Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесПоле после разгромаБорьба за культурное наследие Ирака продолжается Беседу вел Оскар КУЗНЕЦОВ
Цитата из книги: "Если взять за отправную точку современный город Мосул, то прямо на его окраине, за широким и мутным Тигром, видны высокие глинобитные валы древней Ниневии". Для справки: Мосул - город на севере современного Ирака, а Ниневия была столицей огромной Ассирийской державы. Хилла в том же Ираке - это древний Вавилон, тот самый, где, согласно Библии, люди решились построить "башню высотою до небес". Дальше на юг - Эр-Насири, район, где лежат руины шумерских городов Урука и Убейда, основанных в V - IV тысячелетиях до н. э. Еще южнее - Ур, из которого в начале II тысячелетия до н. э. вышел библейский праотец Авраам... То есть вся территория нынешнего Ирака, где сегодня идет война (хотя вроде бы и объявлено об ее окончании), - это памятники великой и древней культуры. Именно об этих памятниках - о засыпанных глиной древних городах, о том, как они были открыты, об ученых и археологах и, конечно, об истории народов, населявших многие тысячелетия назад древнюю Месопотамию, - рассказывает выпущенная в нынешнем году книга доктора исторических наук, профессора, заведующего отделом теории и методики Института археологии Российской академии наук Валерия ГУЛЯЕВА "Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории". Книга, что называется, "толстая", с массой интереснейших иллюстраций, написана не "научным", а просто хорошим русским языком. И только в самом конце ее есть небольшая глава, добавленная, очевидно, перед самым выходом в свет: "Разгром культурного наследия Ирака".
- Признаюсь, Валерий Иванович: поводом для нашей встречи послужила именно эта последняя глава - для газеты "Культура" такое сообщение небезразлично. И все же, чтобы понять, что именно теряет мировое сообщество из-за войны в Ираке, стоит, наверное, для начала чуть просветить наших читателей. Согласитесь, о значении памятников Древнего Египта, например, знают едва ли не все, а о цивилизациях Месопотамии - очень немногие. Вот и издательство, выпустившее вашу книгу, тоже "постеснялось" - тираж ее всего 1000 экземпляров. Скажите, это некая историческая несправедливость, недостаток информации или в какой-то мере отражение реального положения вещей? - Причин, скорее всего, несколько. Во-первых, в Египте все основные сооружения сделаны из камня и они прекрасно сохранились. Когда любой турист, даже самый непросвещенный, видит своими глазами гигантские пирамиды в Гизе или величественные храмы Фив - это, конечно, потрясает. Во-вторых, египетская цивилизация связана с культом мертвых. Отсюда и грандиозные гробницы, и надписи, и высокая техника мумифицирования. Но отсюда же и бесчисленное количество легенд и слухов о каких-то чудесах, о паранормальных явлениях. Понятно, что о них пишут книги, снимают фильмы, а это, как вы понимаете, тоже сильно подогревает интерес. Но я считаю, что вклад народов Месопотамии в нашу культуру сильно недооценен, потому хотя бы, что основные параметры земледелия, скотоводства, домостроительства, да и собственно город как важнейшее явление в экономической, политической и культурной жизни древнего общества, - все это появилось здесь раньше, чем в других местах.
- Даже раньше, чем в Египте?
- Как ни странно, в Египте больше месопотамского, чем египетского в Месопотамии, и вопрос о приоритетах еще далеко не решен. Но вот, например, письменность. Шумерскую клинопись заимствовал весь Восток, в то время как египетскую иероглифику не заимствовал никто. Позже, во II тысячелетии до н. э., в Угарите, на побережье Средиземного моря, количество знаков клинописи сократили и именно из угаритской письменности финикийцы сделали алфавитное письмо. Его отчасти заимствовали греки, а следом за ними и весь цивилизованный мир... Или возьмем астрономию. Мы привыкли, что в году 12 месяцев, что в неделе 7 дней, что день делится на 24 часа, час - на 60 минут, и очень редко задумываемся, откуда взялись эти странные цифры, - ведь гораздо проще, казалось бы, пользоваться привычным сегодня десятеричным исчислением. Но и окружность мы делим не на 100 градусов, а именно на 360! Так вот, основы астрономии заложили шумеры. Они же земледельцы, и им нужно было правильно ориентироваться: когда начинать сев, когда собирать урожай и так далее. Сначала эти наблюдения передавались в устной традиции, потом, когда появилась клинопись, возникли первые астрономические таблички. Через много веков, в древнем Вавилоне, научились предсказывать солнечные и лунные затмения... Кроме того, астрономия в Месопотамии была тесно связана с астрологией, многие события и их причины жрецы объясняли влиянием планет - так что любители предсказаний должны быть благодарны древним шумерам хотя бы за то, что именно они придумали названия практически всех знаков зодиака. Или взгляните на историю земледелия. Где-то на стыке VIII - VII тысячелетий до н. э., сначала в горных и предгорных зонах, близких этому региону, уже выращивали урожаи пшеницы, ячменя, проса. Примерно в IX - VIII тысячелетиях до н. э. были приручены дикие предки домашних коз и овец, а к VII тысячелетию до н. э. - и крупный рогатый скот...
