Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

"Русская тоска" театрального авангарда

Все ищут "новую драму", стандартную по размеру, но нестандартную по замыслу

ФЕСТИВАЛИ

Николай ЖЕГИН
Фото Олега ЧЕРНОУСА
Омск


Сцена из спектакля "Как вам это понравится"

Третий фестиваль "Молодые театры России", только что завершившийся в Омске, подтвердил то, о чем многие догадывались: молодые театры, возникшие за последние 10 - 15 лет, не слишком обеспокоены поисками новых форм.

"Чудаки" в Омском камерном Пятом театре, поставленные вчерашним эпататором вкусов Анатолием Праудиным, привлекали не остротой эксцентричных метафор, а тонкой нюансировкой психологически точного письма и подробной проработкой "побочных" сюжетов.

"Простую" поначалу историю про измену супруга, который, однако, по-прежнему обожает жену, а она его, представьте, тоже... словом, что-то вроде "Осеннего марафона" ...осложняют особые обстоятельства. Мастаков Владимира Остапова - писатель, человек вдохновенный и увлекающийся... И никто не понимает этого лучше его жены. Елена Ларисы Гольштейн ценит в нем творца, ради чего все ему простить готова. Словом, идеал жены-друга для человека, взявшегося за перо. Все обольщения ее соперницы (а Татьяна Казакова в роли Ольги обольстительна и по-кошачьи коварна) обречены. Тут писатель Горький категоричен. Режиссер еще не обходится без рискованных символов, но в целом демонстрирует решительный поворот к традиции.

Пятый театр - хозяин фестиваля, принявший под своей крышей 15 театров из России и зарубежья, как бы с самого начала задавал тон серьезный и в чем-то даже академический...

"Бытовой", с яркими фарсовыми красками, неожиданным карнавальным шествием и вполне мистическим финалом - одним словом, спорный, смелый и бесспорно талантливый, - таким выглядел чеховский "Иванов" в Новосибирском театре под руководством Афанасьева. И вместе с тем спектакль психологически выверенный и в тоскливых муках Иванова - Владислава Шевчука и в отчаянных воплях Анны Петровны - Светланы Галкиной.

Даже в условной пластике звериного царства джунглей из "Маугли" талантливые актеры Молодежного театра из Уфы сохраняли "правду человеческих отношений"... Я уж не говорю о таком верном последователе истинно мхатовской традиции, как Сергей Женовач, показавшем на фестивале учебный спектакль своего курса в ГИТИСе "Как вам это понравится" - легкий, стремительный и воздушный...

Словом, торжество "русской актерской школы", школы правды, школы "переживаний" и великолепия сценической речи, в чем опять же блеснула в спектакле "Красавец-мужчина" превосходная труппа Пятого театра.

Режиссура на фестивале как-то не возникала. Словно сговорившись, режиссеры один за другим "умирали в актере".

Очень "режиссерский" спектакль "Песни дождя" не в счет. Созданный "по мотивам поэзии Далай-ламы VI" спектакль Театра пластической драмы "ЧелоВЕК", недавно перебравшегося из Улан-Удэ в Омск, - это особое синтетическое действо с вокалом (восточное, надо сказать, превосходное песнопение с совершенно непонятными то ли звуками, то ли словами, и поди попробуй угадай за этим поэзию Далай-ламы, с которой ты, прямо скажем, не очень знаком). Великолепные пластические новеллы и профессиональная цирковая акробатика... словом, это был особый театр.

Но что же все это означало? Что молодые повзрослели? Нарастили брюшко, обмякли и утратили способность юную дерзать? Или, может быть, дает о себе знать консерватизм и закоснелость провинциальных вкусов, отторгающих новизну? - Нет, к новым формам (в Омске, по крайней мере) отнеслись с энтузиазмом. Тонкого вкуса театральные парадоксы Юрия Погребничко были встречены восторженно. Но заметьте, спектакль Московского театра ОКОЛО дома Станиславского назывался "Русская тоска", и ни нотки молодого задора, "протеста", энергии самоутверждения не было слышно в элегическом и завораживающем пении Натальи Рожковой.

