Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Поле после разгрома

Борьба за культурное наследие Ирака продолжается

Беседу вел Оскар КУЗНЕЦОВ


В.Гуляев

Цитата из книги: "Если взять за отправную точку современный город Мосул, то прямо на его окраине, за широким и мутным Тигром, видны высокие глинобитные валы древней Ниневии". Для справки: Мосул - город на севере современного Ирака, а Ниневия была столицей огромной Ассирийской державы. Хилла в том же Ираке - это древний Вавилон, тот самый, где, согласно Библии, люди решились построить "башню высотою до небес". Дальше на юг - Эр-Насири, район, где лежат руины шумерских городов Урука и Убейда, основанных в V - IV тысячелетиях до н. э. Еще южнее - Ур, из которого в начале II тысячелетия до н. э. вышел библейский праотец Авраам... То есть вся территория нынешнего Ирака, где сегодня идет война (хотя вроде бы и объявлено об ее окончании), - это памятники великой и древней культуры. Именно об этих памятниках - о засыпанных глиной древних городах, о том, как они были открыты, об ученых и археологах и, конечно, об истории народов, населявших многие тысячелетия назад древнюю Месопотамию, - рассказывает выпущенная в нынешнем году книга доктора исторических наук, профессора, заведующего отделом теории и методики Института археологии Российской академии наук Валерия ГУЛЯЕВА "Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории". Книга, что называется, "толстая", с массой интереснейших иллюстраций, написана не "научным", а просто хорошим русским языком. И только в самом конце ее есть небольшая глава, добавленная, очевидно, перед самым выходом в свет: "Разгром культурного наследия Ирака".

Саргон II (голова монарха). Вторая половина III в. до н. э. (Иракский музей. Багдад).

- Признаюсь, Валерий Иванович: поводом для нашей встречи послужила именно эта последняя глава - для газеты "Культура" такое сообщение небезразлично. И все же, чтобы понять, что именно теряет мировое сообщество из-за войны в Ираке, стоит, наверное, для начала чуть просветить наших читателей. Согласитесь, о значении памятников Древнего Египта, например, знают едва ли не все, а о цивилизациях Месопотамии - очень немногие. Вот и издательство, выпустившее вашу книгу, тоже "постеснялось" - тираж ее всего 1000 экземпляров. Скажите, это некая историческая несправедливость, недостаток информации или в какой-то мере отражение реального положения вещей?

- Причин, скорее всего, несколько. Во-первых, в Египте все основные сооружения сделаны из камня и они прекрасно сохранились. Когда любой турист, даже самый непросвещенный, видит своими глазами гигантские пирамиды в Гизе или величественные храмы Фив - это, конечно, потрясает. Во-вторых, египетская цивилизация связана с культом мертвых. Отсюда и грандиозные гробницы, и надписи, и высокая техника мумифицирования. Но отсюда же и бесчисленное количество легенд и слухов о каких-то чудесах, о паранормальных явлениях. Понятно, что о них пишут книги, снимают фильмы, а это, как вы понимаете, тоже сильно подогревает интерес. Но я считаю, что вклад народов Месопотамии в нашу культуру сильно недооценен, потому хотя бы, что основные параметры земледелия, скотоводства, домостроительства, да и собственно город как важнейшее явление в экономической, политической и культурной жизни древнего общества, - все это появилось здесь раньше, чем в других местах.

    

- Даже раньше, чем в Египте?

Голова быка из гробницы Ура. III в. до н. э. (Иракский музей. Багдад).

