Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7433) 24 июня - 7 июля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

СЕРГЕЙ КУРЫШЕВ: "Я ем свое пирожное и не хочу делиться"

Беседу вела Алиса НИКОЛЬСКАЯ


С.Курышев

Сегодня спектаклем "Пьеса без названия" ("Платонов") завершаются гастроли Санкт-Петербургского Малого драматического театра. Заглавную роль в нем играет один из ведущих артистов этой труппы Сергей КУРЫШЕВ. Курышев принадлежит к числу актеров, способных приковывать внимание любым своим появлением на сцене: Тригорин в "Чайке", большой души неудачник Фрэнк в "Молли Суини", сломленный Войницкий в "Дяде Ване" (за эту роль он стал лауреатом "Золотой Маски" в нынешнем году.) Герои Курышева всегда убедительны в своей правоте, какие бы мысли и поступки ни вели их по жизни.

    

- Сергей Владимирович, про МДТ часто говорят, что это не просто театр-дом, но некая каста, замкнутая сама на себя: так ли это по взгляду изнутри?

- Я бы все-таки говорил о своем театре как о доме, о семье. Каста - это что-то избранное, для кого-то недоступное. А театр все-таки допускает в себя посторонних людей: зрителей, например.

    

- Но допускает до определенного предела.

- До какого? Допускать или не допускать на репетиции - это желание режиссера. А куда еще допускать?

    

- В атмосферу. Ведь есть люди, которые пришли и остались, а есть те, кто больше никогда не придет.

- Если имеется в виду зритель, то он приходит на спектакль и получает некое впечатление, положительное или отрицательное. Этого достаточно.

    

- А если имеется в виду актер?

- Конечно, не каждый способен остаться здесь. Это зависит и от того, насколько человек нужен режиссеру, поскольку все решает художественный руководитель, а не кто попало. Некоторые уходят. Некоторые не остаются навсегда, а уходят спустя много лет работы. Ведь и в семье всякое может случиться. Но все здесь - мои "родители", "братья и сестры", даже "дети". И любовь у нас семейная, и проблемы семейные - они бывают сложные, но мы не отгорожены от людей. Тех, кто нас любит, во всяком случае.

Театр не должен быть замкнут на себя. Тогда это уже не театр, а место для осуществления неких экспериментов. И зритель здесь не нужен.

    

- Вот вы говорите, что ваш театр - не каста, потому что каста - это место для избранных. Но мне кажется, что МДТ как раз "театр избранных", потому что здесь нет ни одного случайного лица и ни одного случайного спектакля.

- Случайных лиц нет, потому что в коллектив идет тщательный отбор, которым занимаются и худсовет, и директорат, и педагоги, и режиссеры. Это очень серьезный процесс. Вообще, если в каком-то театре появляются случайные люди, то я не понимаю руководство этого театра. Тем более при такой жестокой материальной ситуации, которая сейчас практически везде. У нас, к примеру, нет таких средств, чтобы это случайное растить, оплачивать и содержать.

    

- О Додине можно сказать, что этот режиссер вас "сделал"?

- Безусловно. Я ведь и в институте у него учился, и Додин для меня - учитель во всем.

    

- Он повлиял на ваше мировоззрение?

- Конечно. В первую очередь репертуаром, своей позицией по отношению к театру, к коллективу. Ведь девятнадцать лет знакомства даром не проходят. Когда я пришел в театральный институт, мне было двадцать два - это еще возраст, когда в человеке что-то можно изменить. Надеюсь, что со мной это происходило.

    

- Существует мнение, что Додин - тиран. Это так?

- Бывали очень жесткие разговоры, бывали очень жесткие репетиции, но у любого нормального режиссера это случается. А если репетиции длятся по многу часов в день или по нескольку лет, то это не означает тирании. Да, Додин держит театр в своих руках, руководит им. Конечно, это в каком-то смысле диктат, но он необходим. У Товстоногова был театр, потому что он сам был личностью. Таганка - театр Любимова, потому что он держал свою замечательную компанию. Хороший театр и в двадцатом веке, и в начале века нынешнего - это все-таки театр режиссерский, а не театр коллективных собраний, обсуждений, долгих споров и болтовни. Должен быть ведущий. Со Львом Абрамовичем я знаком с 85-го года - и до сих пор жив. И если я не был бы нужен театру, меня бы здесь не было.

    

- С этим не поспоришь - вы необходимое лицо.

- Таких лиц очень много в театре. Потому что, скажем, в массовой сцене очень заметно, когда человек играет плохо. Пример - "Братья и сестры". Об этом спектакле я могу говорить объективно, потому что роль у меня там маленькая, и я многое вижу со стороны. Посмотрите любой массовый эпизод: на сцене двадцать - двадцать пять человек, и за каждым интересно наблюдать.

    

- Но, скажем, в "Чевенгуре" А.Платонова происходит совсем другое - там шокирует именно стертость лиц актеров, сведенных в некую биомассу.

