Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Публикация

Человек эпохи Возрождения в эпоху диктатуры пролетариата

10 февраля исполнилось 130 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда


Вс.Мейерхольд на строительстве нового здания театра. 1937 г.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 - 1940) - гениальный реформатор отечественной сцены, одна из ключевых фигур в театральном искусстве ХХ столетия. Хотя его творческие идеи и прозрения уже перешагнули следующий вековой рубеж, оказавшись чрезвычайно востребованными и сегодня. Впрочем, все художественные тайны Мастера до сих пор не разгаданы, а его имя по-прежнему окутано аурой неопределенности. Мейерхольд и в самом деле любил менять жизненные маски, но как художник был верен себе, синтезируя в своем творчестве новаторство и традиционализм. Он как никто ощущал актуальность архаических форм театра - античного, средневекового, восточного. И как никто владел секретом сочетания несочетаемого. В нынешнем театральном процессе, одной из главных примет которого становится национально-культурный синтез, идеи Мейерхольда необычайно актуальны.

Публикуемая ниже глава из мемуаров Сергея Эйзенштейна является частью книги "С.М.Эйзенштейн о В.Э.Мейерхольде" (составление и комментарии В.Забродина), которая выйдет в свет в "Новом издательстве". Выдающийся кинорежиссер - один из самых знаменитых учеников Мейерхольда. В готовящийся сборник включены практически все его тексты о Мастере.

Вс.Мейерхольд

1 февраля в Пензе, на родине Мейерхольда, в областном драматическом театре имени Луначарского состоялась премьера спектакля "Самоубийца" Н.Эрдмана в постановке молодого московского режиссера Юрия Урнова, приуроченная к юбилейной дате.

10 февраля в Московском центре имени Мейерхольда прошел торжественный вечер, посвященный 130-летию со дня рождения Мастера. В его рамках состоялась презентация книги "Т.С.Есенина о В.Э.Мейерхольде и З.Н.Райх", в которую вошли письма приемной дочери Мейерхольда Константину Рудницкому, известному исследователю творчества Мастера (составление и комментарии Н.Панфиловой и О.Фельдмана). Была представлена также литературно-сценическая композиция Валерия Семеновского и Николая Шейко о судьбе взаимоотношений Мейерхольда и Райх с участием Виктора Гвоздицкого, Александры Ислентьевой и Евгения Князева. По традиции лучшим студентам режиссерских факультетов театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга были вручены ежегодные стипендии Центра Мейерхольда и Благотворительного фонда его имени.

В фойе Центра открылась экспозиция графических работ Гавриила Заполянского, Якова Йом-Това и Екатерины Белявской, посвященных Мейерхольду. Выставка организована Израильским культурным центром.

Сергей Эйзенштейн: Мой театральный вождь

С.Эйзенштейн

...Через несколько дней Цвейг у меня (Стефан Цвейг приехал в Москву в сентябре 1928 года на празднование столетия со дня рождения Льва Толстого.) .

Я встречаю его бомбой, извержением Везувия - неожиданностью, во всяком случае:

- "Смятение чувств" вы про себя писали? ("Смятение чувств" - новелла С.Цвейга о гомоэротической влюбленности стареющего профессора филологии в своего студента.)

- Ах нет, нет, это про одного друга молодости...

Звучит не очень убедительно.

Меня берет жалость, и я спешно помогаю ему выйти из затруднения.

Я знаю, что он близок с Фрейдом.

(Иначе я бы, конечно, и не ошарашивал его таким, может быть, малотактичным вопросом!)

И перевожу разговор на расспросы о великом венце.

Его "Фрейд", "Месмер" и "Мэри Беккер Эдди" еще не написаны ("Фрейд", "Месмер", "Мэри Беккер Эдди" - части трилогии Стефана Цвейга "Врачевание и психика".) .

И многое из того, что войдет потом в книгу, он мне рассказывает на словах.

Больше того.

Многое из того, что в книгу не войдет.

Он очень живо передает ту особую, патриархальную атмосферу, которая царит за овальным четверговым столом, среди боготворимого профессора и страстных его адептов.

Непередаваемую атмосферу первых шагов открытий, воспринимаемых как откровения. Безудержную ферментацию мыслей от соприкосновения друг с другом. Бурный творческий рост и восторг. Но, не меньше того, и теневую сторону фрески этой новой Афинской школы, где новый Платон и Аристотель слиты в подавляющей личности человека с вагнеровским именем ("Афинская школа" - фреска Рафаэля в Ватикане. Имя Фрейда - Зигмунд - совпадает с именем одного из главных героев оперы Вагнера "Валькирия".) .

Подозрительность и ревность друг к другу адептов.

А среди них: Штеккель, Адлер, Юнг (Речь идет об австрийских психологах Вильгельме Штеккеле и Альфреде Адлере (1870 - 1937) и швейцарском психологе и философе Карле Густаве Юнге.) .

Еще большая подозрительность к ним со стороны Фрейда.

Подозрительность и ревность тирана.

Беспощадность к тем, кто не тверд в доктрине.