- Как ни странно, в Египте больше месопотамского, чем египетского в Месопотамии, и вопрос о приоритетах еще далеко не решен. Но вот, например, письменность. Шумерскую клинопись заимствовал весь Восток, в то время как египетскую иероглифику не заимствовал никто. Позже, во II тысячелетии до н. э., в Угарите, на побережье Средиземного моря, количество знаков клинописи сократили и именно из угаритской письменности финикийцы сделали алфавитное письмо. Его отчасти заимствовали греки, а следом за ними и весь цивилизованный мир... Или возьмем астрономию. Мы привыкли, что в году 12 месяцев, что в неделе 7 дней, что день делится на 24 часа, час - на 60 минут, и очень редко задумываемся, откуда взялись эти странные цифры, - ведь гораздо проще, казалось бы, пользоваться привычным сегодня десятеричным исчислением. Но и окружность мы делим не на 100 градусов, а именно на 360! Так вот, основы астрономии заложили шумеры. Они же земледельцы, и им нужно было правильно ориентироваться: когда начинать сев, когда собирать урожай и так далее. Сначала эти наблюдения передавались в устной традиции, потом, когда появилась клинопись, возникли первые астрономические таблички. Через много веков, в древнем Вавилоне, научились предсказывать солнечные и лунные затмения... Кроме того, астрономия в Месопотамии была тесно связана с астрологией, многие события и их причины жрецы объясняли влиянием планет - так что любители предсказаний должны быть благодарны древним шумерам хотя бы за то, что именно они придумали названия практически всех знаков зодиака. Или взгляните на историю земледелия. Где-то на стыке VIII - VII тысячелетий до н. э., сначала в горных и предгорных зонах, близких этому региону, уже выращивали урожаи пшеницы, ячменя, проса. Примерно в IX - VIII тысячелетиях до н. э. были приручены дикие предки домашних коз и овец, а к VII тысячелетию до н. э. - и крупный рогатый скот...

    

- Вы ведь и сами занимались археологическими раскопками в Ираке, своими глазами видели древние руины...

- Там, где кончается предгорье и начинается Месопотамская равнина, на берегу ущелья горной реки мы раскапывали город VIII тысячелетия до н. э.: огромные, по 100 с лишним квадратных метров, дома на каменном фундаменте, окруженные каменной стеной с воротами и надвратной башней. Такие протогорода - а теперь известно уже с десяток подобных поселений - показывают, что, когда человек стал заниматься земледелием и скотоводством, это привело его к относительному достатку, а значит, и к возможности тратить время не только на то, чтобы добыть кусок хлеба. Появились мастера, появились жрецы и, главное, оставалось время для размышлений о жизни...

    

- То есть появились люди свободных профессий?..

- Вряд ли их так называли, но шумерское общество было образованным даже по нашим меркам - там, например, были школы: сохранились клинописные таблички с каким-то подобием диктантов, арифметическими задачами, учебными текстами... А шумерская литература, которая родилась на базе мифологии, уже в III тысячелетии до н. э. достигла очень больших высот. В эпосе о Гильгамеше ставятся такие серьезные общечеловеческие вопросы, которые волнуют людей до сих пор, - проблемы жизни и смерти, проблемы дружбы, любви, верности. В мифе об Инанне - это шумерская богиня любви и войны (в Вавилоне ее называли Иштар) - есть замечательные страницы древней лирики.

В другом мифе - о ее приключениях в царстве мертвых, есть и река, через которую должны переправиться умершие, и перевозчик через эту реку...

    

- Предшественники и Стикса, и Харона?.. То есть легенды и мифы многих народов пришли к нам из Месопотамии?

- В Библии есть рассказ о всемирном потопе. Но давно уже расшифрованы клинописные таблички с гораздо более древними версиями этой красивой истории, которые восходят к шумерским или еще более древним временам. И есть предположение, что когда с Персидского залива дул южный ветер и гнал морские волны в устья Тигра и Евфрата да если это явление совпадало еще и с весенним паводком, то воде некуда было уходить, и она разливалась по совершенно плоской Месопотамской равнине, поднимаясь при этом на много метров. Что это, как не действительно Всемирный потоп!..

Людям, которые сошли с гор, нужно было как-то адаптироваться к сложнейшим условиям Месопотамии - непредсказуемым наводнениям, долгому и знойному лету... Если не хватает дождей, значит, нужна ирригация, до которой, понятно, надо сначала додуматься, изобрести соответствующие орудия... И вот примерно в VI тысячелетии до н. э. люди научились строить каналы, плотины, дамбы и стали получать великолепные даже по современным меркам урожаи. Древнейшие поселения на месте будущих городов Эреду, Урука возникли как раз в это время. Здесь же возникли первые города-государства, где люди научились строить великолепные дворцы, величественные ступенчатые храмы - так называемые зиккураты, стали блестяще отделывать внутренние покои - почитайте хотя бы библейские описания или описания античных авторов, которые застали еще это великолепие.

    

- И все же отчего это было так надолго забыто?

