть фени произошла из идиша. Феня идет с юга, из Одессы. Там было много воров. Бабель же неслучайно пишет об этом в "Закате" и "Одесских рассказах". Люди-то Бабеля "опущены", потому и воруют. Мощная была культура. Ею в комплексе никто не занимался. Появились словари фени, но совсем недавно. Появились книжки по татуировкам, но о культуре и философии этого дела никто еще ничего не написал. А культура уходит. Была своя русская воровская борьба, свои способы защиты и убийства. Учили, как прыгать с поезда. Есть, например, такая вещь, как воровской костер, который горит без дыма. Я на спор с одной спички такие костры разжигаю, с северными охотниками поспорил, что при проливном дожде костер разведу. Они офигели, когда я это сделал, водку мне проиграли. Здесь действуют законы физики, надо рассчитывать на ветер, чтобы он был по касательной. Это очень простые хитрости, связанные с природой.

    

- А откуда шли носители этой культуры? Не сразу же они ворами становились...

- В силу биографии, например. Или родители выгоняли, или уходили от родителей, находили друг друга, объединялись, помогали друг другу. Потом попадали на профессионала, он их брал, обучал. К тому же, чтобы быть вором, надо было особый талант иметь. У Мечты Прокурора, вора, на которого я работал, были руки приспособлены, он их специально тренировал, Бог дал ему такие длинные узкие пальцы, руки уркагана-щипача. Он мог через плечо в нагрудный карман к человеку залезть. И, конечно, ученики были. Учились, тренировались, школы были, свои "профессора"...

    

- Но, с другой стороны, все равно же криминалом занимались и честных граждан грабили...

- Да, но хороший вор, такого уровня, как Мечта Прокурора, не брал у обычных людей, которые пришли на рынок со ста рублями в кармане, чтобы детям еды купить. Он брал у маклаков. Они брали у тебя по дешевке, а продавали дороже, маклачили. В выходные дни на барахоловки шли целые толпы, несли всякое свое на продажу. А маклаки по дороге откупали, потом на этой же барахоловке продавали в три раза дороже.

У настоящих воров была профессиональная этика. Хороший вор был по-своему интеллигентен, образован, существовала воровская аристократия. Это же очень трудное дело. А медвежатники? Это же надо быть специалистом по замкам, уметь отмычки изготовлять... Хороший вор, погладив тебя по пиджаку, будет знать - брать или не брать, есть деньги или нет. Это тоже высочайшее умение. Они были психологами. Воровство - древнейшая профессия.

Если бы я в детстве не воровал, я бы не выжил. Мы в детстве арбузы мешками тырили. По лункам катали. Один наверху, другой внизу. А нас не видно, нам лет по пять-шесть было. Но я уже внутренне был взрослым. Потому что приходилось бороться за выживание.

    

- А откуда вы так хорошо знаете всех этих питерских инвалидов, "промокашек", юродивых?

- В художественной школе каждый месяц надо было сдавать более ста рисунков с натуры. Естественно, далеко не уйдешь, рядом с академией, у Андреевского рынка, видишь какого-нибудь "обрубка" - и зарисуешь. Я вообще их любил рисовать. Кто-то их боялся, а я - нет. Они не возражали. Так я и стал свидетелем многих событий, происходивших в послевоенном Питере.

    

- А например, Васю Петроградского, безногого "трубадура с Петровской набережной", вы откуда знаете?

- А его не только я знаю. Когда этот рассказ передали по радио, то мне позвонил уже ныне покойный художник Ветрогонский. Он говорит: "Я работаю в мастерской, только что передали твой рассказ про Васю Петроградского. Ты знаешь, что я с ним был знаком и даже пил? Я только не знал, куда он делся, пропал, а ты про это написал". Многие его знали, видели, как он разъезжал со своим баяном по Петроградской стороне.

    

- А проститутки?

- Мать после отсидки не брали на работу. А жить было надо. Соседка по квартире - Лидка Петроградская, паханша проституток, - и ее помощница Шурка - Вещая Каурка доставали нам работу. Мать по их наводке ходила готовить, мыть полы, чистить одежду, стирать по домам. Они были замечательными, добрейшими бабами. Жизнь их поставила в этот угол. Естественно, через них я все знал.

    

- Вы столько всего видели... Как вы думаете, лучше это видеть или лучше этого не видеть?

- Сын у меня этого не видел, но стал человеком. Шаламов пишет, что лучше бы это все не переживать и не видеть. Я с ним согласен. Потому что мать мою жизнь задавила. Она старалась вылезти, карабкалась, но умерла рано. Так что лучше этого всего не видеть, а если уж попал в такую историю, то оставаться самим собой, в зверя не превратиться. Я в этом был с малолетства, в этих условиях формировался. Но, видимо, был художником изначально и поэтому отстранялся, смотря на это как на какие-то картинки, играл по-своему. Сложно все, сложно. И страшно. Я, кстати, не думал, что мои рассказы кому-то могут быть интересны. А то, что они молодых заинтересовали... это же совершенно неожиданно. Парадокс.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;