Особенно к тем, кто старается идти своими ответвлениями, в разрезе собственных своих представлений, не во всем совпадающих с представлениями учителя.

Рост бунта против патриарха-отца.

Ответные обвинения в ренегатстве, в осквернении учения, отлучение, анафема...

Эдипов комплекс, так непропорционально и преувеличенно торчащий из учения Фрейда, - в игре страстей внутри самой школы: сыновья, посягающие на отца.

Но скорее в ответ на режим и тиранию отца, отца, более похожего на Сатурна, пожирающего своих детей, чем на безобидного супруга Меропы Лайоса (Здесь Эйзенштейн вписал в скобках: "Проверить имя отца Эдипа по Ранку "Inzest. Problem". Однако он ошибся не в имени отца Эдипа Лайя (Лайоса), а в имени матери: не Меропа, а Иокаста.) - отца Эдипа. (Впрочем, более подробные и злые языки древности донесли до нас чрезвычайно неожиданные и любопытные детали причин и поводов схватки Эдипа со своим отцом, которые мы обычно знаем только по версии Софокла.)

И уже откалываются Адлер и Юнг, уходит Штеккель...

Картина рисуется необыкновенно живо.

Разве это не неизбежная картина внутренней жизни небольшой группы талантливых фанатиков, группирующихся вокруг носителя учения?

И разве библейская легенда не права, материализовав в образе Иуды неизбежный призрак подозрений, витающих перед очами создателя учения?

Разве образ этот не менее вечен и бессмертен, чем образ сомневающегося прозелита, желающего все познать на ощупь, всунув пальцы, - и в фигуре Фомы неверующего?

А сама обстановка? И уж не отсюда ли и образ орды, поедающей старшего в роде, неотвязный образ в учении Фрейда?

А может быть, сама обстановка его окружения - неизбежное "возрождение" форм поведения, когда бытие поставлено в аналогичную атмосферу замкнутого клана и обстановку почти что родового строя?!

Однако почему же я так горячусь, касаясь внутренней атмосферы группы ученых, давно распавшейся и во многом сошедшей со всякой арены актуальности?!

Не считая того, что сам отец Сатурн достаточно давно почил от борьбы и схваток.

Конечно, оттого, что я уже с первых строк описания сошел с рельс описания обстановки внутри содружества Фрейда и что я давно уже описываю под этими чужими именами во всем похожую обстановку, из которой я сам выходил на собственную дорогу.

Такой же великий старец в центре.

Такой же бесконечно обаятельный, как мастер, и коварно злокозненный, как человек.

Такая же отмеченность печатью гениальности и такой же трагический разлом и разлад первичной гармонии, как и в глубоко трагической фигуре Фрейда. И как лежит эта печать индивидуальной драмы на всем абрисе его учения!

Такой же круг фанатиков из окружающих его учеников.

Такой же бурный рост индивидуальностей вокруг него.

Такая же нетерпимость к любому признаку самостоятельности.

Такие же методы "духовной инквизиции".

Такое же беспощадное истребление.

Отталкивание.

Отлучение тех, кто провинился лишь в том, что дал заговорить в себе собственному голосу...

Конечно, я давно соскользнул с описания курии Фрейда и пишу об атмосфере школы и театра кумира моей юности, моего театрального вождя, моего учителя.

- Мейерхольд!

Сочетание гениальности творца и коварства личности.

Неисчислимые муки тех, кто, как я, беззаветно его любил.

Неисчислимые мгновения восторга, наблюдая магию творчества этого неповторимого волшебника театра!

Сколько раз уходил Ильинский!

Как мучилась Бабанова!

Какой ад - слава Богу, кратковременный! - пережил я, прежде чем быть вытолкнутым за двери Рая, из рядов его театра, когда я "посмел" обзавестись своим коллективом на стороне - в Пролеткульте.

Он обожал "Привидения" Ибсена.

Несчетное число раз играл Освальда.

Неоднократно ставил (Вс.Э.Мейерхольд ставил пьесу Ибсена "Привидения" с труппой "Товарищества новой драмы" дважды: в 1904 году - в Херсоне, в 1906-м - в Полтаве.) .

Сколько раз в часы задумчивости он мне показывал, как он играл его, играя на рояле.

Кажется, что привлекала его тема повторности, которая так удивительно пронизывает историю фру Альвинг и ее сына.

И сколько раз он сам повторно на учениках и близких, злокозненно, по-режиссерски провоцируя необходимые условия и обстановку, воссоздавал собственную страницу творческой юности - разрыв со Станиславским (Как известно, Вс.Э.Мейерхольд после реорганизации театра в 1902 году покинул МХТ (как и еще несколько актеров, не включенных в число "пайщиков"); второй раз он ушел из МХТ в 1905 году, после того как К.С.Станиславский так и не решился открыть Театр-студию. Эти факты можно описывать объективно-исторически (хотя, возможно, и существуют разные интерпретации). Здесь Эйзенштейн истолковывает события, следуя версии, предложенной ему в свое время Зинаидой Райх: "... Вам необходимо уйти от М-да, как М-д ушел когда-то от Станиславского". Он не привязывает "разрыв со Станиславским" к какому-либо точному хронологическому отрезку, относя это событие к "творческой юности учителя".) .