- Дело в том, что и дворцы, и храмы, и скромные крестьянские хижины в Месопотамии строили из глиняных блоков. То есть из высушенного на солнце сырцового кирпича. Видели когда-нибудь на юге России или на Украине глинобитные мазанки? Если такую мазанку не ремонтировать - не подмазывать стены и не заделывать щели хотя бы каждые 20 лет, она развалится. А над городами древней Месопотамии этих лет пролетели тысячи, и древние города осыпались, превратились в глиняные холмы... Не уцелела даже знаменитая Вавилонская башня, хотя была одним из самых грандиозных сооружений древности! Из всех подобных сооружений сохранился только зиккурат в Уре, но ему просто сказочно повезло. Он был построен на берегу Евфрата в честь бога Луны где-то на рубеже IV - III тысячелетий до н. э., и в течение всего III тысячелетия до

н. э., когда Ур то возвышался, то падал под натиском городов-соперников, вместе с ним разваливался и снова возрождался этот зиккурат. В конце тысячелетия третья династия правителей Ура подчинила себе всю Месопотамию, и один из ее правителей, Ур-Намму, этот зиккурат реставрировал и укрепил. Через несколько столетий царство Шумера и Аккада исчезло, зиккурату опять грозила печальная участь, но его спас Хаммурапи, царь Вавилона. И, наконец, уже в VI веке до н. э. - больше чем через тысячу лет после Хаммурапи! - Навуходоносор, царь Вавилона, опять приказал его отстроить заново... И когда в 1922 году в Уре появился английский археолог Леонард Вулли, он увидел, что хотя верхний ярус зиккурата уничтожен, в целом его можно восстановить. Вулли занимался раскопками в Уре 12 лет - это героический труд. И он, в который уже раз за тысячелетия, снова возродил этот памятник.

    

- Леонард Вулли все-таки почти наш современник, но царь Навуходоносор в качестве реставратора памятников древности...

- В истории Месопотамии встречались удивительные правители. Тот же Навуходоносор, например, несмотря на все, что о нем говорит Библия, был очень культурным человеком. Когда немецкий археолог Роберт Кольдевей раскапывал древний Вавилон, он с удивлением обнаружил в одном из дворцов несколько помещений, где лежали вещи явно более древние. Причем было ясно, что они там собраны специально, - то есть, говоря по-современному, во дворце Навуходоносора был самый настоящий музей! А благодаря царю ассирийцев Ашшурбанипалу, который собрал огромную библиотеку из древних даже для него клинописных табличек, мы смогли познакомиться со сказаниями о потопе, о Гильгамеше, с записями храмовых гимнов и ритуалов и даже с текстами древних рецептов и заклинаний...

    

- То есть на протяжении пяти тысяч лет кто-то создавал выдающиеся памятники культуры, а потом кто-то приходил и разрушал их... "Так было, и так будет"?

- Знаете, что окончательно погубило древнюю месопотамскую цивилизацию? В XIII веке по этой равнине прошли татаромонгольские орды - разрушили города, увели людей и, главное, сокрушили всю систему местной власти. А это привело к тому, что оказалась нарушенной и система управления ирригацией. Каналы стали зарастать, и большая часть страны превратилась в гигантскую лессовую пустыню. Так вот именно из-за того, что война в Ираке разрушила какие-то связи в управлении, в том числе и культурным наследием, памятники Ирака подвергаются сейчас очень серьезной опасности. Вы правы, варвары были всегда. Когда мидийцы и скифы громили Ассирию, они именно варварски разграбили гробницы Нимруда и Ниневии. Но в конце 80-х годов прошлого века под полом одного из дворцовых зданий обнаружились неразграбленные гробницы ассирийских цариц, где было огромное количество украшений из золота, серебра и драгоценных камней - 22,5 килограмма! Их поместили в Иракский музей в Багдаде, и в первые же дни после того, как американцы взяли Багдад, эти драгоценности пропали! Потом, правда, нашлись - оказалось, что служители музея сумели их спрятать. Но о многих других вещах, которые там хранились, до сих пор ничего не известно. Например, я много раз видел коллекции из царского некрополя Ура, - там были ладьи из серебра, золотой, в виде парика, шлем царя Мескаламдуга, кинжалы из золота, серебряные и золотые сосуды, украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, ожерелья в 20 - 30 рядов... И эти совершенно уникальные произведения древнего искусства бесследно исчезли. Где они всплывут?.. Публично их показывать нельзя ни одному коллекционеру, но мы знаем, как это бывает: человек тайно приобретает какой-то шедевр, а потом, как скупой рыцарь, любуется им в гордом одиночестве. В крайнем случае, показывает близким друзьям и родственникам. Но ни широкая публика, ни, что очень важно, люди науки больше его не увидят. С тех пор как появился независимый Ирак, все, что было найдено на его территории, свозилось в главный музей - по иракским законам все находки иностранных экспедиций должны были оставаться на территории страны.

