Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Птицы летают и в космосе

В галерее "Тейт Модерн" открылась выставка Бранкузи

Игнат КУРАКИН


"Мадемуазель Поньяния". 1913 г.

Экспозиция из 35 работ знаменитого скульптора называется "Константин Бранкузи: суть вещей". Как ни странно, это первая его выставка в Лондоне. Влияние Бранкузи на современную скульптуру можно сравнить лишь с воздействием Пабло Пикассо на модернистскую живопись. Он стоит в одном ряду с такими гигантами 20 столетия, как Генри Мур и Альберто Джакометти. Бранкузи родился в румынском селе Хобица 19 февраля 1876 года. После обучения в художественных школах в Крайове и Бухаресте уехал в Мюнхен, потом в Париж. В 1904 году поступил в Школу изящных искусств, которую вскоре покинул, предпочтя пойти подмастерьем к Огюсту Родену. Бранкузи посчитал, что техникой он владеет достаточно, а больше в школе, по его мнению, ничему не учили. Вскоре темпераментный румын расколол на куски свою скульптурную группу "Переход через Черное море" и начал работать над созданием собственного стиля. В те времена скульпторы обычно не работали непосредственно с материалом, они делали модель из гипса, а литьем или работой с камнем занимались подмастерья, владевшие специальной техникой. Бранкузи отказался от такого разделения труда и начал все делать сам. Для него было важно работать непосредственно с материалом, он любил подчеркивать его фактуру, до блеска полируя металлическую поверхность или, напротив, оставляя нетронутой шероховатость потрескавшегося дерева. Ценил контрасты. Гладкую мраморную голову яйцевидной формы помещал на бархатную подушку, а отполированную металлическую рыбу - на зеркальный постамент. Со временем у него выработался неповторимый стиль, сутью которого были отказ от реалистических деталей и выявление простейших геометрических форм. Если в мраморной "Голове спящего ребенка" (1908) еще можно разобрать черты лица, в "Прометее" (1911) они уже почти неразличимы. Его интересовали ритмические повторения. На этом принципе построены такие его работы, как "Бесконечная колонна" и "Адам и Ева". На творчестве Бранкузи отразился интерес к африканской скульптуре. Характерная для Африки тема плодородия звучит в его работе "Начало мира" (1920). Деревянные скульптуры Бранкузи (например, почти трехметровый "Царь царей") чаще всего вырублены из цельного куска дерева и могли бы оказаться вполне на месте при совершении африканских ритуалов.

Работал Бранкузи и на родине, в Румынии, где воздвиг монумент соотечественникам, павшим в Первую мировую войну. Скульптор попытался воплотить в нем судьбу своего народа. В монументальный комплекс входят "Стол молчания", символизирующий рождение человека, и "Бесконечная колонна" - знак неминуемого конца. Вокруг стола Бранкузи поместил 12 сидений на одинаковом расстоянии друг от друга. По форме они напоминают песочные часы и свидетельствуют о быстротечности времени. Эту же мысль подчеркивает и расположение стола - он стоит на берегу реки. Идея колонны подсказана скульптору похоронными шестами, которые используют на юго-востоке Румынии. Между "столом" и "колонной" воздвигнуты "Ворота поцелуя" - символ брака и начала нового жизненного цикла.

Всю жизнь художника обвиняли в оскорблении вкусов. В 20-е годы его скульптуры не хотели пропускать через американскую таможню. Офицер таможенной службы заявил, что прославленная ныне "Птица в космосе" - это не скульптура, а металлический инструмент непонятного предназначения, за ввоз которого тем не менее полагается платить пошлину. Действительно, у птицы нет ни крыльев, ни клюва, но в ней присутствует ощущение полета в космической пустоте. Начался судебный процесс, в котором скульптору-новатору пытались доказать, что никакой он не художник. Но американские защитники традиции не преуспели, и теперь около половины скульптур Бранкузи находятся в частных собраниях и музеях США. Туда со временем переедет и лондонская экспозиция из галереи "Тейт Модерн". Работы Бранкузи будут выставлены в музее Гугенхейма.

Творчество скульптора вызывало неприятие и в Европе. В 1920 году Бранкузи решил показать на вернисаже независимых художников свою работу "Принцесса Х". Мраморное изображение девушки, поворачивающей голову перед зеркалом, вызвало довольно странную ассоциацию у французского министра, который должен был открывать выставку. Скульптура напомнила ему мужской детородный орган, но выставку он все же открыл.

Кстати, одна из самых известных работ Бранкузи "Поцелуй" находится в Париже, но связана она с Россией. Скульптура установлена на Монпарнасском кладбище, на могиле русской студентки Татьяны Рашевской, которая покончила с собой из-за любви к молодому врачу-румыну, соотечественнику скульптора. Сам скульптор тоже похоронен в Париже, где он скончался 16 марта 1957 года.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;