Удивительна была любовь и уважение его к К[онстантину] С[ергеевичу].

Даже в самые боевые годы борьбы против Художественного театра.

Сколько раз он говорил с любовью о К.С., как высоко ценил его талант и умение.

Где, в какой поэме, в какой легенде читал я о том, как Люцифер - первый из ангелов, подняв бунт против Саваофа и "быв низвергнут", - продолжает любить его и "источает слезы" по поводу не гибели своей, не отлучения, но по поводу того, что отрешен от возможности лицезреть Его?!

Или это из легенды об Агасфере?

Что-то от подобного Люцифера или Агасфера было в мятущейся фигуре моего учителя.

Несоизмеримо более гениального, чем всеми признанный, "канонизированный" К.С.

Но абсолютно лишенного той патриархальной уравновешенности, принимаемой за гармонию, но, скорее, граничащей с тем филистерством, известную долю которого требовал от творческой личности еще Гете.

И кто лучше, чем сановник Веймарского двора, своею собственной биографией доказал, что эта доля филистерства обеспечивает покой, стабильность, глубокое врастание корней и сладость признания там, где отсутствие его обрекает слишком романтическую натуру на вечные метания, искания, падения и взлеты, превратности судьбы и часто - судьбу Икара, завершающую жизненный путь Летучего голландца...

В тоске по К.С., этому патриарху, согретому солнечным светом бесчисленно почковавшихся вторых и третьих поколений почитателей и ревнителей его дела, было что-то от этой слезы Люцифера, от неизреченной тоски врубелевского "Демона".

И я помню его на закате, в период готовящегося сближения с К.С. (Имеются в виду события 1938 года, когда после закрытия Театра им. Мейерхольда Станиславский пригласил впавшего в немилость режиссера в свой Оперный театр. Там Мейерхольд завершил начатую Константином Сергеевичем работу над постановкой оперы Дж. Верди "Риголетто" (премьера - 10 марта 1939 года).) .

Было трогательно и патетично наблюдать это наступавшее сближение двух стариков.

Я не знаю чувства К.С., преданного в последние годы своей жизни творческим направлением собственного театра, отвернувшегося от него и обратившегося к вечно живительному источнику творчества - к подрастающему поколению, неся ему свои новые мысли вечно юного дарования.

Но я помню сияние глаз "блудного сына", когда он говорил о новом воссоединении обоих "в обход" всех тех троп, сторонних истинному театру, от предвидения которых один бежал на пороге нашего столетия и своего творческого пути, а другой отрекся десятки лет спустя, когда взлелеянный заботливой рукой Немировича-Данченко бурьян этих чуждых театру тенденций стал душить самого основоположника Художественного театра.

Недолга была близость обоих.

Но не внутренний разлад и развал привели к разрыву на этот раз.

Вырастая из тех же черт неуравновешенности нрава, одного унесли к роковому концу биографии трагические последствия собственного внутреннего разлада. Другого - смерть...

Но в те долгие годы, когда, уже давно пережив собственную травму, я примирился с ним и снова дружил (Речь здесь идет о времени после возвращения (май 1932 года) Эйзенштейна из зарубежной поездки.) , неизменно казалось, что в обращении с учениками и последователями он снова и снова повторно играет собственную травму разрыва со своим собственным первым учителем.

В отталкиваемых вновь переживая собственное грызущее огорчение; в отталкивании становясь трагическим отцом - Рустемом, поражающим Зораба (Рустем и Сухроб (Зораб) - герои эпизода эпической поэмы Абулькасима Фирдоуси "Шахнаме" (934 - 941), одного из ключевых для понимания мира произведений Эйзенштейна.) ,- как бы ища оправдания и дополнения к тому, что в собственной его юности совершалось без всякого злого умысла со стороны "отца", а принадлежало лишь творческой независимости духа "прегордого сына".

Так видел я эту драму.

Может быть, недостаточно объективно.

Может быть, недостаточно "исторично".

Но для меня это дело слишком близкое, слишком родное, слишком "семейная хроника".

Ведь по линии "нисходящей благодати", через рукоположение старшего, я же в некотором роде сын и внук этих ушедших поколений театра...

Во время встречи с Цвейгом я, конечно, обо всем этом не думаю.

А внимательно слушаю его.

Потом развлекаю его, показывая фотографии из фильма "Октябрь".

Он захлебывается от удовольствия и очень несдержанно хвалит их.

Хвалит и каким-то странным, чуть-чуть плаксивым голосом, немного нараспев.

Он хочет хотя бы одну на память.

"Ах, как они хороши! Ах, как прекрасны!.."

Я предлагаю одну - по моему выбору.

"Ах, как прекрасны! Как хороши... (не меняя напевного ритма!) ...Я хотел бы другую (и снова)... Как хороши... Как прекрасны... Если вам не жаль..."

Конечно, мне не жаль.

Я его очень люблю.

Также в рубрике:

ПУБЛИКАЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;