Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЖалко всехОб экранизации романа "Московская сага" ВЫВОДЫЮрий БЕЛЯВСКИЙ
"Первый канал" наконец закончил демонстрацию 22-серийной эпопеи под названием "Московская сага". Продежурив больше месяца возле телевизора, могу констатировать: жалко всех. Прежде всего, конечно, зрителей. Втянувшись в любой сериал, а для этого вполне достаточно двух-трех серий, очень трудно соскочить на другую программу. В этом, собственно, и заключается сериальный наркотик. Во-первых, не покидает надежда, что дальше будет все-таки получше, во-вторых, интересно, что еще сотворят создатели со своими героями. К середине марафона, как ни плюйся, а начинаешь выстраивать свои вечера так, чтобы к половине десятого оказаться поблизости от телеэкрана. Причем закономерность одна, что для "Рабыни Изауры", что для "Семнадцати мгновений весны". Подсев на унылое и вялое телеповествование, коим, к сожалению, является вышеозначенная "Сага", миллионы людей невольно оказались соучастниками очень неприятного, а по-своему, и опасного процесса - "замыливания" самого тяжелого и страшного периода недавней истории нашей страны. Когда превращают в "мыло" юные годы царя Освободителя ("Бедная Настя"), можно смириться: дело прошлое, молодое - веселое, да и очевидцев, в конце концов, не осталось. А вот планомерное и рассчитанное превращение некогда достойной страны в огромный концлагерь, происходившее на глазах ошеломленных и парализованных сограждан, превращение, от которого страна и народ до сих пор до конца не оправились, - тема уже совсем не "мыльная". Благостные картинки, где гуляют по скрипучему снежку добрый "дед Мороз" Сталин и веселый бабник Берия, на мой личный взгляд, прямое неуважение памяти тех миллионов, кого эти карнавальные (по сериалу) дяденьки втоптали и зарыли в землю. Вообще, отношения с реальной жизнью того времени у создателей сериала складываются своеобразно. Скажем, на протяжении как минимум половины эпопеи один из главных героев активно участвует в войне, но при этом он занимается чем угодно (любит медсестру, не любит начальника политотдела, получает награды и внеочередные воинские звания, участвует в светских раутах и т.д.), кроме участия в военных действиях. Одна из главных героинь довольно долго находится в каторжном лагере, где тетеньки в новеньких ватниках декламируют стихи, участвуют в художественной самодеятельности и вынужденно вступают в интимные отношения с мужчинами-вертухаями, к которым, очевидно, не испытывают нежных чувств. Да, страшное дело. С чего вот только они, при такой ненапряженной жизни, сотнями тысяч помирали от холода, голода, цинги и издевательств? Перечислению всех исторических нелепиц и псевдоисторических экзерсисов, имеющих место (да еще какое!) в этом телепроизведении, можно посвятить много времени, да, боюсь, газетной площади не хватит. Жалко, жалко зрителей, особенно молодых, которые, не дай бог, попытаются составить мнение о тридцатилетнем периоде нашей жизни на основании увиденного на телеэкране. Одна надежда, раздобудут роман В.Аксенова "Московская сага" (благо издатели подсуетились и выпустили под телепремьеру переиздание приличным тиражом) и ознакомятся с первоисточником. Кстати, о романе. Его ведь тоже жалко. Может быть, "Сага" не самое выдающееся произведение автора "Ожога" и "Острова Крым", но все же к тому, что мы смотрели по телевизору, роман имеет отношение самое отдаленное. Понимаю, что, передавая права на экранизацию, автор литературного произведения по всем неписаным (а возможно, и по писаным законам) должен закрыть глаза, заткнуть уши и не вмешиваться в кинопроизводство ни под каким видом. Более того, догадываюсь, что роман и его экранизация - совершенно самостоятельные произведения, но ведь не до такой же степени. История-то препошлейшая получилась. Бывает так, попадаешь случайно в гости к малознакомым людям. Вроде бы и стол накрыт замечательный, и хозяева вроде милые, а как начнут разговоры разговаривать, так все скучно, уныло и банально, что хоть волком вой. В этом смысле препошлейшая история. Уж больно какая-то "маловысокохудожественная", мягко говоря. Артистов жалко. Здесь особенно остро начинаешь понимать, насколько актеры, даже самые замечательные (а таких в телесаге множество), зависимы от уровня режиссуры. Смотришь какой-нибудь эпизод, на экране прекрасные, давно и хорошо знакомые лица, и осознаешь: да они, бедные, просто не понимают, что следует делать, что играть. То ли действительно не поняли, то ли не объяснили, то ли объяснили, да не то. Боюсь, что, скорей всего, последнее. Жалко, честно говоря, и семью Барщевских - Виолиных, долго и кропотливо трудившихся над сериалом. Ясно, что подвигли людей на это начинание самые благие порывы. Работали серьезно, старательно, думалось, наверное, что на века. Делали, чтобы получилось не хуже, чем у Т.Лиозновой. Для максимального эффекта даже песню в исполнении И.Кобзона (как в "Штирлице") приладили. Песня эта, - конечно, просто апофеоз неорганичности, ну да ладно. На случай вхождения в историю кино даже документальный фильм про себя сняли. А уж какой PR для сериала славный получился! И тебе десятки интервью в СМИ, и передача "Пока все дома" на "Первом канале". (Особенно занятным мне показалось выступление одного из членов семьи - съемочной группы - на радио, где он совершенно серьезно ставил телесагу в один ряд с киноверсиями "Войны и мира" и "Поднятой целины".) Все замечательно сложилось, кроме сериала. Просто беда какая-то. Ну не надо было г-же Виолиной заниматься этим "рукоделием" под названием сценарий. Вон ведь сколько бродит их, крепких, профессиональных сценаристов. Думаю, что никому из них, во всяком случае, не пришло бы в голову делать последнюю серию-огрызочек в стилистике передачи М.Шаховой "Дачники" и уж точно не хватило бы смелости придумывать продолжение судеб героев, да еще так неуклюже и нелепо. Вкус, что ни говори, - главная составляющая профессии. Говорят, что г-н Барщевский вполне приличный режиссер-документалист. Во всяком случае, подбор и монтаж документальных кадров вполне можно отнести к достоинствам сериала. Но берусь утверждать, что у художественного кино свои законы и своя специфика. А еще жалко лучший роман покойного А.Рыбакова "Тяжелый песок". Слышал, что создатели "Саги" собираются приступить к его экранизации. Также в рубрике:
|