Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 4 (7463) 27 января - 2 февраля 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мира"Ла Фениче" возродился из пеплаНовая постановка оперы Массне "Король Лахорский" в Венеции Виктор ИГНАТОВ
Венеция, как известно, - город сказочной мечты. Уникальный музей под открытым небом хранит несметные сокровища искусства в роскошных дворцах - свидетелях былого богатства и величия города. Одним из самых драгоценных бриллиантов в дворцовом ожерелье города считается театр "Ла Фениче". Он был открыт в 1792 году, и его внутреннее убранство является воплощением пышного расцвета искусства Венеции. "Ла Фениче" - истинное чудо света! Каждый входящий в зрительный зал замирает, пораженный пиршеством итальянского барокко. Обилие позолоты в кружевных рельефах и расписных узорах нисколько не отягощает зал, ибо в нем царствует воздушная голубизна неба. Голубой плафон с почти прозрачной серебряной радугой украшает роскошная люстра: несмотря на позолоту, этот ажурный букет из ламп легко парит над уютным партером и вносит настоящую венецианскую праздничность. Праздничность излучают и нежно-кремовые фронтоны четырех ярусов: их искусные росписи цветов и амуров чередуются с живописными медальонами и золочеными бра. Напоминая старинные свечи с розовыми абажурами, они придают залу торжественную парадность.
В 200-летней истории "Ла Фениче" - масса знаменательных событий: здесь состоялись премьеры многих опер Беллини, Россини и Верди; здесь пели великие артисты, в том числе Мария Каллас. Однако в судьбе театра есть и трагические моменты: трижды он полностью сгорал, но, словно птица Феникс, возрождался из пепла. Видимо, не случайно театр и называется "Ла Фениче", по-итальянски "Феникс". Последний раз он сгорел за 9 часов 29 января 1996 года, но через 8 лет вновь ожил: 14 декабря 2003 года здесь выступил оркестр театра под управлением Риккардо Мути. В первый день наступившего года телеканалы "ARTE" и "RAI" вели прямую трансляцию концерта из "Ла Фениче". За пультом стоял знаменитый французский дирижер Жорж Претр, недавно отметивший свое 80-летие. С участием итальянской певицы Аннализы Распальози и тенора Джузеппе Джипали были исполнены фрагменты из опер Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Масканьи. Для "Ла Фениче" этот концерт стал новой традицией, которая давно сложилась у Венского филармонического оркестра: его новогодние выступления ежегодно транслирует Евровидение на десятки стран. Во второй день наступившего года на сцене "Ла Фениче" предстала опера Массне "Король Лахорский". Ее премьера состоялась в Опере Гарнье в Париже (1877); через год она появилась в Мюнхене, Лондоне, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Праге, а в 1882 году - в Петербурге. Особенно широко "Король Лахорский" был представлен в Италии. Уже в 1878 году опера была поставлена в Турине, Риме, Болонье, Пьяченце, а в Венеции даже в двух театрах - "Эретенио" (15 августа) и "Ла Фениче" (26 декабря). Столь быстрое признание и такая широкая популярность этой оперы связаны с ее увлекательным сюжетом и, главным образом, с мелодическим богатством партитуры. Основу сюжета составляет древняя индийская легенда о любви, ревности и мести. События происходят в Индии в эпоху мусульманского нашествия (ХI век). В любовном соперничестве сталкиваются Лахорский король Алим и его генерал Синдия, который хочет жениться на своей племяннице Сите. Трагическая сказочная история предстает в семи картинах 5-актного спектакля. С двумя антрактами он идет почти 4 часа, и время пролетает быстро, ибо каждая картина завораживает яркими оркестровыми красками, гибким ариозно-декламационным вокалом, великолепными ариями и дуэтами, звучанием хора. Спектакль создали известные мастера с большим международным опытом: французский режиссер Арно Бернар, итальянский сценограф Алессандро Камера и автор костюмов Карла Рикотти. В их постановке оригинально использована бутафорная машинерия эпохи индустриализации. Этот театральный прием внес в спектакль ряд эффектов: огромные шестеренки, валы и поршневые механизмы обеспечивали перемещение индусских храмов, раздвоение королевского дворца, подъем и спуск поля битвы... Необычайно интересно, с особой фантазией поставлен третий акт - в раю. Он предстает как роскошный бал под ажурным куполом дворца-оранжереи. В причудливых нарядах гостей и убранстве зала царит белый цвет. В разгаре бала на серебряном слоне здесь появляется величественный Индра, царь всех богов. Празднество украшает большая хореографическая картина, в которой чередуются классическое трио, соло молодого бога Нареды, акробатический дуэт юношей и ансамбль индусских нимф-апсар. Хореограф Джанни Сантуччи смешал разные жанры танца, поэтому этот дивертисмент произвел несколько размытое впечатление. В восьми представлениях оперы Массне участвовали два состава солистов: шесть главных ролей исполняли девять итальянцев, два болгарина и поляк. Аннализа Распальози (Сита) в прошлом сезоне пела в "Травиате" на сцене Большого театра в Москве. Несмотря на хорошую репутацию и вокальное мастерство солистов, их пение не всегда было на высоте. Причина, видимо, в чрезвычайно чуткой акустике "Ла Фениче": при излишнем форсировании голос певцов обретал жесткие оттенки. Что касается хора и оркестра театра, то их звучание было хорошо сбалансированным, рельефным и образным. Комплиментов заслуживает дирижер Марчелло Виотти, широко известный как сильный интерпретатор симфонических и оперных произведений. Маэстро ярко и динамично представил великолепную партитуру Массне, дав ей вдохновенную и полнокровную жизнь и силу. Также в рубрике:
|