Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7463) 27 января - 2 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Двое с собакой на пустынном берегу

Живопись Натальи Нестеровой в Третьяковской галерее

Евграф КОНЧИН


Н.Нестерова. "Гамак". 1999 г.

Наталья Нестерова столь широко известна, ее живопись - такое выдающееся явление в отечественном изобразительном искусстве, что ее дебют в Третьяковской галерее, первое здесь персональное представление, - несомненное событие. Экспозиция юбилейная, но не ретроспективная. Большая часть из шестидесяти картин - собственность Фонда JHART (США). Они впервые показаны широкой российской публике. Другая часть картин, в основном исполненных в 1970 - 1980-х годах, - из запасников Третьяковской галереи. Несколько холстов - из Музея "Арбат Престиж".

Наталья Нестерова родилась в Москве. Окончила Московский художественный институт имени В.И.Сурикова в мастерской Д.Д.Жилинского. Ныне является профессором живописи Российской академии художеств. C 1988-го живет и работает преимущественно в США. Ее произведения хранятся в крупнейших музеях и коллекциях мира.

С первого взгляда тематика картин Натальи Нестеровой, размещенных в зале на Крымском Валу, очень разнообразна. Это простые житейские, в большинстве своем жанровые многофигурные сцены, где люди разговаривают, размышляют, веселятся, играют, отдыхают на берегу моря, кормят птиц ("Двое с собакой", "Дыхание моря", "На берегу"). В эту повседневную жизнь как бы вклиниваются карнавалы, шутовские игрища, акробатические номера, шумные пиршества и застолья. Художница часто обращается и к библейским сказаниям - "Адам и Ева", "Потерянный рай", "Тайная вечеря", "Снятие с креста".

При первом же знакомстве с произведениями Нестеровой, еще не осознавая их образно-эмоциональной мощи, напряженной силы и глубины содержания, испытываешь смутное чувство тревоги и душевного смятения. Даже, казалось бы, от самых веселых, скоморошьих картин. Как непроста эта живопись, как проникновенно-пронзительна, сурова и сумрачна! Когда всматриваешься в эти холсты, вдумываешься в их смысл, право, становится не по себе. За внешней простотой, обыденностью вдруг перед нами словно открывается страшная бездна - чувство одиночества, отчужденности людей друг от друга. Вот, на мой взгляд, главный смысл, основной внутренний настрой самых многолюдных картин Натальи Нестеровой. И уже совершенно по-другому, с драматическим оттенком, воспринимаются карнавальные шествия, шутовские представления, маскарады, праздничные игры, акробатические и цирковые номера. Эти торжества, шумные пиршества напоминают "пир во время чумы", веселье перед концом света. И становятся понятными и "Потерянный рай", откуда изгнанные Адам и Ева выходят по отдельности, ничем не связанные друг с другом, и "Тайная вечеря", с напряженно-тревожным ожиданием трагического исхода.

Как бы отголоском этих мрачных событий, определивших судьбу человечества, становится "Стена плача", одна из центральных в экспозиции наиболее значительных последних произведений Натальи Нестеровой. И конечно, картина повествует не столько об иудейской святыне - "Стена плача" существует у каждого народа, у каждой нации, у каждого человека, вне зависимости от его веры или национальности. Это великий символ - вечный, общечеловеческий и глубоко трагический. В той или иной мере, скрытной или обостренно явной, "Стена плача" проходит через многие картины Нестеровой, проходит через все ее творчество.

Такому осмыслению, пониманию и приятию живописи способствует и внешняя ее форма. Она построена на классических традициях примитива. Но здесь опять-таки не все просто и однозначно. Здесь не существует какой-либо единственности схемы. Творчество художницы настолько масштабно, настолько оно самобытно и оригинально, что его не вместишь в хрестоматийные рамки одного направления, пусть самого емкого и оптимального. Ведь общепринятый примитив рождается от неосознанного чувства, от подчас необъяснимого эмоционального прозрения, от интуиции. У Натальи Нестеровой "примитив" возникает от глубокого осознания жизни, от ее осмысления. Ее примитив, по-моему, - от высшего проявления разума. Да и примитив ли это вообще?

Творчество Натальи Нестеровой, судя даже по объемистому каталогу к выставке, достаточно и многообразно исследовано. Но когда входишь в ее живописный мир и сопоставляешь его с искусствоведческими оценками, то возникает больше вопросов, чем ответов. И это естественно. Таков необозримый талант художника, и нам, ее современникам, не дано, наверное, его полностью охватить.

И еще одна, быть может, чисто формальная интрига. Она, как это ни странно, заключается в самом зале, где экспонируются картины Натальи Нестеровой. Он почти тупиковый, полукруглой формы. В свое время он подвернулся как бы случайно для какой-то камерной персональной экспозиции. Затем в нем стали постоянно устраивать выставки. Поднимаешься к нему по лестнице, и выставка открывается перед тобой во всей цельности, всеохватности, жанровой, стилистической и колористической характерности. Но когда обходишь экспозицию, то она смотрится совершенно по-разному, и каждая картина по-своему и подчас по-новому. Так и получилось с холстами Натальи Нестеровой.

После Москвы выставка побывает в Петербурге, в Русском музее, а затем ее увидят музеи США.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;