Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
РелигияСоловецкий лабиринтОт концлагеря к храму Максим ГУРЕЕВ
В свечной лавке надвратной Благовещенской церкви Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря между двумя матушками происходил следующий разговор: "Вот иностранцы как приедут на остров, так только про концлагерь и спрашивают, а святая православная история наша им совсем неинтересна. Да что с них взять-то, с убогих, они же иностранцы. Это точно". С одной стороны, подобное наблюдение вполне могло бы быть отнесено нами к разряду так называемых очерков нравов и опять же пригласить к мысленной дискуссии с "матушками-мироносицами", как их в свое время язвительно называл выдающийся церковный интеллектуал и православный богослов первой половины ХХ века архимандрит Киприан (Керн). То есть поинтересоваться у них, радеющих за чистоту русской церковной истории, а что знают они о подвижниках благочестия западного христианства? Думается, ничего не знают и знать не хотят. Однако, с другой стороны, предложенное выше наблюдение дает пищу и к другим, менее философическим и более удручающим в своей актуальности выводам. Выясняется, что мы не хотим знать не только "чужую", но и нашу, "родимую" историю. Вернее сказать, знать-то, может быть, и хотим, да вот только предварительно ее переиначив, приспособив к насущным нуждам сегодняшнего дня.
А нужды сегодняшнего дня таковы - историей нашей должно гордиться, потому что плохого в ней ничего не было, но было много мудрого и поучительного для потомков. После того как в 1939 году Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) была закрыта и оставшихся заключенных в трюмах барж и пароходов вывезли на материк - в Норильск, Воркуту и тюрьмы Центральной России, остров заняла военно-морская база ВМФ СССР, а в годы войны здесь располагалась знаменитая Соловецкая школа юнг. В 1973 году военная база покинула архипелаг, довершив своим многолетним присутствием на острове картину общего разрушения и запустения. По сути, историческая, архитектурная и ландшафтная жемчужина Русского Севера была превращена в место, где на каждом шагу можно было обнаружить следы "хомо советикуса" - оскверненные захоронения создателей Спасо-Преображенской Соловецкой обители и безымянные братские могилы зеков, пустые лагерные бараки и перестроенные в тюремные камеры древние монастырские сооружения, брошенная военная техника и полуразрушенные объекты местного гулаговского хозяйства. И вот, казалось бы, пришло время для того, чтобы попытаться спокойно осмыслить все происшедшее на острове, но начало 70-х годов прошлого столетия явилось не самым подходящим для такого мероприятия периодом.
Лишь совсем немногие в те годы смогли добраться до Соловков (в их числе, кстати, был писатель А.Битов), чтобы увидеть кованую звезду на монастырской колокольне, сохранившиеся на стенах надписи типа "советская власть не карает, а исправляет", решетки на окнах лагерных бараков, отхожие места на месте алтарей да безымянные покосившиеся кресты по всему острову на месте расстрелов заключенных и их массовых захоронений. А потом был 1988 год - год Тысячелетия Крещения Руси, и первые, полушепотом, разговоры о том, что Спасо-Преображенский монастырь неплохо бы вернуть законному владельцу - Церкви, и тогда все недоразумения уврачуются сами собой. По крайней мере, так думалось тогда, 16 лет назад. Было ли это благим помыслом или очередным нашим желанием переложить тяжкий груз ответственности на другие (не на чужие) плечи, сказать трудно. Однако Соловки, как известно, не терпят лукавства и "короткой памяти". А следовательно, до духовного исцеления и оздоровления на архипелаге еще очень далеко.
Как думается, вдаваться во все хитросплетения более чем непростых взаимоотношений местного музея, насельников монастыря, островной администрации и самих обитателей поселка Соловецкого смысла нет, ибо это предмет отдельного разговора. Речь о другом. О том, что соловецкая история теперь достаточно явно поделена на две взаимоисключающие составляющие - история Соловецкой обители и ее святых подвижников (Савватия, Зосимы, Германа, Елеазара, Филиппа) и история Соловецкого лагеря особого назначения, которая теперь уже мало кому интересна. Причем восстановление одной исторической правды (как это часто у нас бывает) происходит за счет другой. Так, на сегодняшний день на острове не осталось почти никаких следов местной "лагерной цивилизации". Безусловно, нельзя утверждать, что их (следов) уничтожение идет планомерно и целенаправленно, просто об этом периоде нашей истории с некоторых пор стало как-то не принято говорить. Например, в конце 80-х годов прошлого столетия в местном музее стараниями Ю.Бродского, А.Сошиной и, увы, ныне покойного А.Баженова была открыта уникальная для России рубежа веков выставка "Соловецкие лагеря особого назначения 1923 - 1939". Сейчас экспозицию собираются закрывать, потому что якобы тема исчерпана и об этом периоде соловецкой истории уже все сказано. Заблуждение! Об этом периоде отечественной истории не сказано, по сути, ничего! Мы ничего не знаем о подавляющем большинстве как жертв, так и их палачей, мы не знаем точной цифры убитых и умерших в лагерных "командировках" архипелага, для нас до сих пор остается загадкой, почему большинство соловецких архивов ГПУ-НКВД до сих пор засекречено. Конечно, возрождение древней Спасо-Преображенской обители - дело благое и богоугодное, но почему памятование о подвигах веры средневековых русских аскетов настойчиво противополагается искупительным страданиям заключенных, в числе которых, к слову сказать, были и православные архиереи. Ответ прост: лагерная история Соловков требует от каждого личного отношения к ней и личной ответственности. Потому что еще живы люди, имевшие отношение к тем апокалиптическим событиям, еще слышны голоса невинных жертв (воспоминания узников СЛОНа изданы), а в удаленных соловецких скитах еще можно наткнуться на ограждения из колючей проволоки и ржавые решетки на окнах бараков. Но вопрос ответственности всегда был для нас крайне непростым. Об этом в своей книге "Погружение во тьму" писал бывший соловецкий зэк Олег Васильевич Волков, всей своей судьбой явивший пример именно ответственного, а следовательно, свободного человека. Может быть, именно поэтому нашей страшной лагерной историей так интересуются иностранцы, которые вполне искренне пытаются понять, как наследники Толстого, Достоевского и Чехова умудрились превратить место своего проживания в кромешный ад. До тех пор, пока ответ на этот вопрос мы не попытаемся отыскать самостоятельно, мы будем обречены в который раз "возрождать и возрождать духовность", перескакивая при этом из века в век, из эпохи в эпоху, блуждая, одним словом, по знаменитому соловецкому лабиринту. А мрачные островные древности будут по-прежнему презрительно молчаливо взирать на нашу довольно бездарную суету. Также в рубрике:
|