Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотритель"Эфирное тело" между двумя стульямиИстория проигранных сражений ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИПавел ТИМОШИНОВ Расцвет нижегородского государственного телевидения относится к началу 90-х. Пока массивная и неповоротливая (пост)советская система в муках производила на свет новое мышление и, как его следствие, - новую материальную среду, шустрее в этом вопросе оказались те, кто поменьше. По крайней мере, так было в Нижнем Новгороде. Местная государственная телекомпания (тогда единственная в области), сделав ставку на вечерний прямой эфир, вооружившись "бесхозными" на тот период голливудскими фильмами и увенчав свой новый имидж хлесткой аббревиатурой в духе времени - ННТВ, посягнула, казалось бы, на незыблемое - на авторитет Центрального ТВ. По меткому выражению из одного школьного сочинения, все "жемчужины золотого фонда" домашнего видео, радовавшие тогда лишь избранных, в мгновение ока стали доступны тысячам граждан. Подобная перезагрузка эфира вылилась в революцию. Нижегородские ведущие стали звездами. Будущее представлялось светлым. Но пьянящий воздух свободы сыграл с ННТВ злую шутку. В результате творческо-финансовых разногласий произошел раскол. Нижегородцы получили две государственные телекомпании на одном канале. Их границы до сих пор затейливо режут не только неделю на дни, но и дни на отдельные части: здесь - ННТВ (учредитель - областное законодательное собрание), здесь - НТР (официальное название - Федеральное государственное унитарное предприятие НО ГТРК, куда, кроме телерадиокомпании, входит еще и телецентр с его материально-технической базой). История этих двух компаний - история постепенного угасания гостелевидения в Нижегородской области, история череды проигранных сражений не только центральным каналам (что естественно), но и народившимся вскоре местным частным компаниям. Чтобы лечить болезнь, необходимо поставить диагноз. Почему все так замечательно начиналось и так плохо кончилось? Во-первых, "два в одном" - достижение только в рекламных роликах. В нашем случае получается уже "три в одном": отсутствие четкой ежедневной эфирной сетки, блуждающий в умах зрителей похожий трех-, четырехбуквенный логотип, дублирование некоторых программ и штатных должностей, а значит, распыление сил и средств... Одним словом, вместо веника - ветки, которые, как известно, ломаются значительно легче. Ко всему прочему, ННТВ платит за аренду помещений и техники... телецентру, то есть, грубо говоря, своему близнецу. Во-вторых, бюджетное финансирование (как в отдельно взятом городе, так и по стране в целом) повсеместно оставляет желать лучшего. В результате - почти полное отсутствие на НТР и ННТВ развлекательных программ. Ни игр, ни шоу, ни юмористических передач. Разве что по большим праздникам. Дорого это. Конкурировать здесь, например, с "Первым" - что на Эверест в кедах карабкаться. Отсутствие зрелищных постановок - это, конечно, беда. Но еще большая беда в том, что денег не хватает даже на самое скромное производство. Плюс небольшие зарплаты. Отсюда эфирная "постность" (самый распространенный "жанр" на НТР и ННТВ - беседа или монологи в строгих и недорогих студийных декорациях) и отток лучших кадров в более благополучные структуры. Компании держатся на ветеранах (их верность своему месту замешена чаще всего на возрасте и воспитании: староваты, да "шибко грамотны" для нынешнего мобильного коммерческого ТВ), а также на зеленой молодежи, которая либо вырастет и покинет родительское гнездо, либо останется, потому что вырасти ей не дано. Так ведь не все же на шее у государства сидеть - зарабатывать надо. Резонно, но тут и возникает "в-третьих". Некие принципы в виде немалого количества "обязательных" программ. И, добавим, убыточных. Эфир НТР и ННТВ перегружен социальными и общественно-политическими беседами с первыми (а также вторыми, третьими и т. д.) лицами города и области, специализирующимися на критике сложившегося