Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПрививка мужественностиРаздельное обучение: благо или опасность? ЭКСПЕРИМЕНТЫЕлена НОВИКОВА "Все новое - хорошо забытое старое". Эта истина неплохо применима к разным областям нашей жизни. Но что касается отечественного образования, верна, как никогда. Судите сами. В то время как многие заинтересованные лица - а их с учетом родителей почти половина населения страны - обсуждали новации и модернизации среднего образования, несколько московских школ обратились к старому, почти забытому опыту прошлого - введению раздельного обучения школьников, в том смысле, что мальчики - отдельно, девочки - отдельно. И получили право на такой эксперимент. Система в школах прижилась, хотя и не завоевала массового признания (в Москве всего четыре из полутора тысяч школ пошли по этому пути: № 760, 343, 1257 и 1151). Сами педагоги предпочитали апеллировать к дореволюционной России, где с одной стороны - смолянки, с другой - гимназисты и кадеты. Все чинно, благородно и поэтично. (Про недолгий послевоенный советский опыт раздельного обучения почему-то не поминали.) И вполне вписывается в идею возрождения традиций. Но не только. Эксперимент, по мнению адептов раздельного обучения, был вызван к жизни нешуточной социальной проблемой. Если в начале века введение совместного обучения символизировало победу женщин в борьбе за равные права с мужчинами, то в конце столетия обучение раздельное стало формой борьбы "за мужские права", за возможность воспитывать прямо со школьной скамьи настоящих мужчин и защитников. Воспитание здесь как раз ключевое слово. Оно предопределило концептуальное решение такого рода школ. И прежде всего вокруг этого кипят страсти: насколько подготовленными к реальной жизни окажутся вчерашние школьники, какие черты они приобретут. Эксперимент начался в середине 90-х годов. Однако психологи и педагоги до сих пор не могут договориться между собой о том, что несет в себе раздельное обучение: благо или опасность? И пожалуй, главным доказательством неразрешенных сомнений является то, что классы мальчишек и девчонок по-прежнему остаются экспериментальными. С точки зрения тех, кто принял участие в эксперименте, это способ выразить протест против сложившейся системы в школьном образовании. Изначально совместная школа создавалась как существо среднего рода, поскольку держала курс не на мальчиков или девочек в отдельности, а на усредненного школьника. Но теперь, убеждены некоторые эксперты, у учебного заведения явно "женское лицо". Что приводит к печальным последствиям... В начальных классах женская половина нередко "забивает" своим интеллектом мужскую, поскольку в этом возрасте у ребят активнее действует правое полушарие, отвечающее за эмоции, в то время как у их сверстниц - левое, связанное с интеллектуальными способностями. Нередко это негативно сказывается на психике мальчишек, снижает их самооценку. И хотя в старших классах все происходит наоборот (ребята в интеллектуальном развитии "обгоняют" девчонок), все же, по мнению некоторых педагогов, когда ребятам не с кем себя сравнивать, учеба идет гораздо плодотворнее. Кроме того, сам процесс обучения в массовой школе построен таким образом, что непременным лидером в ней становится тот, кто молча выслушивает учителя, прилежно занимается, делает аккуратные записи. Чаще всего девочкам это дается без труда, в то время как мальчишкам... Но и это лишь полбеды. Наиболее опасный момент для них наступает в возрасте 12 - 14 лет, когда отстающие в физиологическом развитии от своих ровесниц на 1,5 - 2 года ребята начинают особенно остро реагировать на то, интересны они своим одноклассницам или нет. Как считают некоторые педагоги, девочки, как лидеры класса, навязывают мальчишкам собственное представление о том, какими они должны быть (причем делают это бессознательно), и ребята начинают подыгрывать им, примеряя на себя роль "мачо". Так в их сознании откладываются стереотипы, диктующие, как должны поступать "настоящие пацаны". "До свидания, мужественность! - охарактеризовал эту ситуацию директор школы-лаборатории № 760 Владимир Гармаш. - В результате такого образования мы из парней выращиваем баб. Женщина всегда будет женщиной, но если с ребятами специально не заниматься, не воспитывать их как мужчин, из них ничего не выйдет!" В своих размышлениях