Новая пьеса на этот раз была представлена скупо - с большой натяжкой сюда можно было бы отнести "Зиму" Гришковца, показанную Воронежским камерным театром... Фестиваль верно отражал театральную реальность - молодые театры у нас не стали апостолами "новой драмы", ее проводниками и поборниками. Должно быть потому, что новая драма так и не обрела у нас черты определенного "выраженного" направления, оставаясь площадкой лабораторных экспериментов и специфических конкурсов...

Что же до дефицита "новых форм", видимо, сказывается общее разочарование от доморощенных авангардных затей. Кроме того, все мы сегодня несколько устали от напряжения, от небывалых досмотров и предупреждений о подстерегающей тут и там опасности, кстати нелишних... И как-то уже не тянет на театральный эпатаж и рискованные эксперименты...

Обновление театра, как известно, начинается не иначе как с новых пьес. Именно от молодых (от кого же еще?) мы и ждем обновления.

Новые пьесы, правда, привез из Тольятти руководитель тамошнего Театрального центра Вадим Леванов и читал их на фестивале вслух. Новые пьесы обычно не дотягивают до "формата" - то оканчиваются на полуслове, то на первом действии. Тольяттинцы в этом смысле не стали исключением, а театры, вопреки разговорам, с нетерпением ждут "новую драму" стандартного размера, но нестандартную по замыслу. Именно такую пьесу и написал никому не известный молодой автор из Питера Д.Привалов. Юный герой его пьесы "5-25" выбросился с девятого этажа. Конец? - Нет, это только начало. В Тюменском молодежном театре "Ангажемент" пьеса называлась "Хлобысь - Опаньки". Как надо понимать: "Хлобысь" - то есть оземь, насмерть. Но вскоре - "О-па!" ("Опаньки") - встал. Оправился, словом, ожил. Но уж, конечно, в мире ином. Ход неординарный, эксцентрический, а пьеса на самом деле (при чтении это особенно заметно) все о том же, о томлении юного сердца, об одиночестве и неразделенной любви...

Помнится, в одной давней "молодой пьесе" с верхнего этажа выбросили... рыбок из аквариума. Но какую бурю "социального протеста", гражданского негодования вызвала тогда судьба этих несчастных пресноводных. И как пылал, размахивая шашкой, тонкошеий правдолюбец и такой незащищенный в те времена наш любимец Олег Табаков!..

Но бежит как от огня, молодая драма от протестов и гражданского пафоса... Ее вечная тема - страдания юного Вертера, что всегда свежо, хотя не совсем ново.

Так что же все-таки происходит с так называемыми молодыми театрами? Не будем спешить с ответом. Мы увидели на этот раз 20 спектаклей молодых. Это совсем немало, за что устроителям фестиваля, омичам, оторвавшим солидный фрагмент от местного бюджета, низкий поклон. Но и не так уж много, чтобы судить о движении молодых в целом... Тем более что, по правде сказать, и "движения" (каким явились, скажем, "рассерженные" 60-х годов) сегодня, конечно, нет. Что ни хорошо, ни плохо. Нет энергии протеста, но нет и диктата команды, каждый развивается свободно и независимо. Отсюда то разнообразие, которое было хорошо видно на фестивале. Свою особую лексику и особый образный строй молодые ищут не в театрах, а в студиях, мастерских и лабораториях, а на них нужны деньги. Между тем всем ясно, что в свете ожидаемых реформ предстоящая зима будет зимой тревоги нашей. Тут уж не до поисков новых форм, а как бы вообще остаться на рынке.

Но будет фестиваль молодых и в 2005 году. Так нам обещали. И, стало быть, молодым есть смысл оставаться молодыми, по крайней мере, до будущей осени.

Также в рубрике:

ФЕСТИВАЛИ

РЕФОРМА

НАСЛЕДИЕ

ДИСКУССИЯ

НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;