Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7433) 24 июня - 7 июля 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИ поныне на Афоне...В Музее им. Андрея Рублева собраны древности со Святой горы Елена ТИТАРЕНКО
Если вы путешественник по натуре - расстояния вас не страшат и вас нетрудно увлечь в дорогу. Ну а если в наступивший сезон отпусков вам еще не удалось вырваться из душного мегаполиса, то и в его пределах можно отправиться в путешествие - как в пространстве, так и во времени. Захватывающую возможность побывать в Греции прошедших веков, а точнее, на легендарной Святой горе, дает выставка "Афонские древности", на все лето развернутая в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. На севере Греции, на восточном берегу полуострова Халкидики, высится гора Афон. С 963 года там возник особый монашеский мир, где веками почти ничто не меняется, рассказывает инициатор проекта Димитрис Яламас - греческий дипломат и в то же время профессор МГУ им. Ломоносова. На полуострове уместилось 20 мужских монастырей (среди них - первая в мире лавра, основанная св. Афанасием Афонитом) и 14 скитов. Со своеобразной монашеской республикой, где сегодня живет примерно 1800 отшельников разных национальностей, хотя все они считаются подданными Греции, в сознании современных людей связан "некий неземной, трансцендентный образ", говорит дипломат, подчеркивая, что Святая гора "хранит дух и религиозную суть православной Восточной Римской империи - Византии, там более тысячи лет утверждается всеобщность Православия в том виде, как оно зародилось в Византии". Есть там и полсотни монахов русского происхождения, а столетие назад русских на Афоне было очень много.
Контакты между Россией и Афоном установились вскоре после того, как Киев принял христианство, а с момента обустройства Киево-Печерского монастыря, с середины XI века, приобрели систематический характер. Но по-настоящему интенсивными и устойчивыми эти связи стали только спустя три столетия, когда Русь пережила татаро-монгольское нашествие. Именно с этого времени, с конца XIV века, в Москву и другие русские города с Афона потекли иконы, рукописи, церковная утварь. Делались заказы от имени князей, затем - царей, настоятелей монастырей и патриархов, посылались гонцы, шли паломники, подносились дары: одним из главных стала Иверская икона Божией матери, превратившаяся в одну из наиболее почитаемых русских святынь. Список с иконы Богоматери Вратарницы из Иверского монастыря, прозванной Иверская, в 1648 году заказал тогдашний архимандрит, впоследствии патриарх Московский Никон. А привез в Москву икону, исполненную греческим иеромонахом Ямвлихом Романовым, инок Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов, неоднократно посещавший Восток и Грецию и оставивший подробное описание своих путешествий в первом на Руси путеводителе - "Проскинитарии". И здесь начинается главная интрига выставки: она не в том даже, что воедино собраны бесценные экспонаты крупнейших музеев, подавляющее большинство из которых давно известно не только специалистам, но и широкой публике. Однако лишь теперь, в рамках "афонского проекта", то есть впервые за всю историю бытования в России этих древних книг, рукописей, крестов и прочих предметов церковной утвари, не говоря уж о многократно воспроизведенных и "намоленных" иконах, они подверглись систематизации по новой, любопытной схеме. Все эти "древности" показаны в составе коллекций, созданных русскими собирателями XVII и XIX веков. Первая такая фигура - Суханов, выполнявший в Греции дипломатические поручения Алексея Михайловича и заодно приобретавший для двора и патриарха рукописи, необходимые для приведения богослужебных книг в соответствие с никоновскими реформами. Среди 150 книг и рукописей, доставленных Сухановым, - прославленная миниатюра "Лествица" из Евангелия Иоанна Лествичника (899 г.). Увы, только наивным идеалистам музей кажется обителью прекрасного в чистом, незамутненном выражении. На деле же в музейном мире страсти кипят, как и в реальной жизни: разногласия среди хранителей и исследователей, возникшие при подготовке выставки и научного сборника, привели к тому, что немалой