Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаРимские каникулы Екатерины МаксимовойСтолица отпраздновала день рождения великой балерины XX столетия Сергей КОРОБКОВ
То, что имя Екатерины Максимовой из первых строчек афиш Большого театра переместилось ближе к черте, туда, где вслед за исполнительским составом перечисляются в очередь те, кто отвечает за художественный уровень спектакля, и называются они педагогами-репетиторами, до сих пор кажется ошибкой, нонсенсом, опечаткой. Искусство Максимовой - может быть, самой идеальной, самой совершенной балерины второй половины ХХ века, - не тронутое никакими обстоятельствами извне и не омраченное ничем, что не касается искусства и лежит от него в стороне, - остается той драгоценной субстанцией, которую подчинить законам природы попросту невозможно. Невзирая на эти законы, оно продолжает развиваться и незримо управлять всем, что происходит в балетном театре. И если автор странной опечатки - само время, то тут как раз тот случай, когда не надо разводить руками: мол, ничего не поделаешь и реки вспять не повернешь. И время может ошибаться, особенно тогда, когда избранный перешагивает его границы волею собственного таланта. Но искусство Максимовой - совсем не легенда: легенды принадлежат времени, а время, как известно, стирает подробности, и не оно в случае с Максимовой - герой. Сценическая карьера Максимовой была столь насыщенной и столь плотной, а тема, проявленная ею на сцене, - столь вневременной и непафосно человечной, что подробности его, искусства, счастливо живут в танце ее сегодняшних учениц. Непохожих на саму Максимову, но все более уверенно произносящих играющими оттенками "текст", написанный самой Максимовой. "Текст", созданный артисткой, а не хореографом (Максимова балетов не сочиняла) и проговоренный практически во всех партиях ее репертуара на одном наречии - русском, московском, лирическом, - это авторский текст, текст большого писателя, наследовавшего не легенды, но живые образы отечественной культуры. В этом тексте волшебно соединяются картины сна Татьяны Лариной и первого бала Наташи Ростовой, там распускается рахманиновская "Сирень" и звучат печально-озорные куплеты гусар-девицы от Варвары Асенковой, туда проникают и там живут абрисы мадам Орловой и Царевны Лебеди художников Серова и Врубеля. Историки пишут, что тема Максимовой - тема взросления души; так, вероятно, и начиналось с первых работ балерины в Большом театре, например, с партии Маши в "Щелкунчике", Жизели, принцессы Авроры. Но тем не закончилось и тем не продолжается, потому что дар Максимовой оказался большим, чем дар балерины или танцующей актрисы, для которой названная тема - только тема. Совершенное для классического балета создание, каких природа не повторяет, Максимова играет в отечественной культуре неизмеримо большую роль: она собирает и авторски выражает в своих созданиях черты идеальной человеческой натуры, если принимать за идеал не умозрительную абстракцию, а саму жизнь с ее достоинством и не-достоинством - тоже. Но натура Максимовой - не "уходящая" натура: то, что ею создано, уйти не может и никуда не уйдет. Тут есть гарантии - хотя бы в той "опечатке", которая переместила ее имя из первых афишных строк в заключительные. Об уроках Максимова позаботилась сама, загодя, когда сыграла в ленте Владимира Васильева "Фуэте", - рассказав в экранном образе о человеческой натуре больше, чем в недавно опубликованных мемуарах под названием "Мадам "Нет". На сцене и на экране она всегда была более свободной и более откровенной, чем в обычной жизни. Такой - свободной и откровенной - она, как говорят, бывает и в репетиционном классе, где учит (не только балету) своих учениц. Они-то и продолжают - пока робко, но внятно - вести собственные вариации на максимовскую тему. Что же сама Максимова, которую широкий зритель ныне видит, пожалуй, лишь в жюри балетных конкурсов и театральных премий? А кажется, что она, подобно принцессе Анне из знаменитой ленты Уильяма Уайлера "Римские каникулы", удрала с собственного трона, чтобы вприпрыжку пуститься за теми ощущениями, какие у нее отнимаются протоколом и этикетом. Может быть, там, не на троне, она откроет для себя новые чувства и отыщет новые идеи, чтобы, вернувшись обратно (в художественное кино или на театральную сцену), сказать соскучившимся зрителям свое "да". Лучших воспоминаний о будущем придумать трудно. Артистка Максимова - рядом. Просто сейчас у нее каникулы. Продолжение темы на странице "Музыка".Также в рубрике:
|