Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНеволшебное словоСимфония "Властелин колец" Говарда Шора исполнена в ГКД МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Если верить рекламным релизам, исполнения симфонии "Властелин колец" Говарда Шора во всем мире сопровождались аншлагами. Возможно, это и в самом деле так, но, понадеявшись повторить подобный эффект в Москве, организаторы просчитались: публики, приходившей в Государственный Кремлевский дворец на протяжении двух вечеров, не хватило бы, чтобы наполнить этот зал (вмещающий шесть тысяч человек) даже один раз. Не помогла и реклама, представлявшая этот проект как "одно из самых значимых культурных событий начала XXI века" и сулившая "сильнейшее по эмоциональному воздействию зрелище". И цены на билеты вроде бы были в разумных границах, но, так или иначе, интерес к заранее объявленному шоу оказался несравнимо ниже ожидаемого. Одна из главных причин лежит на поверхности. В нашей стране "симфония" не является, увы, тем волшебным словом, что способно привлечь по-настоящему широкую аудиторию. Немалую часть той публики, на которую в основном и рассчитывали устроители, оно как раз отпугнуло. Постоянные же посетители концертов симфонических предпочитают другие залы, да и идея симфонии, написанной кинокомпозитором на основе музыки к фильму, показалась многим из них сомнительной. Что касается залов, то ГКД и впрямь не самое подходящее место для симфоний. Хотя, если припомнить, в начале 80-х здесь неоднократно давалась Девятая Бетховена силами Большого театра и, несмотря на неизбежные при электронной акустике потери в динамической шкале звучания, получалось совсем неплохо... Можно ли, однако, и в самом деле назвать творение Говарда Шора симфонией? А почему бы и нет? После Малера границы этого жанра, в том числе и временные, раздвинулись и стали вполне эластичными. Другое дело, что Шор - отнюдь не Малер, о чем, впрочем, мы догадывались и раньше. Между тем по продолжительности его симфония оставляет малеровские далеко позади, ибо суммарное время ее звучания превышает два часа. При этом она носит почти исключительно эпический характер и в целом по музыкальному материалу довольно однообразна. Что еще раз доказывает: не всякой прикладной музыке, сколь угодно талантливой, стоит стремиться к автономии. Шор ведь также и не Шостакович, и не Прокофьев. Хотя музыка последнего к "Александру Невскому" его, несомненно, вдохновляла вплоть до почти что прямого цитирования в ряде хоровых эпизодов. Но нам ведь обещали еще и "сильнейшее по своему эмоциональному воздействию зрелище". Однако весь видеоряд сводится к смене на большом экране ряда статичных слайдов с иллюстрациями знаменитых художников-толкинистов Алана Ли и Джона Хоува, некоторые из которых (в частности, многочисленные карты Средиземья) уже использовались в фильмах Джексона. Маловато для двух с лишним часов, и эмоционального воздействия, да еще и "сильнейшего", отнюдь не производит. Впрочем, не будем воспринимать рекламу слишком уж всерьез... Зато мастерство звукооператоров (во главе со знаменитым Джоном Курляндером) оказалось действительно уникальным - здесь реклама не обманула. Столь сбалансированного, приближенного к живому и лишенного специфически микрофонного характера звучания оркестра и хора слышать в этом зале прежде не доводилось. Симфонию "Властелин колец" исполнили Национальный филармонический оркестр России с самим автором за пультом и Хор Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова. И оркестр, и хор делали свое дело практически безупречно, а вот более сильный дирижер тут бы явно не помешал. Участие же знаменитой норвежки Сиссел, которой каким-то непостижимым образом удается петь сразу несколькими голосами, стало несомненным украшением концерта. Есть ли будущее у симфонии "Властелин колец"? В нынешнем ее виде - довольно сомнительно. Промежуточное положение между академической музыкой и шоу-бизнесом ставит ее в двусмысленное положение, делая уязвимой сразу с обеих сторон. В дальнейшем Говарду Шору придется, видимо, выбрать что-то одно и привести свое сочинение в соответствие с этим выбором. И в любом случае симфонию надо сократить как минимум раза в два. Иначе она уж точно канет в Лету. Также в рубрике:
|