Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 4 (7463) 27 января - 2 февраля 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

РОМАН КОЗАК: "Не люблю шашкой махать"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Р.Козак

В течение ближайшего месяца Роман КОЗАК, художественный руководитель Театра имени Пушкина, предложит столичной публике сразу два премьерных спектакля. Один из них - "Джан" по одноименной повести Андрея Платонова - состоится 27 января на сцене филиала театра. Второму спектаклю - "Косметика врага" бельгийской писательницы Амели Нотомб - отдана Большая сцена основного здания, несмотря на то что в нем будут заняты всего два актера: сам Козак и Константин Райкин.

    

- Роман Ефимович, проза Андрея Платонова - достаточно серьезный и сложный для театра материал. Насколько мне известно, в Москве сегодня нет ни одного спектакля по его произведениям. Почему вы рискнули обратиться к Платонову?

- Я очень давно хотел это сделать, еще со времен работы в Театре-студии "Человек". Вообще очень люблю Платонова, когда-то достаточно глубоко его изучал. Сейчас, очевидно, настало время сделать спектакль по такому насыщенному горячими образами материалу. Причем сыграть его в малом пространстве, где само платоновское слово - уже вспышка, образ - ошеломление. Как-то мне перестало хватать в театре этого ошеломления. Нынешний театр больше развлекает, услаждает. Это неплохо, и сам я иногда люблю подобные вещи, но хочется сделать и другое.

Поскольку это произведение Платонова насыщено эротизмом, библейскими мотивами, элементами триллера, то там образы очень пластичные. Поэтому для меня очень важно сотрудничество с Аллой Сигаловой, хореографическим автором этого спектакля.

    

- Она же появится и на сцене?

- Да, Сигалова воплощает в "Джане" одну из линий действия.

    

- Алла Сигалова до этого не играла драматических ролей?

- Нет. Но и это не чисто драматическая роль. Это пластическое начало тех природных сил, с которыми приходится встречаться главному герою. Вот посмотрите спектакль и поймете, о чем я вам говорю.

    

- Платонов - автор не массовый. Его творчество, что называется, на любителя. Не опасаетесь ли вы некассовости этого спектакля?

- В отношении филиала театра я подобные опасения вообще не учитываю, клянусь вам. В работу берется пьеса Равенхилла, или Вуди Аллена, или вообще никому не известного хорватского драматурга М.Матишича. Тут зритель должен как-то отобраться, потому что это все действительно не для массовой публики, а для любителей. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы подобные спектакли нормально воспринимались и были доступны любому человеку.

    

- Многие зрители были озадачены тем, что из репертуара Пушкинского театра исчезли два самых кассовых спектакля - "Академия смеха" и "Трое на качелях". Что произошло?

- Я не делаю из этого тайны. Хочу только пояснить, что эти спектакли я не закрыл, а приостановил их прокат. Артист Андрей Панин очень сильно подвел театр. Он - мой давний приятель, мы сделали вместе не один спектакль. Но в данном случае Панин поступил по отношению к театру не очень профессионально, что повлекло за собой отмену двух стопроцентно проданных спектаклей "Трое на качелях". Проще говоря, он был в таком состоянии, в каком артиста нельзя выпускать на сцену. Поступить иначе я не мог, ведь я руковожу театром, в котором очень много людей. Если будет позволено одному, то и другие могут последовать этому примеру.

Думаю, в конце сезона мы введем исполнителя на роль Панина в спектакль "Трое на качелях". Что же касается "Академии смеха", мне очень жаль, но я этот ребус решить не могу. Тут есть момент актерской незаменимости.

    

- Февральская премьера "Косметики врага" отчасти заполнит освободившуюся нишу коммерческого зрелища?

- Вы знаете, я с большой осторожностью отношусь к этому словосочетанию - "коммерческий спектакль".

    

- Но ведь двум актерам на большой сцене без оглядки на подобный подход трудно удержать зрительское внимание.

- Когда как. "Варшавская мелодия" или "Старомодная комедия" - тоже спектакли на двоих. И у Фауста с Мефистофелем получается дуэт. Просто нам с Константином Райкиным показалось, что в этой пьесе такой энергетический заряд, какой можно запустить в большой зал. Я не буду сейчас раскрывать всех сюжетных тайн. Но фокус этой истории в том, что она позволяет выйти на сцену не просто двум актерам, а двум руководителям театров.

    

- Это принципиально?

- Да. Очень важно то, что эти два человека находятся в одинаковом положении. Когда я прочел этот текст, у меня сразу мелькнула мысль о таком хулиганском распределении ролей. Просто так я бы никогда не стал играть в своем спектакле. К тому же мы пригласили вторым режиссером и нашим "третьим глазом" Аллу Покровскую, мою учительницу. Она отслеживает все режиссерско-актерские решения и нас блюдет, что называется, в рамках. И еще любопытно, что "Косметика врага" появится в афише сразу двух театров: Пушкинского и Сатирикона. И идти будет поочередно на двух сценах.

