Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяДекрет о земле на языке деревьев"Сказочные потешки" в Фонде народных промыслов Елена НОВИКОВА В начале февраля в Фонде народных художественных промыслов РФ открылась выставка "Сказочные потешки", посвященная 90-летию Богородского училища - единственного в России учебного заведения, которое передает молодому поколению традиции резьбы по дереву. На выставке богородские мастера представили уникальную коллекцию деревянных игрушек, созданных по мотивам русских сказок и старинных легенд. Все они были изготовлены в разное время и теперь, собранные в одной экспозиции, рассказывают о том, как развивалась традиция резьбы по дереву в Богородском. Среди мастеров бытует легенда о том, как зародился данный промысел: как-то раз одна сельчанка вырезала для своего ребенка деревянную игрушку, а когда семье не хватало денег, муж отнес эту фигурку на ярмарку. Незатейливую игрушку быстро купили, а мастерице дали новый заказ. С тех пор, если верить легенде, и ведет свое начало богородская ручная резьба по дереву. На выставке можно увидеть даже инструменты и материалы, с помощью которых несколько веков назад изготавливались игрушки. Кстати, эта традиция, несмотря на появление токарного производства, жива до сих пор. Как рассказала на открытии выставки мастер Богородской фабрики Анна Муравьева, фигурки клюющих кур, бодающихся барашков и знаменитых кузнецов уже более 300 лет мастера создают своими руками. На выставке можно увидеть и не менее знаменитые игрушки, которые в народе прозвали "китайской мелочью": это несколько миниатюрных фигурок, изображающих людей. В старину их клали в стакан, который вместе с содержимым стоил одну копейку. Как появилось название "китайская мелочь"? На мой вопрос Анна ответила: "Неграмотные крестьяне считали, будто в далеком Китае живут очень маленькие люди. Вот они и создали китайцев такими, какими себе их представляли". Интересно, что со второй половины XIX века крестьянская тематика находит все большее отражение в богородском промысле. Раньше главными персонажами игрушек были различные звери - герои народных сказок: лиса, заяц, медведь, который и по сей день считается символом богородской игрушки. Но со временем, когда мастера стали применять узорную резьбу и создавать более сложные изображения, расширился круг тем и персонажей. Так, в XIX веке впервые появляются многофигурные композиции, которые воссоздают целые сюжеты: "Крестьянское хозяйство", "Гулянье", "Чаепитие" и другие. Все большее распространение получает художественная роспись. Но, несмотря на эти новшества, традиционно богородской считается все-таки белая игрушка, без цвета, по-другому ее еще называли "чистой". Особое место на выставке занимают фигурки, созданные в XX веке. Уже по их названиям можно судить о том, насколько изменилась тематика изделий из дерева. Вот, скажем, композиция "Декрет о земле", где запечатлен разговор мужиков с Лениным, "Пахарь", "Тачанка" и другие. Кстати, авторы этих работ награждались грамотами с портретом вождя, которые также представлены на выставке. Не менее интересны работы, сделанные на рубеже XX - XXI веков. Здесь традиционные приемы резьбы сочетаются с ультрасовременной тематикой. Например, знаменитый сказочный Мишка не работает теперь в кузнице, не пашет землю, а сидит за компьютером или катается на скейтборде. Ярмарочных купцов, циркачей и клоунов заменили деловые люди с сотовыми телефонами: "Алло, милая! - Алло, милый!" - так называется одна из современных композиций. Кроме того, по словам Анны Муравьевой, в моду вошли подарочные изделия из дерева, которые также были представлены в экспозиции: карандашницы, часы, конфетницы... Как считают сами мастера, это говорит лишь о том, что традиция богородской игрушки продолжает жить и развиваться, стараясь идти в ногу со временем. Также в рубрике:
|