тяжелого положения дел и дающими обещания, что в ближайшем будущем жить будет лучше. Вещь нужная, но все же количество говорящих в студии и кабинетах "важных голов" несколько превышает пределы разумного и, мягко говоря, не слишком добавляет всему этому телепотоку рекламоемкости. Однако кто платит за то, чтобы экраны светились, тот на них и светится. Вот только платят они - смотри выше. А ведь существуют и профильные для регионального государственного ТВ программы. Вариации на тему "Спокойной ночи, малыши" с традиционно-обязательными кукольными персонажами. Рандеву с культурными людьми и обсуждение их проблем. А взгляд на изрядно рассохшуюся колыбель российской жизни - деревню? А природа - мать наша! Как производятся, освещаются, наконец, подаются зрителям подобные программы? Имеется ли вообще какая-либо система в их продуцировании? Думается, сегодня внятной концепции государственного провинциального телевидения не существует. Просто каждый в меру собственных сил и способностей пытается усидеть на двух стульях, сочетая социальный заказ и общественную миссию с необходимостью зарабатывать своим эфирным "телом". И, наконец, в-четвертых: и ННТВ, и НТР очень напоминают игрушку, которой владельцы увлекаются в период разнообразных выборов и охладевают во все остальные периоды. Это проявляется и в неспособности объединить две "инвалидные" компании (слухи об их слиянии в Нижнем сколь постоянны, столь и постоянно преувеличены), и в атрофии руководства НТР. Назначенный несколько лет назад главой ФГУП НО ГТРК Михаил Грошев (бывший глава областного департамента культуры) превратил и до того не блиставшую компанию и вовсе в пустое место. Уж слишком тоскливо ныне смотреть на гладко-серый, покрытый слоем пыли ландшафт НТР. Что же делать? Как перечеркнуть минусы плюсами? Можно выживать за счет закупных программ и фильмов, ведь это дешевле, чем производство собственных передач. Можно продать часть эфира крупным структурам вроде Горьковской железной дороги или ГАЗу под корпоративное вещание. Что нижегородскими госкомпаниями, впрочем, уже сделано. Можно ретранслировать эфир какого-нибудь другого канала. Все это дело. Но идти по этому пути до победного в коммерческом плане конца мешает все тот же государственный статус. Есть еще один путь. Если конкурировать с центральными и частными компаниями по валу и мощи возможности нет, надо оставить это поле боя и переместиться в другую плоскость. Быть самим собой, то есть подлинно государственным телевидением, но при этом не похожим на других. Например, на ННТВ существует традиция проведения телемарафонов. Весь эфирный день отдается одной яркой и значительной теме. Пушкинский, Болдинский, Горьковский, Шаляпинский телемарафоны - это цикл программ разных авторов, прямой эфир в студии, сенсационные встречи и находки. Или проект "Душа России", когда "героем" дня становится один из провинциальных городов. Или телеакции - например, сбор от населения вещей для детских домов или книг для сельских библиотек. Конкретное дело задумано телекомпанией, она же координирует процесс, осуществляет информационную поддержку акции. Тогда на все сто работает главный плюс любого местного телеканала - приближенность к конкретным людям, местам, явлениям, которые знакомы телезрителю не на уровне абстрактного знания, а в плане "потрогать руками". Да мало ли что еще можно придумать! Главное - нащупать свой нестандартный стиль, свою манеру, свои "фишки", свой, пусть даже узкий, профиль. Строгие рамки не страшны, если в их пределах кипит жизнь. Надо понять, что всех зрителей не заполучить, успокоиться и работать на своего, может быть, и не отличающегося особой массовостью, но зато верного и "качественного". Что это даст? По крайней мере, четкий и ясный образ компании, репутацию, авторитет. И рано или поздно это должно принести определенную и рейтинговую, и финансовую отдачу. А еще, что немаловажно, самоуважение, без которого работать с категориями доброго и вечного невозможно. Также в рубрике:
|