Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7463) 27 января - 2 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

"Ла Фениче" возродился из пепла

Новая постановка оперы Массне "Король Лахорский" в Венеции

Виктор ИГНАТОВ
Фото Мишеля КРОЗЕРА
Венеция


Сцена из спектакля

Венеция, как известно, - город сказочной мечты. Уникальный музей под открытым небом хранит несметные сокровища искусства в роскошных дворцах - свидетелях былого богатства и величия города. Одним из самых драгоценных бриллиантов в дворцовом ожерелье города считается театр "Ла Фениче". Он был открыт в 1792 году, и его внутреннее убранство является воплощением пышного расцвета искусства Венеции.

"Ла Фениче" - истинное чудо света! Каждый входящий в зрительный зал замирает, пораженный пиршеством итальянского барокко. Обилие позолоты в кружевных рельефах и расписных узорах нисколько не отягощает зал, ибо в нем царствует воздушная голубизна неба. Голубой плафон с почти прозрачной серебряной радугой украшает роскошная люстра: несмотря на позолоту, этот ажурный букет из ламп легко парит над уютным партером и вносит настоящую венецианскую праздничность. Праздничность излучают и нежно-кремовые фронтоны четырех ярусов: их искусные росписи цветов и амуров чередуются с живописными медальонами и золочеными бра. Напоминая старинные свечи с розовыми абажурами, они придают залу торжественную парадность.

Сцена из спектакля

В 200-летней истории "Ла Фениче" - масса знаменательных событий: здесь состоялись премьеры многих опер Беллини, Россини и Верди; здесь пели великие артисты, в том числе Мария Каллас. Однако в судьбе театра есть и трагические моменты: трижды он полностью сгорал, но, словно птица Феникс, возрождался из пепла. Видимо, не случайно театр и называется "Ла Фениче", по-итальянски "Феникс". Последний раз он сгорел за 9 часов 29 января 1996 года, но через 8 лет вновь ожил: 14 декабря 2003 года здесь выступил оркестр театра под управлением Риккардо Мути.

В первый день наступившего года телеканалы "ARTE" и "RAI" вели прямую трансляцию концерта из "Ла Фениче". За пультом стоял знаменитый французский дирижер Жорж Претр, недавно отметивший свое 80-летие. С участием итальянской певицы Аннализы Распальози и тенора Джузеппе Джипали были исполнены фрагменты из опер Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Масканьи. Для "Ла Фениче" этот концерт стал новой традицией, которая давно сложилась у Венского филармонического оркестра: его новогодние выступления ежегодно транслирует Евровидение на десятки стран.

Во второй день наступившего года на сцене "Ла Фениче" предстала опера Массне "Король Лахорский". Ее премьера состоялась в Опере Гарнье в Париже (1877); через год она появилась в Мюнхене, Лондоне, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Праге, а в 1882 году - в Петербурге. Особенно широко "Король Лахорский" был представлен в Италии. Уже в 1878 году опера была поставлена в Турине, Риме, Болонье, Пьяченце, а в Венеции даже в двух театрах - "Эретенио" (15 августа) и "Ла Фениче" (26 декабря). Столь быстрое признание и такая широкая популярность этой оперы связаны с ее увлекательным сюжетом и, главным образом, с мелодическим богатством партитуры.

Основу сюжета составляет древняя индийская легенда о любви, ревности и мести. События происходят в Индии в эпоху мусульманского нашествия (ХI век). В любовном соперничестве сталкиваются Лахорский король Алим и его генерал Синдия, который хочет жениться на своей племяннице Сите.

Трагическая сказочная история предстает в семи картинах 5-актного спектакля. С двумя антрактами он идет почти 4 часа, и время пролетает быстро, ибо каждая картина завораживает яркими оркестровыми красками, гибким ариозно-декламационным вокалом, великолепными ариями и дуэтами, звучанием хора.

Спектакль создали известные мастера с большим международным опытом: французский режиссер Арно Бернар, итальянский сценограф Алессандро Камера и автор костюмов Карла Рикотти. В их постановке оригинально использована бутафорная машинерия эпохи индустриализации. Этот театральный прием внес в спектакль ряд эффектов: огромные шестеренки, валы и поршневые механизмы обеспечивали перемещение индусских храмов, раздвоение королевского дворца, подъем и спуск поля битвы...

Необычайно интересно, с особой фантазией поставлен третий акт - в раю. Он предстает как роскошный бал под ажурным куполом дворца-оранжереи. В причудливых нарядах гостей и убранстве зала царит белый цвет. В разгаре бала на серебряном слоне здесь появляется величественный Индра, царь всех богов. Празднество украшает большая хореографическая картина, в которой чередуются классическое трио, соло молодого бога Нареды, акробатический дуэт юношей и ансамбль индусских нимф-апсар. Хореограф Джанни Сантуччи смешал разные жанры танца, поэтому этот дивертисмент произвел несколько размытое впечатление.

В восьми представлениях оперы Массне участвовали два состава солистов: шесть главных ролей исполняли девять итальянцев, два болгарина и поляк. Аннализа Распальози (Сита) в прошлом сезоне пела в "Травиате" на сцене Большого театра в Москве. Несмотря на хорошую репутацию и вокальное мастерство солистов, их пение не всегда было на высоте. Причина, видимо, в чрезвычайно чуткой акустике "Ла Фениче": при излишнем форсировании голос певцов обретал жесткие оттенки.

Что касается хора и оркестра театра, то их звучание было хорошо сбалансированным, рельефным и образным. Комплиментов заслуживает дирижер Марчелло Виотти, широко известный как сильный интерпретатор симфонических и оперных произведений. Маэстро ярко и динамично представил великолепную партитуру Массне, дав ей вдохновенную и полнокровную жизнь и силу.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;