- Вы ведь и сами занимались археологическими раскопками в Ираке, своими глазами видели древние руины... - Там, где кончается предгорье и начинается Месопотамская равнина, на берегу ущелья горной реки мы раскапывали город VIII тысячелетия до н. э.: огромные, по 100 с лишним квадратных метров, дома на каменном фундаменте, окруженные каменной стеной с воротами и надвратной башней. Такие протогорода - а теперь известно уже с десяток подобных поселений - показывают, что, когда человек стал заниматься земледелием и скотоводством, это привело его к относительному достатку, а значит, и к возможности тратить время не только на то, чтобы добыть кусок хлеба. Появились мастера, появились жрецы и, главное, оставалось время для размышлений о жизни...
- То есть появились люди свободных профессий?.. - Вряд ли их так называли, но шумерское общество было образованным даже по нашим меркам - там, например, были школы: сохранились клинописные таблички с каким-то подобием диктантов, арифметическими задачами, учебными текстами... А шумерская литература, которая родилась на базе мифологии, уже в III тысячелетии до н. э. достигла очень больших высот. В эпосе о Гильгамеше ставятся такие серьезные общечеловеческие вопросы, которые волнуют людей до сих пор, - проблемы жизни и смерти, проблемы дружбы, любви, верности. В мифе об Инанне - это шумерская богиня любви и войны (в Вавилоне ее называли Иштар) - есть замечательные страницы древней лирики. В другом мифе - о ее приключениях в царстве мертвых, есть и река, через которую должны переправиться умершие, и перевозчик через эту реку...
- Предшественники и Стикса, и Харона?.. То есть легенды и мифы многих народов пришли к нам из Месопотамии? - В Библии есть рассказ о всемирном потопе. Но давно уже расшифрованы клинописные таблички с гораздо более древними версиями этой красивой истории, которые восходят к шумерским или еще более древним временам. И есть предположение, что когда с Персидского залива дул южный ветер и гнал морские волны в устья Тигра и Евфрата да если это явление совпадало еще и с весенним паводком, то воде некуда было уходить, и она разливалась по совершенно плоской Месопотамской равнине, поднимаясь при этом на много метров. Что это, как не действительно Всемирный потоп!.. Людям, которые сошли с гор, нужно было как-то адаптироваться к сложнейшим условиям Месопотамии - непредсказуемым наводнениям, долгому и знойному лету... Если не хватает дождей, значит, нужна ирригация, до которой, понятно, надо сначала додуматься, изобрести соответствующие орудия... И вот примерно в VI тысячелетии до н. э. люди научились строить каналы, плотины, дамбы и стали получать великолепные даже по современным меркам урожаи. Древнейшие поселения на месте будущих городов Эреду, Урука возникли как раз в это время. Здесь же возникли первые города-государства, где люди научились строить великолепные дворцы, величественные ступенчатые храмы - так называемые зиккураты, стали блестяще отделывать внутренние покои - почитайте хотя бы библейские описания или описания античных авторов, которые застали еще это великолепие.
