Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7433) 24 июня - 7 июля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

И поныне на Афоне...

В Музее им. Андрея Рублева собраны древности со Святой горы

Елена ТИТАРЕНКО
Лев РАССАДНИКОВ


"Преображение с предстоящими и видом Афонского монастыря Пантократора". Середина XVIII в.

Если вы путешественник по натуре - расстояния вас не страшат и вас нетрудно увлечь в дорогу. Ну а если в наступивший сезон отпусков вам еще не удалось вырваться из душного мегаполиса, то и в его пределах можно отправиться в путешествие - как в пространстве, так и во времени. Захватывающую возможность побывать в Греции прошедших веков, а точнее, на легендарной Святой горе, дает выставка "Афонские древности", на все лето развернутая в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

На севере Греции, на восточном берегу полуострова Халкидики, высится гора Афон. С 963 года там возник особый монашеский мир, где веками почти ничто не меняется, рассказывает инициатор проекта Димитрис Яламас - греческий дипломат и в то же время профессор МГУ им. Ломоносова. На полуострове уместилось 20 мужских монастырей (среди них - первая в мире лавра, основанная св. Афанасием Афонитом) и 14 скитов. Со своеобразной монашеской республикой, где сегодня живет примерно 1800 отшельников разных национальностей, хотя все они считаются подданными Греции, в сознании современных людей связан "некий неземной, трансцендентный образ", говорит дипломат, подчеркивая, что Святая гора "хранит дух и религиозную суть православной Восточной Римской империи - Византии, там более тысячи лет утверждается всеобщность Православия в том виде, как оно зародилось в Византии". Есть там и полсотни монахов русского происхождения, а столетие назад русских на Афоне было очень много.

Панагия. XVII в.

Контакты между Россией и Афоном установились вскоре после того, как Киев принял христианство, а с момента обустройства Киево-Печерского монастыря, с середины XI века, приобрели систематический характер. Но по-настоящему интенсивными и устойчивыми эти связи стали только спустя три столетия, когда Русь пережила татаро-монгольское нашествие. Именно с этого времени, с конца XIV века, в Москву и другие русские города с Афона потекли иконы, рукописи, церковная утварь. Делались заказы от имени князей, затем - царей, настоятелей монастырей и патриархов, посылались гонцы, шли паломники, подносились дары: одним из главных стала Иверская икона Божией матери, превратившаяся в одну из наиболее почитаемых русских святынь.

Список с иконы Богоматери Вратарницы из Иверского монастыря, прозванной Иверская, в 1648 году заказал тогдашний архимандрит, впоследствии патриарх Московский Никон. А привез в Москву икону, исполненную греческим иеромонахом Ямвлихом Романовым, инок Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов, неоднократно посещавший Восток и Грецию и оставивший подробное описание своих путешествий в первом на Руси путеводителе - "Проскинитарии". И здесь начинается главная интрига выставки: она не в том даже, что воедино собраны бесценные экспонаты крупнейших музеев, подавляющее большинство из которых давно известно не только специалистам, но и широкой публике. Однако лишь теперь, в рамках "афонского проекта", то есть впервые за всю историю бытования в России этих древних книг, рукописей, крестов и прочих предметов церковной утвари, не говоря уж о многократно воспроизведенных и "намоленных" иконах, они подверглись систематизации по новой, любопытной схеме. Все эти "древности" показаны в составе коллекций, созданных русскими собирателями XVII и XIX веков. Первая такая фигура - Суханов, выполнявший в Греции дипломатические поручения Алексея Михайловича и заодно приобретавший для двора и патриарха рукописи, необходимые для приведения богослужебных книг в соответствие с никоновскими реформами. Среди 150 книг и рукописей, доставленных Сухановым, - прославленная миниатюра "Лествица" из Евангелия Иоанна Лествичника (899 г.).

