Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7454) 25 ноября - 1 декабря 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКамерное измерение "сурового стиля"Живопись Андрея Васнецова в Третьяковской галерее Евграф КОНЧИН
Андрей Васнецов - из легендарных шестидесятников, ниспровергших незыблемые, казалось, устои социалистического реализма и круто изменивших развитие отечественного изобразительного искусства. Но он - из немногих до сего времени сохранивших преданность страстному юношескому порыву и веру в главный, определяющий принцип бунтарей - "суровый стиль". Поэтому на персональной выставке его произведений, открытой в зале Государственной Третьяковской галереи на Крымскому Валу и посвященной 80-летию художника, нет существенной разницы между картинами, созданными в те бурные годы и написанными совсем недавно. Естественно, последние более глубокие, емкие, умудренные, что ли. Они обогатились опытом художника, приобретенным за последующие десятилетия, размышлениями, подчас мучительными, о том новом, что пришло к нам в конце прошлого и начале нынешнего века. Изменился и его "суровый стиль", который я назвал бы сейчас "суровой мужественностью".
Именно это, по-моему, определяет прежде всего своеобразный напряженный "сумеречный", темно-серый, темно-голубовато-малахитовый, матовый колорит - и поражаешься тому множеству оттенков, смысловых созвучий, которые рождает этот с первого взгляда скромный цветовой строй. Захватывающая "черная магия" завораживает сразу, и уже не можешь не прочитать драматическую исповедь великого мудреца. Хотя осознать ее умом и сердцем невозможно с первого взгляда, настолько она сложна, многозначна при кажущейся внешней простоте. Чем глубже вчитываешься, тем больше находишь в живописи сильных ощущений, неожиданных откровений и образных видений. И у каждого - свои. По-своему очень точно определил творчество Андрея Васнецова скульптор Дмитрий Шаховской. "Его живопись, - считает он, - замечательна уже тем, чего в ней нет. Нет эстетизма (повальной болезни наших дней), подражательства, иллюстративности, назидательности, рабского подглядывания и высокомерного своеволия, сухого умствования и беспорядочных "чувств". Посмотрите вокруг сегодня, мы не много найдем художников, свободных от одного или нескольких перечисленных свойств. Что же оставил себе Васнецов, отбросив столько соблазнов? Осталась мужественная, суровая работа, работа-размышление, сделанная на холсте краской. Это - живопись". Я написал бы слово Живопись с заглавной буквы. Что же еще, по-моему, оставил себе Андрей Васнецов? Очень многое. В сложной, почти метафорической образной манере рассказ о драматической судьбе человека в сегодняшнем мире, о скорбном его пути, который нужно пройти честно, мужественно, с убежденностью и достоинством. Как сам художник своим суровым искусством. Современен ли он в неприятии действительности? Но его современность - не стремление быть модным, не попытка ответить на сиюминутные проблемы общества, пусть острые и злободневные. Хотя и такая живопись имеет право на существование, и она бывает интересной и значительной. У Андрея Васнецова искусство своей цельностью и мощью восходит к вечным истинам. Такому восприятию творчества мастера способствует формальный в какой-то степени принцип построения экспозиции. Устроители выставки представляют художника как бы в его мастерской. Даже уже тем, что многие картины эту мастерскую и отображают. И художника в ней, его семью, портреты, здесь созданные, модели, жанровые и бытовые сцены, опять-таки связанные с мастерской, интерьер с фигурами, пейзажи, которые за ее окнами, наконец, предметы, здесь находящиеся и подчас собранные на холстах в натюрморты, своего рода "портреты" времени, даже "автопортреты". Натюрморты составляют как бы отдельный раздел выставки. Один из них в достопамятные годы вызвал бурное негодование Никиты Хрущева, а сейчас является общепризнанной классикой. Классическими можно назвать многие картины в этой экспозиции. Женские портреты, "Лежащая", "Автопортрет с семьей", "Тетя Маша", "Портрет Гурия Захарова с семьей", "Разговор", "Завтрак"... В некоторых в той или иной мере видятся мне колористические, стилистические, пространственные истоки живописи Андрея Васнецова, восходящие от традиций русского, а также итальянского и испанского искусства, естественно, наполненных современным смыслом и образным содержанием. Художник и не скрывает своих "прародителей", он часто возвращается к ним и создает вольные копии великих произведений. Мастерскую художника напоминает и камерность экспозиции. Она невелика - около сорока картин, исполненных в 1950 - 2004 годы и размещенных чуть ли не в специальном "студийном" зале. Здесь уже состоялось несколько подобных выставок разных художников. И еще одна немаловажная "камерная" особенность экспозиции Андрея Васнецова. Большинство картин, действительно, пришло сюда прямо из его мастерской. В ней они находились десятилетиями и частью никогда не показывались широкой публике. Сотрудники Третьяковской галереи, которые пришли к Андрею Владимировичу для отбора картин, увидели эти холсты без подрамников, задвинутыми в дальний угол мастерской. Андрей Васнецов не готовился к выставке, даже по "юбилейному" поводу. Ведь ее устройство требует много сил, энергии, времени и материальных затрат - одному немолодому художнику это уже не под силу. Лишь благодаря настойчивости и огромной помощи сотрудников галереи мы обязаны появлению чудесной выставки, большому событию в художественной жизни страны и каждого из нас. Если б еще и каталог к вернисажу... Тем более что публичные встречи с искусством выдающегося мастера за последние годы стали, к сожалению, чрезвычайно редки. Они необходимы хотя бы потому, что указывают среди хаотичной выставочной стихии те высоты, на которые нужно равняться. Андрей Васнецов - из прославленного рода Васнецовых. Живопись - фамильное предназначение. Но путь в искусство ныне народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, профессора, удостоенного государственных и профессиональных наград, был весьма непрост. Он прошел через страшную войну, через Курскую дугу и последние бои у Кенигсберга. Лишь в 1953 году защитил диплом на факультете монументальной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной. Много лет работал как монументалист. Автор известных монументальных произведений в Москве и других городах страны. Лауреат премии Ленинского комсомола за разработку проекта мемориального комплекса - Музея Александра Матросова в Великих Луках. Государственной премии СССР - за мозаику "Человек и печать" в здании газеты "Известия", премии Совета Министров СССР - за художественное оформление Государственного музыкально-драматического театра в городе Кызыл (Тува). В 1998 году получил премию Президента Российской Федерации. Станковая живопись вначале была у Андрея Васнецова сугубо личным занятием. Но вскоре она стала главным и всеобъемлющим его призванием. И кто он ныне - известный монументалист, отмеченный высокими профессиональными отличиями, или станковый камерный живописец? Юбилейная выставка, вероятно, отвечает и на этот вопрос. Также в рубрике:
|