Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНиточка русского балета для взросления душиМосковская государственная академия хореографии поставила "Щелкунчика" Елена ФЕДОРЕНКО
"А у нас Новый год!" - то и дело "кричит" парфюмерная реклама. "У нас - тоже", - говорят в Московской академии хореографии, показывая на Новой сцене ГАБТа новый спектакль. Новая работа - это хорошо забытое "старое" - спектакль Василия Вайнонена "Щелкунчик". С начала 50-х годов прошлого столетия в течение десяти сезонов этот балет хореографического училища украшал репертуар филиала Большого театра. Вряд ли удастся найти мемуары великих танцовщиков, стоявших у станка в балетных классах полвека назад, где бы восторженно не упоминалось о легендарном "Щелкунчике" - волшебном московском спектакле "о взрослении души". Будущие звезды танцевали детей, мышей, стрекоз, кукол и бабочек, потом "дорастали" до снежинок, сказочных персонажей... "Щелкунчик" для воспитанников балетной школы был сюжетом отдельным: в нем крепли индивидуальности, осваивались законы сценической практики, здесь всем находились роли по силам. Потому сам факт возвращения к этому спектаклю не одобрить нельзя. Помимо того, что классические спектакли, прошедшие испытание временем, должны составлять основу школьного репертуара, они еще и всегда находят благодушного адресата - тут, что называется, зрительный зал попросту обречен на аншлаг. Роли расходятся легко, да и детям полезно потанцевать своих сверстников и своим же сверстникам себя показать. Работая над "Щелкунчиком", Вайнонен писал: "Ставлю детский балет для детей", - и к этому шедевру классики у хореографа было отношение особое, трепетное, потому и обращался к спектаклю неоднократно. Московская школьная версия в 60-е годы сошла со сцены. Санкт-Петербург оказался прозорливее - редакцию 1934 года вайноненовского "Щелкунчика" Академия имени Вагановой хранит семь десятилетий. В середине 90-х Дмитрий Брянцев вспомнил о балете Вайнонена и перенес его на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сегодня педагог-репетитор этого театра Михаил Крапивин поставил сокращенный вариант балета с воспитанниками московского училища. Трехактный балет превратился в одноактный. Времена изменились, и купюры пошли спектаклю на пользу. Уже нет длинных проходов родителей в прологе, да и остальные "родительские" танцы сокращены. Исчезли куклы первого акта и все повествовательно-мизансценические пантомимы. Зато в неприкосновенности осталось лучшее: Вальс снежинок, Розовый вальс, Па де де. Сохранены в первоначальной редакции и танцы третьего акта. Исполнение отличалось простодушием, бесхитростностью, а подчас и робостью - так и должно быть в детском спектакле. Маленькую Машу танцевала выразительная Ольга Ивлева, а Щелкунчика-куклу - трогательная Анна Окунева. Испанский танец осмысленно и вдохновенно провели Катерина Кудрявцева и Владислав Лантратов. Пытались быть кокетливыми и озорными Мария Сизова и Софья Ковалева в Трепаке, им вторил партнер, лихой Молодец Егора Шаркова. Задорно исполнили китайский дуэт ученики из Страны восходящего солнца Саяка Охори и Ясумаса Омори. Нежно танцевали Па де труа Дарья Хохлова, Мария Мишина и Алексей Корягин. В Вальсе снежинок ученицы были прилежны, хотя сложный ансамблевый текст им давался с трудом, и ошибки были заметны. Благополучнее прошел орнаментальный Розовый вальс. Машу-принцессу танцевала аристократически-хрупкая изысканная Чинара Ализаде. В этой изящной и грациозной девушке пока трудно разглядеть приму, но культура танца со стильными позами, красивыми арабесками и элегантной сдержанностью - уже не из чисто учебных задач. Щелкунчиком-принцем стал вчерашний выпускник, а ныне артист Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Вячеслав Бучковский. Его легкий и умный танец не сбивался на скороговорку и отвечал благородному вкусу первоисточника. Сказать, что "Щелкунчик" бесспорно удался, было бы преувеличением. Равно как и утверждать, что ребята с радостью перевоплощались в мышиное войско или что актерские краски родителей и детворы, собравшейся в доме Штальбаумов, не грешат однообразием. Не в этом дело - на то он и учебный спектакль, чтобы учиться. Для процесса обучения необходимы особые условия: сцена и зрительный зал, перед которым "публикуются" результаты обучения. Художественный опыт может быть приобретен только при создании атмосферы действия - тоже особой, где игра не должна быть "поверхностной", а эмоции придуманными и вымученными. Однако этим "заповедям" упорно сопротивляется убранство сцены, а точнее - его отсутствие. Заменяющие декорации слайды серо-коричневых тонов, словно позаимствованные из другого спектакля, решительно мешают - делают сцену плоской и уничтожают дух рождественского торжества. Иногда же и вовсе вводят в полное недоумение - откуда же это взяться обильному снегопаду, если по сцене порхают стрекозы? Так хочется, чтобы нашлись щедрые люди, не скупые на расходы: чтобы светилась "настоящая" елка в "настоящих" интерьерах бюргерского дома со всеми "настоящими" мелочами. Без этого антуража трудно вообразить путешествие "по розовому морю надежд", как писал о "Щелкунчике" Б.В.Асафьев, какое только и ведет к радостному празднику и для зрителей, и для тех, кто на сцене решает свои первые актерские задачи... Не потому ли спектакль подчас распадался на дивертисментные номера? В то время как концертный дивертисмент, предварявший по программе показ "Щелкунчика", уже благополучно завершился в первой части показа. В ней руководители МГАХ тоже сделали резонный выбор. Набивший оскомину репертуар претерпел программные изменения, пополнившись новыми танцами. Ученики младших и средних классов выгодно отличались от своих предшественников грамотной работой красивых стоп и явными актерскими преимуществами. Да и среди выпускников запомнились талантливые артисты. В стройности воспитательной программы и ясности педагогической мысли создателям концерта не откажешь. После спектакля Никита Васильевич Вайнонен, сын хореографа и участник исторического спектакля, сказал: "Счастлив, что балет отца дожил до наших дней. Он многократно исчезал, переделывался и возобновлялся, многие поколения танцовщиков равнялись на него как на образец классического стиля. Особая благодарность - за бережное отношение к хореографии. На мой взгляд, школа совершила творческий подвиг, поставив труднейший по хореографическому тексту балет за несколько месяцев. Только в начале лета, когда ученики были на каникулах, ректор академии Марина Леонова обратилась к нам с братом с просьбой дать разрешение на постановку "Щелкунчика". Мы не сомневались, что эту зимнюю сказку будут в предпремьерной панике, как это обычно бывает в театре, доделывать к Новому году. И вдруг в середине ноября нас пригласили на прогон уже готового спектакля. Новый год наступил в ноябре! Важно, что полностью восстановлен Вальс снежинок, один из труднейших танцев во всей мировой хореографии. Особенно по рисунку: движения необычайно сложны при перестроениях. Недаром снежинок балетные завсегдатаи смотрят с колосников. Я-то считаю, что тот, кто их ни разу не видел "сверху", тот вообще не видел всего "Щелкунчика" и не может его оценить. Радость от премьеры "перекрывает" замечания, хотя они есть: скованные руки, скупое оформление. Но главное - есть надежда: ниточка русского балета не прерывается". Также в рубрике:
|