- Я с этим не согласен. Конечно, это компания, которая добивается одной цели, которая всегда вместе и сгруппирована так, что создается единое существо. Но тем не менее за два с лишним часа разве вы не запоминаете женщину с ребенком? Или кого-то еще? Нет, на мой взгляд, там хорошо видно актеров. Я слышал эту точку зрения по поводу биомассы, по поводу марионеток, которыми руководит режиссер, - не только насчет "Чевенгура", но и насчет "Клаустрофобии". Но считаю, что и там, и там есть замечательные роли, которые тянутся от начала до конца и которые заметны.

Недавно мы были на гастролях в Италии, а за год до этого показывали там "Чевенгур". Мы встретили возле театра людей, которые здоровались с нами и спрашивали: "Где Достоевский?" (Достоевский - это персонаж из "Чевенгура"). А "Достоевский" на эти гастроли не приехал. Значит, они его запомнили!

    

- Кстати, Лев Абрамович говорил, что итальянская публика воспринимает спектакли МДТ иначе, чем московская.

- Хорошо воспринимают. Что касается прессы, то я читал несколько очень умных статей о "Дяде Ване". Во-первых, люди внимательно смотрят, а во-вторых - это видно даже в переводе - грамотно излагают свои мысли. Конечно, и у нас есть прекрасные театроведы, которые пишут серьезные аналитические статьи, а не занимаются озвучиванием мнений, витающих над театром. Над театром всегда что-то витает, это проблема многовековая.

    

- Раз уж вы упомянули "Дядю Ваню", давайте немного поговорим о ваших чеховских героях, которых у вас четыре. Как вы думаете, существует между ними некая общность?

- Они не едины по душевным качествам, но общность, несомненно, есть. В том, что это русские люди, которых Чехов очень хорошо знал. Тут даже возрастная амплитуда интересна: Пете Трофимову и Мише Платонову по двадцать семь, Иванову - где-то тридцать пять, примерно столько же Тригорину, а дяде Ване - сорок семь. Конечно, они чем-то похожи, но возраст, среда обитания, образование разные. К тому же, если бы я не чувствовал в них каких-то своих качеств, то невозможно было бы играть.

    

- А что в них есть вашего? И в ком вашего больше?

- Да во всех много. Мне так же присуще желание жить. Иногда - желание успеха. Часто - недовольство тем, что происходит вокруг, и самим собой.

    

- А вам никогда не было обидно, что роли в "костюмных", к примеру, в шекспировских пьесах пока проходят для вас стороной?

- Всегда хочется играть побольше. Но при этом хотелось бы делать это хорошо. У Льва Додина в театре спектакли не выходят каждый месяц, поэтому не нужно ждать обвала новых ролей. Что касается типажа, то я не знаю, какой он у меня. Вообще подобные разговоры провоцируют сужение диапазона. Типаж - это одно определенное направление, а мне хочется играть разное.

    

- Возвратимся к Чехову. Ваш Войницкий - талантливый человек?

- Очень неинтересно играть людей неталантливых. Лучше играть тех, до кого нужно дотянуться. Войницкий, безусловно, талантливый человек. К тому же понимающий и умеющий жертвовать всем. Это один из тех людей, на которых держится страна - Россия в данном случае. Я с уважением отношусь к таким людям. Они спиваются, раньше времени погибают, потому что не могут защититься от окружающего мира. Так же происходит и сейчас.

    

- Почему же тогда Серебряков говорит Войницкому: "Ты ничтожество"?

- Он говорит об этом в определенных обстоятельствах. К тому же в другой ситуации, спустя совсем немного времени, и сценического, и буквального, он извиняется перед дядей Ваней. Извиняется искренне. Случается, что мы можем унизить тех, кого мы уважаем, но что делать - мы такие люди. Это жизнь.

    

- А что за человек Тригорин? Его всегда трактуют как слабака, да и он сам произносит: "У меня нет своей воли".

- На мой взгляд, Тригорин - замечательный человек и очень талантливый писатель. Даже Треплев это подмечает. А то, что мы говорим о себе - в этом есть доля правды, но это все же разговор о себе и опять же в определенных обстоятельствах. Тригорин не говорит этого вначале и не говорит об этом Нине - он говорит об этом фактически самому себе, но в присутствии женщины, которая его очень любит.

    

- Интересно, а у вас много поклонниц?

- Они, несомненно, есть. Насколько их много - не знаю. Слава Богу, не толпы, это я точно могу сказать. И по отношению к себе я глупостей не замечал. К тому же к нам в театр приходят люди умные. Ведь очевидно, что те, кто смотрит "Бесов" или "Дядю Ваню", - не дураки. Но для бешеной популярности, кроме театральных ролей, нужна какая-то еще известность. Сегодня таковую приносит телевидение. У меня этого нет - так получилось.

Я с удовольствием снялся бы в кино. Но пока не случилось. Не знаю почему: то ли я не подхожу, то ли сложилось так. А ведь если, говоря современным языком, нигде не засветился раньше, то со временем это становится труднее и труднее.

    

- Каждый актер по-разному формулирует для себя, в чем магия актерской профессии. А что она для вас?

- Мне нравится этим заниматься. И благодаря этому театру и этому режиссеру, у меня есть такая возможность. Ведь хорошо, когда тебе нравится сладкое и ты можешь его съесть, не думая о диете. Так вот я ем свое пирожное и не хочу никому его отдавать.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;