на эту тему Владимир Гармаш пошел еще дальше. По его мнению, ситуация психологического подчинения ребят их сверстницам приводит в конечном счете к тому, что у мужской половины класса появляется искаженное представление о семье и своем месте в ней. Мальчики и девочки как бы меняются ролями, в итоге первые по жизни предпочитают "не напрягаться", напрочь забыв о мужских обязанностях, а их сверстницам ничего не остается, как заниматься собственной карьерой. Какая уж там семья... Для того чтобы объяснить девочкам и мальчикам правильное, по мнению директора, представление о собственных обязанностях, шесть лет назад школа решила ввести эксперимент по раздельному обучению. Но построила его по так называемой обрядовой схеме. Теперь общеобразовательный процесс в школе сопровождается необычным воспитанием: мальчишки из школьников превращаются в пограничников, летчиков, моряков и десантников со своей атрибутикой (нашивками, пилотками, бескозырками), с особой дисциплиной, нормами и правилами. В День защитника Отечества, 23 февраля, "Дмитрий Донской" посвящает ребят в "богатыри земли Русской": мальчишки принимают присягу перед ветеранами, а во время клятвы преклоняют колена перед знаменем. В то время как "Дмитрий Донской" готовит из ребят воинов, его супруга Ефросинья посвящает девочек в невестушки, преподнося им в дар колыбель с младенцем. Разумеется, с позицией 760-й школы можно соглашаться, а можно спорить. Например, сотрудники факультета психологии МГУ им. Ломоносова отмечают, что педагоги допускают серьезную ошибку. По их мнению, в школе с раздельным обучением дети знакомятся друг с другом теоретически, что само по себе не может дать положительных результатов. Зачем их сознательно разделять? Разве нельзя рассказывать им друг о друге, мальчиков посвящать в тайны мужественности, девочек готовить в невестушки, обучая при этом совместно? Есть и еще один важный момент, который отмечают психологи: для того чтобы воспитать мальчиков мужественными, усилий одной школы недостаточно. У них перед глазами постоянно должен быть положительный пример, которому они стремились бы следовать, будь то папа, дедушка, старший брат... Вот только далеко не у каждого он есть, этот пример, а где его взять, науке неизвестно. КОММЕНТАРИИ
Владимир ГАРМАШ, директор школы-лаборатории № 760: - Мы не стремимся сделать ребят офицерами, как в Суворовских корпусах. Важно им объяснить и показать на практике, каким должен быть мужчина. Лучше всего это можно сделать через обрядовые традиции. Мальчиков надо воспитывать как воинов. Отсутствие мужественности, нежелание служить в армии, утрата идеала семьи - все это звенья одной цепи. Парень не поймет, зачем ему защищать какую-то там родину, до тех пор, пока в нем не будет заложено понятие семьи. Когда юноша осознает, что отвечает не только за себя, но и за пожилых родителей, за собственных детей, лишь после этого он поймет, зачем ему защищать государство.
Ольга ЧЕСНОКОВА, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова: - Мужественности ребят без девочек не научишь, они должны на практике испробовать все то богатство общения, которого их пытаются лишить. Нельзя навязывать детям определенную, узкую модель общения, они должны выработать ее сами в процессе коммуникации. Если лишить подростка этого многообразия, он может погрузиться в состояние "эмоционального одиночества". Мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда абсолютно нормальные юноши, окончившие военные училища, замыкались в себе, не зная, как им общаться с представительницами противоположного пола.
Александр ГАВРИЛОВ (Департамент образования г. Москвы): - Эксперимент по раздельному обучению - это лишь один из тех, которые проводятся Департаментом образования. И на данный момент раздельное обучение - это не больше чем эксперимент. Он проводится уже в течение шести лет и рассчитан на длительный срок. Говорить о том, что раздельное обучение будет вводиться во всех школах Москвы, еще слишком рано. Произойдет ли это вообще когда-нибудь, с уверенностью сказать также нельзя. Во всяком случае, этот день еще очень и очень далек. Департамент образования следит за тем, как эксперимент проходит в 760-й школе, думаю, что о его достоинствах и недостатках лучше все-таки судить тем, кто работает на самой экспериментальной площадке. Также в рубрике:
|