Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Ниточка русского балета для взросления души

Московская государственная академия хореографии поставила "Щелкунчика"

Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Алексея БРАЖНИКОВА


Сцена из спектакля "Щелкунчик"

"А у нас Новый год!" - то и дело "кричит" парфюмерная реклама. "У нас - тоже", - говорят в Московской академии хореографии, показывая на Новой сцене ГАБТа новый спектакль. Новая работа - это хорошо забытое "старое" - спектакль Василия Вайнонена "Щелкунчик". С начала 50-х годов прошлого столетия в течение десяти сезонов этот балет хореографического училища украшал репертуар филиала Большого театра. Вряд ли удастся найти мемуары великих танцовщиков, стоявших у станка в балетных классах полвека назад, где бы восторженно не упоминалось о легендарном "Щелкунчике" - волшебном московском спектакле "о взрослении души". Будущие звезды танцевали детей, мышей, стрекоз, кукол и бабочек, потом "дорастали" до снежинок, сказочных персонажей... "Щелкунчик" для воспитанников балетной школы был сюжетом отдельным: в нем крепли индивидуальности, осваивались законы сценической практики, здесь всем находились роли по силам. Потому сам факт возвращения к этому спектаклю не одобрить нельзя. Помимо того, что классические спектакли, прошедшие испытание временем, должны составлять основу школьного репертуара, они еще и всегда находят благодушного адресата - тут, что называется, зрительный зал попросту обречен на аншлаг. Роли расходятся легко, да и детям полезно потанцевать своих сверстников и своим же сверстникам себя показать.

Работая над "Щелкунчиком", Вайнонен писал: "Ставлю детский балет для детей", - и к этому шедевру классики у хореографа было отношение особое, трепетное, потому и обращался к спектаклю неоднократно. Московская школьная версия в 60-е годы сошла со сцены. Санкт-Петербург оказался прозорливее - редакцию 1934 года вайноненовского "Щелкунчика" Академия имени Вагановой хранит семь десятилетий. В середине 90-х Дмитрий Брянцев вспомнил о балете Вайнонена и перенес его на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сегодня педагог-репетитор этого театра Михаил Крапивин поставил сокращенный вариант балета с воспитанниками московского училища. Трехактный балет превратился в одноактный. Времена изменились, и купюры пошли спектаклю на пользу. Уже нет длинных проходов родителей в прологе, да и остальные "родительские" танцы сокращены. Исчезли куклы первого акта и все повествовательно-мизансценические пантомимы. Зато в неприкосновенности осталось лучшее: Вальс снежинок, Розовый вальс, Па де де. Сохранены в первоначальной редакции и танцы третьего акта.

Исполнение отличалось простодушием, бесхитростностью, а подчас и робостью - так и должно быть в детском спектакле. Маленькую Машу танцевала выразительная Ольга Ивлева, а Щелкунчика-куклу - трогательная Анна Окунева. Испанский танец осмысленно и вдохновенно провели Катерина Кудрявцева и Владислав Лантратов. Пытались быть кокетливыми и озорными Мария Сизова и Софья Ковалева в Трепаке, им вторил партнер, лихой Молодец Егора Шаркова. Задорно исполнили китайский дуэт ученики из Страны восходящего солнца Саяка Охори и Ясумаса Омори. Нежно танцевали Па де труа Дарья Хохлова, Мария Мишина и Алексей Корягин. В Вальсе снежинок ученицы были прилежны, хотя сложный ансамблевый текст им давался с трудом, и ошибки были заметны. Благополучнее прошел орнаментальный Розовый вальс. Машу-принцессу танцевала аристократически-хрупкая изысканная Чинара Ализаде. В этой изящной и грациозной девушке пока трудно разглядеть приму, но культура танца со стильными позами, красивыми арабесками и элегантной сдержанностью - уже не из чисто учебных задач. Щелкунчиком-принцем стал вчерашний выпускник, а ныне артист Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Вячеслав Бучковский. Его легкий и умный танец не сбивался на скороговорку и отвечал благородному вкусу первоисточника.

Сказать, что "Щелкунчик" бесспорно удался, было бы преувеличением. Равно как и утверждать, что ребята с радостью перевоплощались в мышиное войско или что актерские краски родителей и детворы, собравшейся в доме Штальбаумов, не грешат однообразием. Не в этом дело - на то он и учебный спектакль, чтобы учиться. Для процесса обучения необходимы особые условия: сцена и зрительный зал, перед которым "публикуются" результаты обучения. Художественный опыт может быть приобретен только при создании атмосферы действия - тоже особой, где игра не должна быть "поверхностной", а эмоции придуманными и вымученными. Однако этим "заповедям" упорно сопротивляется убранство сцены, а точнее - его отсутствие. Заменяющие декорации слайды серо-коричневых тонов, словно позаимствованные из другого спектакля, решительно мешают - делают сцену плоской и уничтожают дух рождественского торжества. Иногда же и вовсе вводят в полное недоумение - откуда же это взяться обильному снегопаду, если по сцене порхают стрекозы?

Так хочется, чтобы нашлись щедрые люди, не скупые на расходы: чтобы светилась "настоящая" елка в "настоящих" интерьерах бюргерского дома со всеми "настоящими" мелочами. Без этого антуража трудно вообразить путешествие "по розовому морю надежд", как писал о "Щелкунчике" Б.В.Асафьев, какое только и ведет к радостному празднику и для зрителей, и для тех, кто на сцене решает свои первые актерские задачи... Не потому ли спектакль подчас распадался на дивертисментные номера? В то время как концертный дивертисмент, предварявший по программе показ "Щелкунчика", уже благополучно завершился в первой части показа. В ней руководители МГАХ тоже сделали резонный выбор. Набивший оскомину репертуар претерпел программные изменения, пополнившись новыми танцами. Ученики младших и средних классов выгодно отличались от своих предшественников грамотной работой красивых стоп и явными актерскими преимуществами. Да и среди выпускников запомнились талантливые артисты. В стройности воспитательной программы и ясности педагогической мысли создателям концерта не откажешь.

После спектакля Никита Васильевич Вайнонен, сын хореографа и участник исторического спектакля, сказал: "Счастлив, что балет отца дожил до наших дней. Он многократно исчезал, переделывался и возобновлялся, многие поколения танцовщиков равнялись на него как на образец классического стиля. Особая благодарность - за бережное отношение к хореографии. На мой взгляд, школа совершила творческий подвиг, поставив труднейший по хореографическому тексту балет за несколько месяцев. Только в начале лета, когда ученики были на каникулах, ректор академии Марина Леонова обратилась к нам с братом с просьбой дать разрешение на постановку "Щелкунчика". Мы не сомневались, что эту зимнюю сказку будут в предпремьерной панике, как это обычно бывает в театре, доделывать к Новому году. И вдруг в середине ноября нас пригласили на прогон уже готового спектакля. Новый год наступил в ноябре! Важно, что полностью восстановлен Вальс снежинок, один из труднейших танцев во всей мировой хореографии. Особенно по рисунку: движения необычайно сложны при перестроениях. Недаром снежинок балетные завсегдатаи смотрят с колосников. Я-то считаю, что тот, кто их ни разу не видел "сверху", тот вообще не видел всего "Щелкунчика" и не может его оценить. Радость от премьеры "перекрывает" замечания, хотя они есть: скованные руки, скупое оформление. Но главное - есть надежда: ниточка русского балета не прерывается".

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;