Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираПтицы летают и в космосеВ галерее "Тейт Модерн" открылась выставка Бранкузи Игнат КУРАКИН
Экспозиция из 35 работ знаменитого скульптора называется "Константин Бранкузи: суть вещей". Как ни странно, это первая его выставка в Лондоне. Влияние Бранкузи на современную скульптуру можно сравнить лишь с воздействием Пабло Пикассо на модернистскую живопись. Он стоит в одном ряду с такими гигантами 20 столетия, как Генри Мур и Альберто Джакометти. Бранкузи родился в румынском селе Хобица 19 февраля 1876 года. После обучения в художественных школах в Крайове и Бухаресте уехал в Мюнхен, потом в Париж. В 1904 году поступил в Школу изящных искусств, которую вскоре покинул, предпочтя пойти подмастерьем к Огюсту Родену. Бранкузи посчитал, что техникой он владеет достаточно, а больше в школе, по его мнению, ничему не учили. Вскоре темпераментный румын расколол на куски свою скульптурную группу "Переход через Черное море" и начал работать над созданием собственного стиля. В те времена скульпторы обычно не работали непосредственно с материалом, они делали модель из гипса, а литьем или работой с камнем занимались подмастерья, владевшие специальной техникой. Бранкузи отказался от такого разделения труда и начал все делать сам. Для него было важно работать непосредственно с материалом, он любил подчеркивать его фактуру, до блеска полируя металлическую поверхность или, напротив, оставляя нетронутой шероховатость потрескавшегося дерева. Ценил контрасты. Гладкую мраморную голову яйцевидной формы помещал на бархатную подушку, а отполированную металлическую рыбу - на зеркальный постамент. Со временем у него выработался неповторимый стиль, сутью которого были отказ от реалистических деталей и выявление простейших геометрических форм. Если в мраморной "Голове спящего ребенка" (1908) еще можно разобрать черты лица, в "Прометее" (1911) они уже почти неразличимы. Его интересовали ритмические повторения. На этом принципе построены такие его работы, как "Бесконечная колонна" и "Адам и Ева". На творчестве Бранкузи отразился интерес к африканской скульптуре. Характерная для Африки тема плодородия звучит в его работе "Начало мира" (1920). Деревянные скульптуры Бранкузи (например, почти трехметровый "Царь царей") чаще всего вырублены из цельного куска дерева и могли бы оказаться вполне на месте при совершении африканских ритуалов. Работал Бранкузи и на родине, в Румынии, где воздвиг монумент соотечественникам, павшим в Первую мировую войну. Скульптор попытался воплотить в нем судьбу своего народа. В монументальный комплекс входят "Стол молчания", символизирующий рождение человека, и "Бесконечная колонна" - знак неминуемого конца. Вокруг стола Бранкузи поместил 12 сидений на одинаковом расстоянии друг от друга. По форме они напоминают песочные часы и свидетельствуют о быстротечности времени. Эту же мысль подчеркивает и расположение стола - он стоит на берегу реки. Идея колонны подсказана скульптору похоронными шестами, которые используют на юго-востоке Румынии. Между "столом" и "колонной" воздвигнуты "Ворота поцелуя" - символ брака и начала нового жизненного цикла. Всю жизнь художника обвиняли в оскорблении вкусов. В 20-е годы его скульптуры не хотели пропускать через американскую таможню. Офицер таможенной службы заявил, что прославленная ныне "Птица в космосе" - это не скульптура, а металлический инструмент непонятного предназначения, за ввоз которого тем не менее полагается платить пошлину. Действительно, у птицы нет ни крыльев, ни клюва, но в ней присутствует ощущение полета в космической пустоте. Начался судебный процесс, в котором скульптору-новатору пытались доказать, что никакой он не художник. Но американские защитники традиции не преуспели, и теперь около половины скульптур Бранкузи находятся в частных собраниях и музеях США. Туда со временем переедет и лондонская экспозиция из галереи "Тейт Модерн". Работы Бранкузи будут выставлены в музее Гугенхейма. Творчество скульптора вызывало неприятие и в Европе. В 1920 году Бранкузи решил показать на вернисаже независимых художников свою работу "Принцесса Х". Мраморное изображение девушки, поворачивающей голову перед зеркалом, вызвало довольно странную ассоциацию у французского министра, который должен был открывать выставку. Скульптура напомнила ему мужской детородный орган, но выставку он все же открыл. Кстати, одна из самых известных работ Бранкузи "Поцелуй" находится в Париже, но связана она с Россией. Скульптура установлена на Монпарнасском кладбище, на могиле русской студентки Татьяны Рашевской, которая покончила с собой из-за любви к молодому врачу-румыну, соотечественнику скульптора. Сам скульптор тоже похоронен в Париже, где он скончался 16 марта 1957 года. Также в рубрике:
|