- И все же отчего это было так надолго забыто? - Дело в том, что и дворцы, и храмы, и скромные крестьянские хижины в Месопотамии строили из глиняных блоков. То есть из высушенного на солнце сырцового кирпича. Видели когда-нибудь на юге России или на Украине глинобитные мазанки? Если такую мазанку не ремонтировать - не подмазывать стены и не заделывать щели хотя бы каждые 20 лет, она развалится. А над городами древней Месопотамии этих лет пролетели тысячи, и древние города осыпались, превратились в глиняные холмы... Не уцелела даже знаменитая Вавилонская башня, хотя была одним из самых грандиозных сооружений древности! Из всех подобных сооружений сохранился только зиккурат в Уре, но ему просто сказочно повезло. Он был построен на берегу Евфрата в честь бога Луны где-то на рубеже IV - III тысячелетий до н. э., и в течение всего III тысячелетия до н. э., когда Ур то возвышался, то падал под натиском городов-соперников, вместе с ним разваливался и снова возрождался этот зиккурат. В конце тысячелетия третья династия правителей Ура подчинила себе всю Месопотамию, и один из ее правителей, Ур-Намму, этот зиккурат реставрировал и укрепил. Через несколько столетий царство Шумера и Аккада исчезло, зиккурату опять грозила печальная участь, но его спас Хаммурапи, царь Вавилона. И, наконец, уже в VI веке до н. э. - больше чем через тысячу лет после Хаммурапи! - Навуходоносор, царь Вавилона, опять приказал его отстроить заново... И когда в 1922 году в Уре появился английский археолог Леонард Вулли, он увидел, что хотя верхний ярус зиккурата уничтожен, в целом его можно восстановить. Вулли занимался раскопками в Уре 12 лет - это героический труд. И он, в который уже раз за тысячелетия, снова возродил этот памятник.
- Леонард Вулли все-таки почти наш современник, но царь Навуходоносор в качестве реставратора памятников древности... - В истории Месопотамии встречались удивительные правители. Тот же Навуходоносор, например, несмотря на все, что о нем говорит Библия, был очень культурным человеком. Когда немецкий археолог Роберт Кольдевей раскапывал древний Вавилон, он с удивлением обнаружил в одном из дворцов несколько помещений, где лежали вещи явно более древние. Причем было ясно, что они там собраны специально, - то есть, говоря по-современному, во дворце Навуходоносора был самый настоящий музей! А благодаря царю ассирийцев Ашшурбанипалу, который собрал огромную библиотеку из древних даже для него клинописных табличек, мы смогли познакомиться со сказаниями о потопе, о Гильгамеше, с записями храмовых гимнов и ритуалов и даже с текстами древних рецептов и заклинаний...
- То есть на протяжении пяти тысяч лет кто-то создавал выдающиеся памятники культуры, а потом кто-то приходил и разрушал их... "Так было, и так будет"? - Знаете, что окончательно погубило древнюю месопотамскую цивилизацию? В XIII веке по этой равнине прошли татаромонгольские орды - разрушили города, увели людей и, главное, сокрушили всю систему местной власти. А это привело к тому, что оказалась нарушенной и система управления ирригацией. Каналы стали зарастать, и большая часть страны превратилась в гигантскую лессовую пустыню. Так вот именно из-за того, что война в Ираке разрушила какие-то связи в управлении, в том числе и культурным наследием, памятники Ирака подвергаются сейчас очень серьезной опасности. Вы правы, варвары были всегда. Когда мидийцы и скифы громили Ассирию, они именно варварски разграбили гробницы Нимруда и Ниневии. Но в конце 80-х годов прошлого века под полом одного из дворцовых зданий обнаружились неразграбленные гробницы ассирийских цариц, где было огромное количество украшений из золота, серебра и драгоценных камней - 22,5 килограмма! Их поместили в Иракский музей в Багдаде, и в первые же дни после того, как американцы взяли Багдад, эти драгоценности пропали! Потом, правда, нашлись - оказалось, что служители музея сумели их спрятать. Но о многих других вещах, которые там хранились, до сих пор ничего не известно. Например, я много раз видел коллекции из царского некрополя Ура, - там были ладьи из серебра, золотой, в виде парика, шлем царя Мескаламдуга, кинжалы из золота, серебряные и золотые сосуды, украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, ожерелья в 20 - 30 рядов... И эти совершенно уникальные произведения древнего искусства бесследно исчезли. Где они всплывут?.. Публично их показывать нельзя ни одному коллекционеру, но мы знаем, как это бывает: человек тайно приобретает какой-то шедевр, а потом, как скупой рыцарь, любуется им в гордом одиночестве. В крайнем случае, показывает близким друзьям и родственникам. Но ни широкая публика, ни, что очень важно, люди науки больше его не увидят. С тех пор как появился независимый Ирак, все, что было найдено на его территории, свозилось в главный музей - по иракским законам все находки иностранных экспедиций должны были оставаться на территории страны.