    

- Но это, по-моему, правильно!

- Конечно, правильно. Нам, представителям еще Советского Союза, все же разрешалось вывозить из страны какие-то экспонаты - на время, для обработки. Но ученые других стран должны были после экспедиции сидеть в Багдаде, - а это чаще всего летом, в самую жару, - и обрабатывать материал. Все эти сокровища, которые ученые и археологи множества экспедиций собрали за почти сто лет, - чудесные ассирийские изваяния и статуи, прекрасная керамика ранних земледельцев, изделия из терракоты - хранились в Иракском музее Багдада. И большинство из них исчезло. Понятно, что, скажем, крылатого быка особенно не унесешь, но клинописные таблички, украшения и другие мелкие вещи пропали бесследно. Больше того, выясняется, что делалось это, как говорят, "по наводке". Инвентарная книга музея - это несколько томов в кожаных переплетах с медными застежками - существовала в одном экземпляре. И она сгорела в тот же день, как американцы вошли в Багдад! По музею ходили группы, которые четко знали, где искать и что именно искать. Бронированные двери они прожигали из гранатометов и забирали то, что им было заказано. Им даже платили какую-то мзду - не то 5, не то 10 долларов за экспонат. А в Ираке сейчас на 1 доллар можно прожить, наверное, неделю, потому что за него дают 10 тысяч иракских динаров. Расхищено большинство коллекций и прекрасного археологического музея города Мосула, на севере Ирака, в том числе, вероятно, и материалы двенадцатилетних раскопок российских археологов в Синжарской долине... Не понимаю, нарочно, что ли, американцы целую неделю не ставили охрану к музеям и другим культурным учреждениям?

    

- Но ведь ученые многих американских университетов, которые ведут большие исследования по культуре древней Месопотамии, протестовали, устраивали демонстрации...

- Как раз в конце марта 2003 года я был в научной командировке в Гарварде и наблюдал воочию и по телевидению многочисленные манифестации и митинги преподавателей и студентов Бостона и Кембриджа против военного конфликта. Тем более что Соединенные Штаты подписали Гаагскую конвенцию "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта"... Но дело в том, что месопотамские древности широко не распространялись из-за того, что в странах, где их находили, были очень жесткие законы. А в Америке есть организация коллекционеров древностей и кураторов музеев - "Американский совет по культурной политике в Нью-Йорке", который формирует коллекции частных музеев. Не менее влиятельная организация - Национальная ассоциация торговцев древним, средневековым, восточным и первобытным искусством США. У них очень сильное лобби во многих государственных структурах. И вот именно представители этих организаций стали говорить, что они поддержат "здравомыслящую пост-саддамовскую администрацию, занимающуюся вопросами культуры", если она разрешит продажу за рубеж "некоторых предметов древности"! И немедленно в средствах массовой информации стали появляться репортажи о том, что грабят не только музеи. Недавно я получил американский журнал "Археология", в котором опубликованы фотографии группы феллахов, которые где-то в районе Вавилона раскапывают памятник. И цены уже известны: табличка с хорошим клинописным текстом стоит 10 тысяч долларов, какая-нибудь терракотовая статуэтка - тысячу или две тысячи... Представляете, если за один доллар можно неделю кормить семью, то такие цены - это же целое состояние для людей, у которых нет работы.

    

- Еще год назад государственный секретарь США Колин Пауэлл сказал, что США обещают помочь Ираку "вернуть все, что было украдено, и восстановить все, что было разрушено". Вы думаете, это обещание будет выполнено?

- Не знаю, не знаю... С одной стороны, есть множество людей, которым, безусловно, дорого все, что связано с историческим и культурным наследием человечества. С другой стороны - деньги, власть, алчность. И только время покажет, какая из двух линий в борьбе за это драгоценное наследие одержит победу.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;