Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Римские каникулы Екатерины Максимовой

Столица отпраздновала день рождения великой балерины XX столетия

Сергей КОРОБКОВ
Фото Елены ФЕТИСОВОЙ


Е.Максимова

То, что имя Екатерины Максимовой из первых строчек афиш Большого театра переместилось ближе к черте, туда, где вслед за исполнительским составом перечисляются в очередь те, кто отвечает за художественный уровень спектакля, и называются они педагогами-репетиторами, до сих пор кажется ошибкой, нонсенсом, опечаткой.

Искусство Максимовой - может быть, самой идеальной, самой совершенной балерины второй половины ХХ века, - не тронутое никакими обстоятельствами извне и не омраченное ничем, что не касается искусства и лежит от него в стороне, - остается той драгоценной субстанцией, которую подчинить законам природы попросту невозможно. Невзирая на эти законы, оно продолжает развиваться и незримо управлять всем, что происходит в балетном театре. И если автор странной опечатки - само время, то тут как раз тот случай, когда не надо разводить руками: мол, ничего не поделаешь и реки вспять не повернешь. И время может ошибаться, особенно тогда, когда избранный перешагивает его границы волею собственного таланта.

Но искусство Максимовой - совсем не легенда: легенды принадлежат времени, а время, как известно, стирает подробности, и не оно в случае с Максимовой - герой. Сценическая карьера Максимовой была столь насыщенной и столь плотной, а тема, проявленная ею на сцене, - столь вневременной и непафосно человечной, что подробности его, искусства, счастливо живут в танце ее сегодняшних учениц. Непохожих на саму Максимову, но все более уверенно произносящих играющими оттенками "текст", написанный самой Максимовой.

"Текст", созданный артисткой, а не хореографом (Максимова балетов не сочиняла) и проговоренный практически во всех партиях ее репертуара на одном наречии - русском, московском, лирическом, - это авторский текст, текст большого писателя, наследовавшего не легенды, но живые образы отечественной культуры. В этом тексте волшебно соединяются картины сна Татьяны Лариной и первого бала Наташи Ростовой, там распускается рахманиновская "Сирень" и звучат печально-озорные куплеты гусар-девицы от Варвары Асенковой, туда проникают и там живут абрисы мадам Орловой и Царевны Лебеди художников Серова и Врубеля.

Историки пишут, что тема Максимовой - тема взросления души; так, вероятно, и начиналось с первых работ балерины в Большом театре, например, с партии Маши в "Щелкунчике", Жизели, принцессы Авроры. Но тем не закончилось и тем не продолжается, потому что дар Максимовой оказался большим, чем дар балерины или танцующей актрисы, для которой названная тема - только тема. Совершенное для классического балета создание, каких природа не повторяет, Максимова играет в отечественной культуре неизмеримо большую роль: она собирает и авторски выражает в своих созданиях черты идеальной человеческой натуры, если принимать за идеал не умозрительную абстракцию, а саму жизнь с ее достоинством и не-достоинством - тоже.

Но натура Максимовой - не "уходящая" натура: то, что ею создано, уйти не может и никуда не уйдет. Тут есть гарантии - хотя бы в той "опечатке", которая переместила ее имя из первых афишных строк в заключительные. Об уроках Максимова позаботилась сама, загодя, когда сыграла в ленте Владимира Васильева "Фуэте", - рассказав в экранном образе о человеческой натуре больше, чем в недавно опубликованных мемуарах под названием "Мадам "Нет". На сцене и на экране она всегда была более свободной и более откровенной, чем в обычной жизни. Такой - свободной и откровенной - она, как говорят, бывает и в репетиционном классе, где учит (не только балету) своих учениц. Они-то и продолжают - пока робко, но внятно - вести собственные вариации на максимовскую тему.

Что же сама Максимова, которую широкий зритель ныне видит, пожалуй, лишь в жюри балетных конкурсов и театральных премий? А кажется, что она, подобно принцессе Анне из знаменитой ленты Уильяма Уайлера "Римские каникулы", удрала с собственного трона, чтобы вприпрыжку пуститься за теми ощущениями, какие у нее отнимаются протоколом и этикетом. Может быть, там, не на троне, она откроет для себя новые чувства и отыщет новые идеи, чтобы, вернувшись обратно (в художественное кино или на театральную сцену), сказать соскучившимся зрителям свое "да". Лучших воспоминаний о будущем придумать трудно. Артистка Максимова - рядом. Просто сейчас у нее каникулы.

Продолжение темы на странице "Музыка".

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

НАГРАДА

ВЫСТАВКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;