Увы, только наивным идеалистам музей кажется обителью прекрасного в чистом, незамутненном выражении. На деле же в музейном мире страсти кипят, как и в реальной жизни: разногласия среди хранителей и исследователей, возникшие при подготовке выставки и научного сборника, привели к тому, что немалой части шедевров, хранящихся в Историческом музее и уже включенных в каталог, так и не оказалось на отведенных им местах под кровлей Музея Рублева. Возможно, это и не страшно - рано или поздно до зрителя они дойдут, но выстроить ясную и гармоничную картину афонского мира, незримо присутствующего и с трепетом воспринимаемого в России по сей день, такие досадные накладки мешают. И обидно, что страдают не специалисты, знающие нюансы, а рядовые посетители, лишь единожды получившие возможность соприкоснуться с "русским Афоном" и тщетно выискивающие в экспозиции шедевры, воспроизведенные в действительно удачном каталоге.

Два других героя выставки, чьи имена неотделимы от сокровищ с Афона, - знаменитый славист, профессор Московского университета В.И.Григорович, а также собиратель греческих и славянских рукописных книг и икон, путешественник и археолог П.И.Севастьянов. Жившие в XIX веке, они доставили в Россию настоящие шедевры: Григорович - знаменитую миниатюру с изображением Христа, то есть первый лист Евангелия от Иоанна из рукописи, хранившейся в монастыре Пантократора на Афоне (ныне она разделена между Англией и Канадой, но заставка с индивидуализированным, тонко прописанным ликом Христа, безусловно, византийской школы украшает собрание Третьяковки). Севастьянов же привез свыше 150 икон, отражающих разные традиции - критские, афонские, итало-греческие, южнославянские и даже древнерусские, но всего ценнее - византийские "Богоматерь скорбящая" XIII века, "Богоматерь с младенцем" середины XIV века, знаменитое "Успение Богоматери" XIV века, "Иоанн Предтеча" рубежа XIV - XV веков - аналог того, что служил образцом для русских иконописцев, равно как не прижившиеся в России иконы-"поминальники".

Попали в экспозицию и два фрагмента фресок: один из них, более ранний - "Христос Недреманное око", тоже происходит, как считают ученые, из монастыря Пантократора и приписывается знаменитому византийскому зодчему и живописцу Мануилу Панселину. Еще один именитый персонаж, своим присутствием через иконы, автографы и рукописи освятивший выставку, - философ и богослов, продолжатель эллинистической литературной традиции преподобный Максим Грек: он погиб на Руси, но прежде прожил несколько лет в Ватопедском монастыре на Афоне и перенес на русскую землю "святогорский дух". Этот дух - чувство просветления, приобщенности к великой традиции - надолго остается с каждым, кто увидел выставку. В памяти сохранятся детали: например, замечательные резные кресты, от миниатюрного наперсного до крупного, в рост человека, походного креста, для патриарха Никона выточенного на Афоне из библейского дерева - кипариса. Или золоченые фоны, ярко изукрашенные заставки, киноварные буквицы старинных рукописей, зачастую снабженных автографами выдающихся деятелей христианского мира - таких, как кардинал Виссарион Никейский, Никифор Григора, константинопольский патриарх Филофей Коккин, Иоанн Калиграф - ученик св. Афанасия Афонита. Но главное, посещение выставки становится истинным "восхождением" на Святую гору. Особенно приятно, что сюда не заказан путь и женщинам, которых на настоящий, греческий Афон не пускают никогда.

Возможно, и сама выставка вскоре отправится в путь: организатор путешествия во времени - Греческий фонд культуры - хочет повезти экспонаты на их родину. Фонд стремится делать в России такие проекты, в которых выявляются точки соприкосновения, общие интересы, одинаково важные для россиян и греческих участников.

В сотрудничестве с Посольством Греции в России и с российскими музеями, то есть используя исключительно "местный" материал, Греческий фонд впервые проводит масштабную акцию в российской столице. Выставку сопроводила международная научная конференция "Афон: история, культура, традиции" и концерты духовной музыки афонского распева, которую исполнил Византийский хор из Афин. А экспонаты, помимо хранящихся в Музее им. Андрея Рублева, прибыли из важнейших сокровищниц Москвы и Подмосковья - Третьяковской галереи, Сергиево-Посадского музея-заповедника и музеев Московского Кремля, Исторического музея и ГМИИ им. А.С.Пушкина, Российского госархива древних актов и ряда других хранилищ.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;