Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Филиппенко, который гуляет сам по себе

Татьяна НИКОЛЬСКАЯ
Фото Алексея ЛАДЫГИНА


Таким А.Филиппенко предстанет в роли Азазелло

Александру Филиппенко 2 сентября исполняется 60 лет, из них 40 он на сцене, вернее, на разных сценах. К своему юбилею Филиппенко поменял несколько театров, снялся в более чем 50 фильмах, создал свой театр, стал народным артистом России, получил Государственную премию за моноспектакль "Мертвые души". Завоевал огромную популярность и репутацию неуживчивого человека. Он многое успел, но есть уверенность, что многое он еще успеет сделать.

На сцене он действует, как гипнотизер, подчиняет зрителей, заставляя неотрывно следить за собой, прислушиваться к каждому слову, ловить взгляд, наблюдать за жестом. При этом в нем нет обволакивающего артистического обаяния. И голос его не назовешь красивым, в нем отсутствует тот бархат, который так действует на женщин. Ломкий, резкий, какого-то неподдающегося определению тембра, его голос тем не менее завораживает: и тогда, когда артист кричит на высоких, истеричных нотах, и когда шепчет чуть слышно. Его пластика тоже какая-то развинченная, если она и бывает мягкой, то это мягкость дикой кошки, всегда готовой к прыжку. Ритм артиста Филиппенко - это ритм джаза с его непредсказуемыми импровизациями. Представить, каким будет артист в той или иной роли, - дело гиблое. Разве можно было предположить, что он так сыграет Сатина в Табакерке? Или же после всех кинематографических злодеев воплотит добрейшего Макара Девушкина, одинокого сочинителя романтической истории любви, в спектакле "Фальбала". Да и каким будет булгаковский Азазелло в готовящемся сериале "Мастер и Маргарита" В.Бортко, тоже предугадать не дано. Это не значит, что Филиппенко, как и всякий артист, не оброс своими фирменными штампами. Но он всегда знает содержание образа, он конкретен и ясен, в его игре нет общих мест. Его краски не рождаются из собственной органики, он их сочиняет, придумывает. Филиппенко - из актеров-скульпторов, он лепит своих героев. Неслучайно его любимый режиссер - Роберт Стуруа. Вместе с ним он моделирует образы, придумывая изощренную форму, мастерски ее отшлифовывая. Он точно высказал концепцию режиссера о том, что зло в мире есть константа, сыграв в сатириконовском "Гамлете" Клавдия и Тень отца. В спектакле Роберта Стуруа "Шейлок" в Театре "Et Cetera", в точном соответствии с партитурой режиссера, Александр Филиппенко создал инфернальный образ купца Антонио, живущего в мире сладостных грез и придуманных образов.

Филиппенко - артист-труженик, он не терпит неряшливости и на сцене всегда появляется во всеоружии высочайшей техники, но при этом никогда не бывает пустым. Даже в небольшом эпизоде Филиппенко объемен, если он в кадре или на сцене, не заметить его нельзя. Сам актер жалуется, что в Вахтанговском театре он был на вторых ролях: "Бухарин при Ленине, Жданов при Сталине, Бекингем при Ричарде, Правая рука Степана Разина...", - а ему "хотелось сыграть что-нибудь из золотого репертуара", и поэтому он ушел из театра. Но, кажется, что на самом деле для него не должно быть важно - главную или второстепенную роль он играет. Филиппенко в своем фрагменте общего действа - всегда главный, он не бывает фоном для другого исполнителя, он сам по себе, он не умеет только подыгрывать. А причины, по которым он ушел из академического театра, возможно, в том, что Филиппенко - не вахтанговский актер. И хотя он окончил Щукинское училище, у него иная актерская природа. Слишком легко и просто было бы уложить его эксцентричность, ироничность и театральность в то, что называется "убегающей, лукавой и трудноуловимой вахтанговской традицией". Впрочем, Филиппенко ушел и из легендарной Таганки, причем тогда, когда театр был на пике своей популярности и расцвета, - в 1975 году. Он всегда уходит. В его биографии был драмкружок в Доме пионеров, как и приличествует биографии артиста. Но золотая медаль при окончании школы, а потом Физтех - факты, обычно артистам не свойственные. Физтех Филиппенко даже окончил. Как он сам говорит, из его элитного вуза вышли десять академиков, пятнадцать членов-корреспондентов и один народный артист. В те годы вся страна играла в КВН, и Александр Филиппенко выступал в команде своего умного института. Тогда его заметили и пригласили руководители гремевшего в Москве студенческого театра "Наш дом", где он и проработал до 1969 года, до его закрытия по идеологическим соображениям. Может быть, здесь и сформировался его неповторимый актерский почерк, неподвластный никаким определениям. Здесь, в "Нашем доме", с его идеей тотального театра, когда на язык сцены переводился любой литературный материал, даже самый трудный, непригодный для сцены. Но скорее всего его актерская родословная уводит дальше, к тем временам, когда лицедейство осуществлял единственный человек и звали его скоморох. Он - из этой породы. Так и видится, что ходит он по городам и селам с котомкой за спиной, где лежит только маленький коврик. Он расстилает его где-нибудь на городской площади, собирает толпу и рассказывает свои истории. И люди вокруг смеются, иногда плачут, но никогда не скучают. Собственно говоря, именно это он и делает сегодня, только не ходит пешком, а переезжает из одного города в другой с небольшим чемоданом. И расстилает свой "коврик" то в школе, то в конференц-зале Академии наук, то на сценах разных театров. И тогда никто не может с ним сравниться в свободе и лихости таланта, в хитром шутовстве и балагурстве, в удальстве и сноровке.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

ЗАНАВЕС

  • Нетрадиционный сбор
    Музыкальный театр открывает сезон в отсутствие главного балетмейстера, пропавшего два месяца назад

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;