Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрДиалог двух талантовКНИГИАлиса НИКОЛЬСКАЯ
Алла Демидова занимается сочинением книг весьма плодотворно. И нынешняя книга "Ахматовские зеркала", появившаяся благодаря усилиям издателя Александра Вайнштейна, - уже шестая по счету. Однако новая книга Демидовой занимательна не только ее порядковым номером, но и выбранным жанром и предметом для рассказа. На этот раз актриса отставила в сторону кино и театр и взялась за своего рода литературоведческое исследование. Многим памятен ее моноспектакль по ахматовской "Поэме без героя", сделанный совместно с Евгением Колобовым и его оркестром и сыгранный на сцене Новой Оперы. Ахматову Демидова читала не единожды. Ныне актриса собрала воедино собственные впечатления и попыталась расшифровать одно из самых мистических произведений поэта. Сама книга напоминает волшебную шкатулку: элегантная обложка в бирюзовых тонах, подарочная коробочка сверху. А внутри - россыпь слов, лиц и находок, действительно замечательных. Собственно текст Демидовой обрамляют две редакции "Поэмы без героя": в начале - вторая, в конце - первая. Обе редакции продолжаются подборками иллюстраций: здесь афиши, вывески и рисунки того времени; фотографические и портретные изображения самой Ахматовой; лица людей из ее окружения - друзей, возлюбленных, предполагаемых героев "Поэмы...". Наверное, в этой форме есть особенный смысл сродни той магической закольцованности судьбы, о которой по отношению к Ахматовой пишет Демидова. Актриса несколько раз оговаривает в тексте, что она не литературовед, поэтому к ее сочинению нужно относиться как к "работе над ролью". Хотя есть ощущение, что "Ахматовские зеркала" - нечто третье. Мудрый, подробный разговор о том времени (вернее, о тех временах - их три, с десятых до сороковых годов ХХ века), что скрывается за строками "Поэмы...", о личности самой Ахматовой и людей, пребывавших вокруг и оцененных с ее позиций. Необыкновенно сдержанное повествование, сквозь строки которого то и дело прорываются эмоции. Что за эмоции? Восторг от узнавания, от правильности догадок, от возможности говорить на эту тему; восторг, полный достоинства, ибо Демидову и Ахматову вполне можно воспринимать как равновеликих собеседниц. "Ахматовские зеркала" (заголовок - явная ассоциация и с зеркалами в Белом зале Фонтанного дома в Петербурге, где жила Ахматова, и с ее поэзией, где, как в зеркале, отражались времена и люди) - из тех книг, что требуют подробного чтения. Ибо в любой строчке - такое количество информации, что на бегу ее просто невозможно усвоить. Здесь аккуратно и бережно вскрывается каждое слово, эпиграф, дата, встречаемая в "Поэме...". И за загадочным именем или фразой проступают человек, его судьба и сплетение с судьбой Ахматовой. А персонажей там много: это и Вс.Мейерхольд, и А.Блок, и В.Иванов, и М.Кузмин, и О.Судейкина, и Т.Карсавина... Наверное, то, что Демидова говорит о "Поэме..." именно с актерской позиции, придает этому повествованию особенную образность (ведь в задачу актера входит не только озвучить, но и помочь увидеть то, о чем идет речь). В историю пережитых Ахматовой эпох и страстей аккуратно вплетаются мысли самой актрисы, маленькие истории, связанные с творчеством Ахматовой в ее актерской биографии. Магическое название оправдывает себя: в "Ахматовских зеркалах" видны не один, а два характера, два таланта. И вполне можно сказать, что эта книга - диалог. Сцены и улицы, времени и пространства, слова и голоса.
Алла Демидова. "Ахматовские зеркала". М.: Александр Вайнштейн, 2004. Также в рубрике: |