Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7463) 27 января - 2 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеБрамс на Красных ХолмахМУЗЫКАДмитрий АБАУЛИН Фестиваль Иоганнеса Брамса в Доме музыки открылся исполнением одного из самых монументальных произведений композитора - "Немецкого реквиема", прозвучавшего под управлением Владимира Федосеева. Это сочинение для солистов, хора и оркестра было создано Брамсом в 1868 году в возрасте 35 лет. Позади были годы выступлений в качестве концертирующего пианиста и фортепианные сонаты, вариации, квартеты. В конце 50-х годов Брамс работает хоровым дирижером в Детмольде, а затем, после переезда в Вену, возглавляет Венскую певческую капеллу. Начинается новый период его творчества, связанный главным образом с вокальной музыкой. Его вершиной стал "Немецкий реквием", во многом подготовивший почву для более поздних симфонических полотен. Брамс отошел от традиционного латинского текста, используемого в католической службе, и самостоятельно подобрал отрывки из Библии в немецком переводе Мартина Лютера. Слова "Немецкого реквиема" говорят о смерти и вечной жизни, его музыка величественна и торжественна. Московское исполнение "Немецкого реквиема" было осуществлено силами Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского и хора Академии хорового искусства под руководством Виктора Попова. Эти два коллектива уже давно и плодотворно работают вместе, являя собой пример профессионализма и единства творческих устремлений. БСО и хор Попова стали одними из немногих исполнителей, сумевших достичь приемлемого звукового баланса в сложных акустических условиях Дома музыки. Традиционный для федосеевского оркестра сдержанный, мягкий звук не вызывал обычного для ММДМ "металлического" резонанса и позволял расслышать отдельные группы и солирующие инструменты. Большое впечатление произвели те эпизоды, в которых хор пел приглушенно, словно издалека (таким, к примеру, было начало первой части). Меньше удались хору крещендо, во время которых его звучание становилось по-русски открытым. На сольные партии были приглашены сопрано из Петербурга Майя Дашук и опытный австрийский бас-баритон Бенно Шоллум. Российская певица, в настоящее время выступающая преимущественно за границей, знакома Федосееву по совместной работе в Цюрихской опере, где в прошлом сезоне она пела Татьяну в "Евгении Онегине", но акустика Светлановского зала оказалась к ней безжалостной. И Шоллум, и Дашук вышли на сцену с закрепленными на одежде микрофонами. Однако певица неосмотрительно отодвинула свой микрофон слишком далеко в сторону, в результате чего ее чистый и красивый голос часто тонул в звучании оркестра. Не героикой единой
Второй концерт брамсовского фестиваля был доверен Национальному филармоническому оркестру России и его главному приглашенному дирижеру Томасу Зандерлингу. Фортепианный концерт № 2 (солист - Джон Лилл) и Первая симфония - сочинения, достаточно часто звучащие, так что перед музыкантами стояла задача не просто "донести ноты" до слушателя, но попытаться найти собственный контакт с музыкой Брамса, нащупать те "новые пути", о которых применительно к Брамсу писал Шуман. Что касается первого, то в смысле качества это исполнение стало одной из безусловных удач для НФОР и Зандерлинга. Тщательно отрепетированный ансамбль в Концерте и динамичная интерпретация Первой симфонии предопределили успех вечера. Джон Лилл, победитель IV Конкурса имени Чайковского, хорошо известен российской публике. Британский пианист, несмотря на отнюдь не молодой возраст, находится в прекрасной профессиональной форме: все технические сложности, которыми изобилует это сочинение, были исполнены им весьма уверенно и элегантно. В то же время суховатая манера игры Лилла, его жестковатое туше иногда проигрывали красивой сочной звучности струнной группы НФОР. Особенно это было заметно в медленной части, где роскошное звучание солирующей виолончели (концертмейстер - Ю.Лоевский) никак не было поддержано фортепиано. А вот в финале Лилл неожиданно преобразился: деловитая аккуратность уступила место живой, непринужденной музыкальной речи. Лишь самое окончание Концерта вышло каким-то скомканным: вместо восклицательного знака (который подразумевается в партитуре) в музыкальном повествовании была поставлена скромная точка. Но это уже упрек в адрес дирижера. На первый взгляд интерпретация Первой симфонии Т.Зандерлингом во втором отделении выглядела вполне убедительной. Свою положительную роль сыграло и то обстоятельство, что дирижировал маэстро наизусть и мог целиком отдаться музыке. В этот раз практически не было рыхлости и вялости (чем нередко грешат исполнения этого дирижера), напротив, Т.Зандерлинг наполнил симфонию героическим пафосом, придал ей черты монументальности. Здесь преобладали крупные линии, длительные нарастания и яркие кульминации порой в ущерб некоторым деталям. Точность жестов позволила добиться слаженного звучания духовой группы, и валторнист смог реабилитировать себя в знаменитом соло во вступлении к финалу симфонии после досадной фальши в начале фортепианного Концерта в первом отделении. Однако внутреннее содержание этой симфонии, безусловно, не ограничивается только героикой. Эта музыка наполнена множеством смыслов, кроме драматизма ей присущи и трудные сомнения, и исповедальная лирика, и томление, и радостное любование миром. Все это запечатлено в безбрежной дискографии Первой симфонии, которую венчают такие имена, как Клемперер, Караян, Шолти... Так что наряду с позитивными впечатлениями от вечера в целом остался некоторый шлейф сожаления от услышанного адаптированного перевода брамсовского шедевра, способного удовлетворить лишь неискушенного слушателя, а также и от того факта, что богатый творческий потенциал НФОР, позволяющий добиться высоких художественных результатов, не был использован в полную меру. Также в рубрике:
|