Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7414) 12 - 18 февраля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Палитра"Жизель" в стиле примитиваКатя Медведева в Музее личных коллекций Евграф КОНЧИН
Катя Медведева, выставка картин которой открылась в Музее личных коллекций на Волхонке, - неординарное, интересное и во многом необъяснимое художественное явление. О ее творчестве говорят и спорят много и весьма по-разному. Более всего ее относят к направлению примитивизма, к так называемому "наивному" искусству. Но это слишком обычно, просто, однозначно и поэтому, наверное, справедливо лишь отчасти. Остальная же и более значительная часть не укладывается в какие-либо известные искусствоведческие каноны, в какие-либо установленные нормы и правила. Дать же творчеству Кати Медведевой, столь сложному феномену, какое-то однозначное, полное и всеобъемлющее определение, вряд ли можно. И нужно ли?.. Екатерина Ивановна Медведева родилась в 1937 году в селе Голубино Белгородской области. И казалось бы, воспоминания о деревенском детстве и должны были стать основой ее творческого видения, как у большинства "наивных" художников. Но деревенская ностальгия никак не проявилась в ее искусстве. Она художник сугубо городской, и город стал питательной основой ее творческого мировоззрения и духовно-нравственной средой. Средой самой простецкой, приземленной, ибо жизнь Кати Медведевой сложилась трудно, тяжело, порой драматически. Стоит только удивляться, как она смогла выстоять, сохранить столь отзывчивую душу к творчеству, непосредственность и чистоту чувств. Воспитывалась она в детском доме в городе Шуша Нагорно-Карабахской автономной области, окончила ФЗУ. Сменила много профессий - работала ткачихой на фабрике в Баку, начальником отделения связи, реквизитором в народном театре при Клубе работников торговли в Кисловодске, окончила заочное отделение Ульяновского культпросветучилища по специальности дирижера-хоровика... Как пришла к живописи? Вспоминает так: "В 39 лет я впервые в жизни увидела художника, который писал картину. 5 января 1976 года я попробовала первый творческий рисунок гуашью. Художникам очень понравился..." А на пресс-конференции добавила журналистам, что это ее так вдохновило, поэтому она хотела уже пойти учиться в какую-либо студию. Но ей сказали: учиться тебе не надо, пиши, как пишешь... И уже в 1978 году состоялась в Кисловодске, в Клубе работников торговли, ее первая персональная выставка. Затем вернисажи Кати Медведевой проходят один за другим, она становится известной, популярной, у нее появились поклонники и даже подражатели. Ее работы стали покупать коллекционеры. В 1981 году она переезжает в Москву. В 1982 году в жизни Кати Медведевой произошло необыкновенное и радостное событие. Коллекционер К.Кухинке показывает одиннадцать картин Марку Шагалу, приехавшему в Кисловодск. Знаменитый мастер так восхитился ее творчеством, что подарил ей свой альбом с автографом. И вот - ее очередная персональная выставка, на этот раз - в Музее личных коллекций, что можно считать своего рода профессиональным признанием на самом высоком уровне. Ведущие искусствоведы пишут о ней научные статьи, говорят ей приятные слова. А по столь большому скоплению народа на вернисаже можно судить о ее громкой популярности. Выставка восхищает, но она ставит и многие вопросы о развитии и сегодняшнем состоянии ее творчества. Ох, какое оно непростое! Хотя бы потому, что рядом уживаются исполненные почти одновременно типичные примитивистские, хрестоматийно-"наивные" жанровые сцены и особенно портреты с картинами, которым по своему качеству могли бы позавидовать маститые живописцы. Прежде всего я имею в виду ее танцевальные сюжеты, сцены из балета "Жизель", "Балерина-Лебедь", "Репетиция", "Балерина-ангел", "Сиреневые танцовщицы", "Прима", "Ольга Спесивцева", "Ромео и Джульетта"... Откровенно - трудно себе представить "самодеятельного" художника, который возвысился до таких элитарных в искусстве высот и сделал это взволнованно, пылко и умело. Из "наивного" творчества Кати Медведевой я, пожалуй, исключил бы и некоторые другие ее картины. Например, великолепный "Натюрморт с арбузом", "Птицы", "Помидоры и огурцы", "Осень", "Цветы", композицию, посвященную убиенной царской семье, "Гусь Железный", "Старая Ладога"... Хорошая реалистическая живопись. Без всяких иных "измов". В последние годы у Кати Медведевой появились картины, отмеченные увлеченностью иконописным искусством. Замечу, модной особенностью нынешнего профессионального творчества. Это - "Параскева Пятница", "Пушкин" как бы в ореоле святого мученика, "Ангел Алина", "Иоанн Богослов", иконообразный "Н.В.Гоголь", одно из самых темпераментных и сильных произведений художницы. Последние ее картины наводят на мысль, а стоит ли вообще говорить о сегодняшнем творчестве Кати Медведевой как о "примитивном" или "наивном"? Быть может, этот период она уже прошла? Быть может, из необыкновенного, загадочного явления она превратилась в хорошую художницу, но уже без всяких рекламных легенд о феномене Кати Медведевой?! Она, по-моему, в этом умильно-снисходительном отношении уже не нуждается. Ее картины представили на выставку музей "Царицыно", Государственный российский дом народного творчества, многие частные коллекционеры. Отмечу, что именно у коллекционеров творчество Кати Медведевой пользуется наибольшим успехом. Некоторые из них составили большие, почти монографические ее собрания. А это, кстати, тоже интригует - ведь подчас у коллекционеров бывает очень тонкая интуиция... Также в рубрике:
|