Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаМесье Би-Лайн и другиеИз дневника "Московской осени" Федор СОФРОНОВ "Московская осень" давно набрала обороты, и вот уже виден ее завьюженный, заметеленный декабрьскими вихрями финал... Но пока есть еще немного времени и хочется поделиться некоторыми разрозненными впечатлениями. Например, уже достаточно много было интересных симфонических концертов, но не все премьерные показы симфонических новинок были ровны по качеству. Так, интереснейшее сочинение Бориса Франкштейна "Восточная сюита", причудливо сочетающее в себе "русско-классические" ориентальные мотивы, еврейский колорит и приемы оркестрового письма некоторых последователей нововенской школы (например, Кшенека), не до конца было понято, как кажется, дирижером Е.Бушковым и оркестром "Новая Россия". Однако сочинения Владимира Комарова, Александра Балтина и Георгия Бузоглы, выдержанные в более традиционной манере, кажется, удались. То же самое можно заметить и о концерте оркестра "Русская филармония" (16 ноября в БЗК), в котором вместо Ф.Глущенко на подиум вышел Константин Кримец, незаменимый дирижер-универсал. Не без блеска прозвучало сочинение Михаила Броннера в жанре двойного концерта для баяна и фортепиано с оркестром (написанное для отца и сына Липсов, Фридриха и Святослава, оно так же, как и сочинение Франкштейна, синтезировало в себе разные фольклорные и профессиональные традиции, но в более доступном ключе), а также резко контрастирующий с ним Двойной концерт для кларнета и фортепиано Ги Ребеля - французского гостя фестиваля. Маэстро сам встал за дирижерский пульт, чтобы продемонстрировать свой "истинно французский" почерк: тонкую оркестровку, блестящие ритмические находки, эффектные партии солистов. "Concerto Capriccio" Николая Корндорфа, исполненное в тот же вечер, произвело, пожалуй, наиболее яркое впечатление (будучи написанным еще в 1986 году) далеко не в последнюю очередь благодаря виолончелисту Александру Ивашкину, пропагандисту и знатоку современной музыки. Очень простая по средствам и языку, но масштабная, как обычно у Корндорфа, по протяженности и очень эффектная музыка "Концерта-каприччио" пролила для многих свет на подлинные истоки модного русского минимализма, увы, все более коммерциализующегося... На следующий день Ивашкин выступил и в Рахманиновском зале с ансамблем "Студия новой музыки", музыкантам которого пришлось перевоплотиться в актеров - на авторском концерте Фараджа Караева были исполнены два интереснейшие его сочинения: "Ist es genug?" (1993) и "Месье Би-Лайн - эксцентрик" (1997). Первое сочинение, перефразирующее название известнейшего хорала, использовавшегося композиторами от Баха до Берга, являло собой весь спектр того, чем владеет новая музыка в эпоху постмодерна - коллаж и автоколлаж, инструментальный театр, "Weltmusik" (мировая музыка)... Музыканты изображали спящих (в начале сочинения), солист-виолончелист играл на ударных, на магнитной пленке звучали записи азербайджанских мугамов, а под конец состоялись пышные похороны контрабаса. Во втором отделении автор представил несколько версий (два соло, дуэт и вариант для полного ансамбля) своей пьесы, отсылающей уже в названии к прелюдии Дебюсси. Однако далее, как выяснилось, походя были зацеплены и концерт Равеля, и классический блюз - и все это "насаживалось" на задорный наигрыш гармоники, напоминающий "Петрушку". В этом громокипящем коктейле, однако, безудержную иронию и горечь автора уравновешивала его (восточная) мудрость - и здесь изощренный постмодерн Караева сильно отличался от искусства большинства. Вместо разрушающей всеядности (типа Кагеля) - попытка синтеза, вместо "шниткистского" отчаяния перед лицом кризиса культуры - спокойствие страстно убежденного в чем-то художника. Также в рубрике:
|