части шедевров, хранящихся в Историческом музее и уже включенных в каталог, так и не оказалось на отведенных им местах под кровлей Музея Рублева. Возможно, это и не страшно - рано или поздно до зрителя они дойдут, но выстроить ясную и гармоничную картину афонского мира, незримо присутствующего и с трепетом воспринимаемого в России по сей день, такие досадные накладки мешают. И обидно, что страдают не специалисты, знающие нюансы, а рядовые посетители, лишь единожды получившие возможность соприкоснуться с "русским Афоном" и тщетно выискивающие в экспозиции шедевры, воспроизведенные в действительно удачном каталоге. Два других героя выставки, чьи имена неотделимы от сокровищ с Афона, - знаменитый славист, профессор Московского университета В.И.Григорович, а также собиратель греческих и славянских рукописных книг и икон, путешественник и археолог П.И.Севастьянов. Жившие в XIX веке, они доставили в Россию настоящие шедевры: Григорович - знаменитую миниатюру с изображением Христа, то есть первый лист Евангелия от Иоанна из рукописи, хранившейся в монастыре Пантократора на Афоне (ныне она разделена между Англией и Канадой, но заставка с индивидуализированным, тонко прописанным ликом Христа, безусловно, византийской школы украшает собрание Третьяковки). Севастьянов же привез свыше 150 икон, отражающих разные традиции - критские, афонские, итало-греческие, южнославянские и даже древнерусские, но всего ценнее - византийские "Богоматерь скорбящая" XIII века, "Богоматерь с младенцем" середины XIV века, знаменитое "Успение Богоматери" XIV века, "Иоанн Предтеча" рубежа XIV - XV веков - аналог того, что служил образцом для русских иконописцев, равно как не прижившиеся в России иконы-"поминальники". Попали в экспозицию и два фрагмента фресок: один из них, более ранний - "Христос Недреманное око", тоже происходит, как считают ученые, из монастыря Пантократора и приписывается знаменитому византийскому зодчему и живописцу Мануилу Панселину. Еще один именитый персонаж, своим присутствием через иконы, автографы и рукописи освятивший выставку, - философ и богослов, продолжатель эллинистической литературной традиции преподобный Максим Грек: он погиб на Руси, но прежде прожил несколько лет в Ватопедском монастыре на Афоне и перенес на русскую землю "святогорский дух". Этот дух - чувство просветления, приобщенности к великой традиции - надолго остается с каждым, кто увидел выставку. В памяти сохранятся детали: например, замечательные резные кресты, от миниатюрного наперсного до крупного, в рост человека, походного креста, для патриарха Никона выточенного на Афоне из библейского дерева - кипариса. Или золоченые фоны, ярко изукрашенные заставки, киноварные буквицы старинных рукописей, зачастую снабженных автографами выдающихся деятелей христианского мира - таких, как кардинал Виссарион Никейский, Никифор Григора, константинопольский патриарх Филофей Коккин, Иоанн Калиграф - ученик св. Афанасия Афонита. Но главное, посещение выставки становится истинным "восхождением" на Святую гору. Особенно приятно, что сюда не заказан путь и женщинам, которых на настоящий, греческий Афон не пускают никогда. Возможно, и сама выставка вскоре отправится в путь: организатор путешествия во времени - Греческий фонд культуры - хочет повезти экспонаты на их родину. Фонд стремится делать в России такие проекты, в которых выявляются точки соприкосновения, общие интересы, одинаково важные для россиян и греческих участников. В сотрудничестве с Посольством Греции в России и с российскими музеями, то есть используя исключительно "местный" материал, Греческий фонд впервые проводит масштабную акцию в российской столице. Выставку сопроводила международная научная конференция "Афон: история, культура, традиции" и концерты духовной музыки афонского распева, которую исполнил Византийский хор из Афин. А экспонаты, помимо хранящихся в Музее им. Андрея Рублева, прибыли из важнейших сокровищниц Москвы и Подмосковья - Третьяковской галереи, Сергиево-Посадского музея-заповедника и музеев Московского Кремля, Исторического музея и ГМИИ им. А.С.Пушкина, Российского госархива древних актов и ряда других хранилищ. Также в рубрике:
|