    

- Подобно своим молодым коллегам, вы тоже умудряетесь одновременно работать над разными спектаклями?

- Да я не только это делаю. Я еще в это время готовил экзамен по мастерству на своем курсе в Школе-студии МХАТа, сделал со студентами несколько отрывков. Приходится четко делить свой день. Но я уже давно существую в подобном режиме.

    

- Вам как режиссеру, актеру и худруку знакомы обе модели современного театра - репертуарная и антрепризная. На ваш взгляд, некая театральная реформа нужна в принципе?

- Безусловно, нужна. Мы ведь с точки зрения законодательства существуем в каменном веке. Все бюджетные организации, в том числе и театры, работают еще по молотовскому КЗОТу 1947 года. Естественно, многое уже тормозит процесс нашей жизни, ее надо освободить. Но как? Какими способами?

    

- Это и есть ключевой вопрос.

- Ужас театральных людей, тайком прочитавших проект тех реформ, что готовятся, можно понять. Готовилось же (я надеюсь, что уже можно говорить об этом в прошедшем времени) совершенно противоположное тому, о чем мы думали, когда обсуждали, к примеру, закон о театре. Возьмите хотя бы казначейство, куда мы должны все небюджетные счета слить и оставить один бюджетный. Это как раз и говорит о том, что театру придет конец.

Но я так понимаю, что поднятая нами волна не осталась незамеченной. Может быть, чиновники наконец-то перезвонились из кабинета в кабинет, а то ведь правая рука не знала, что делает левая, абсолютно.

    

- Антрепризная прививка репертуарному театру сделана уже давно. Ведь и в вашем театре есть спектакли, играемые актерами со стороны.

- Нет. Давайте сначала определимся, что такое антреприза. Это независимый проект, который создается на независимой площадке независимым продюсером, собирающим актеров из разных мест. А, допустим, наша "Академия смеха" - это другое: репертуарный спектакль с участием приглашенных актеров, с которыми театр заключил договора. Эти же артисты играют у нас и в других спектаклях, то есть они относятся к кругу Театра имени Пушкина. Я вообще считаю, что наличие трудовой книжки в отделе кадров еще не является фактом того, что ты - основной артист театра. Чем-то другим это надо заслужить. Время изменилось, нужно использовать разные способы и модели сотрудничества с актерами. Я не исключаю, что у нас, помимо штатных актеров, могут быть разовики, договорники. Но они должны входить в круг театра.

    

- Огромные штатные труппы - это вообще больной вопрос для худруков.

- На самом деле нужна определенная группа людей, которые хотят и умеют работать. Вот ее я бы и назвал труппой театра.

    

- Но это, как водится, человек 15 из 50. Что делать с остальными?

- Попробовать и с ними поработать. Я, кстати, не исключаю, что результаты могут оказаться не такими предсказуемыми, как кажется на первый взгляд. Я вот скоро начну работать над "Самоубийцей" Эрдмана, где в двух составах занята почти вся труппа. Найдены пьесы и для остальных. При этом есть несколько артистов, которые сами не хотят выходить на сцену, потому что понимают, что потеряли и форму, и желание работать. С ними легко можно было бы расстаться. Например, был у нас артист Александр Песков. Наверное, сериалы так замутили его сознание, что он не захотел работать на сцене и добровольно ушел из театра. Я думаю, что все должно разрешаться таким вот естественным путем, а не кровопролитием. Я - противник шашкомахания.

    

- Но это не всегда получается.

- Не всегда. Я согласен, это самый трудный путь. Но выгонять кого-то у меня права нет. В первую очередь юридического.

    

- А хотелось бы перейти, наконец, на контрактную систему?

- Понимаете, контрактная система - это палка о двух концах. Она возможна в другом государстве, наше до этого еще не дозрело. Если есть система социальных тылов, то уместны и контракты. Но ее нет пока. Нужно создать сначала определенный противовес контрактной системе, тогда она станет просто манной небесной для худруков.

    

- Пока же вы ждете, что предложат сверху?

- А что остается делать? Вы говорите с человеком, который не вхож в кабинеты Кудрина или Грефа. У меня есть только репетиционный зал, где я могу что-то кому-то доказывать.

    

- Просто в упреждающих шагах наших театральных деятелей было много правильных и красивых слов, но мало практических советов.

- А нас пока не очень-то и спрашивают. И действительно создается ощущение, что все творящиеся нововведения сочиняются в тиши загородных дач, на компьютерах аналитиков, вернувшихся из Оксфордов и Кембриджей. Но если со мной решат посоветоваться, я с удовольствием отвечу на все практические вопросы.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;