- Но это, по-моему, правильно! - Конечно, правильно. Нам, представителям еще Советского Союза, все же разрешалось вывозить из страны какие-то экспонаты - на время, для обработки. Но ученые других стран должны были после экспедиции сидеть в Багдаде, - а это чаще всего летом, в самую жару, - и обрабатывать материал. Все эти сокровища, которые ученые и археологи множества экспедиций собрали за почти сто лет, - чудесные ассирийские изваяния и статуи, прекрасная керамика ранних земледельцев, изделия из терракоты - хранились в Иракском музее Багдада. И большинство из них исчезло. Понятно, что, скажем, крылатого быка особенно не унесешь, но клинописные таблички, украшения и другие мелкие вещи пропали бесследно. Больше того, выясняется, что делалось это, как говорят, "по наводке". Инвентарная книга музея - это несколько томов в кожаных переплетах с медными застежками - существовала в одном экземпляре. И она сгорела в тот же день, как американцы вошли в Багдад! По музею ходили группы, которые четко знали, где искать и что именно искать. Бронированные двери они прожигали из гранатометов и забирали то, что им было заказано. Им даже платили какую-то мзду - не то 5, не то 10 долларов за экспонат. А в Ираке сейчас на 1 доллар можно прожить, наверное, неделю, потому что за него дают 10 тысяч иракских динаров. Расхищено большинство коллекций и прекрасного археологического музея города Мосула, на севере Ирака, в том числе, вероятно, и материалы двенадцатилетних раскопок российских археологов в Синжарской долине... Не понимаю, нарочно, что ли, американцы целую неделю не ставили охрану к музеям и другим культурным учреждениям?
- Но ведь ученые многих американских университетов, которые ведут большие исследования по культуре древней Месопотамии, протестовали, устраивали демонстрации... - Как раз в конце марта 2003 года я был в научной командировке в Гарварде и наблюдал воочию и по телевидению многочисленные манифестации и митинги преподавателей и студентов Бостона и Кембриджа против военного конфликта. Тем более что Соединенные Штаты подписали Гаагскую конвенцию "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта"... Но дело в том, что месопотамские древности широко не распространялись из-за того, что в странах, где их находили, были очень жесткие законы. А в Америке есть организация коллекционеров древностей и кураторов музеев - "Американский совет по культурной политике в Нью-Йорке", который формирует коллекции частных музеев. Не менее влиятельная организация - Национальная ассоциация торговцев древним, средневековым, восточным и первобытным искусством США. У них очень сильное лобби во многих государственных структурах. И вот именно представители этих организаций стали говорить, что они поддержат "здравомыслящую пост-саддамовскую администрацию, занимающуюся вопросами культуры", если она разрешит продажу за рубеж "некоторых предметов древности"! И немедленно в средствах массовой информации стали появляться репортажи о том, что грабят не только музеи. Недавно я получил американский журнал "Археология", в котором опубликованы фотографии группы феллахов, которые где-то в районе Вавилона раскапывают памятник. И цены уже известны: табличка с хорошим клинописным текстом стоит 10 тысяч долларов, какая-нибудь терракотовая статуэтка - тысячу или две тысячи... Представляете, если за один доллар можно неделю кормить семью, то такие цены - это же целое состояние для людей, у которых нет работы.
- Еще год назад государственный секретарь США Колин Пауэлл сказал, что США обещают помочь Ираку "вернуть все, что было украдено, и восстановить все, что было разрушено". Вы думаете, это обещание будет выполнено? - Не знаю, не знаю... С одной стороны, есть множество людей, которым, безусловно, дорого все, что связано с историческим и культурным наследием человечества. С другой стороны - деньги, власть, алчность. И только время покажет, какая из двух линий в борьбе за это драгоценное наследие одержит победу. Также в рубрике:
|