Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Легкая розовая дымка

Выставка Яна Раухвергера в Третьяковке

Йосси ТАВОР
Иерусалим


Я.Раухвергер. "У окна"

Когда-то, в далекой московской юности, выставка в Третьяковской галерее была для Яна Раухвергера призрачной мечтой. Вряд ли он мог представить себе тогда, что приедет в Москву признанным израильским художником, сразу после персональной выставки в Музее Израиля в Иерусалиме. И хотя его работы выставлялись в престижных галереях и музеях Нью-Йорка, Парижа, Бельгии, Германии, Голландии, выставка в Третьяковке, которая открылась 1 сентября, это не просто "еще одна выставка". И он, естественно, волнуется.

Детство Яна прошло в Киеве, куда вернулись из эвакуации его родители. Отец, профессиональный художник, обратил внимание на появляющиеся каждый день новые рисунки сына - и в 12 лет мальчик был определен в художественную школу. Во время службы в армии он продолжал рисовать. Об этом периоде напоминают два-три групповых портрета солдат, сохранившиеся по сегодняшний день, при взгляде на которые становится ясно, почему он хотел учиться у Дейнеки. Увы, пока Ян служил, Дейнеки не стало, а Суриковский институт без него уже не привлекал. Но в Киеве тоже не у кого было учиться, и Ян Раухвергер поступает в Московский полиграфический институт, где властвовала так называемая школа Фаворского.

"Учиться я пошел в основном, чтобы получить диплом, для родителей. Там можно было научиться графике и дизайну, рисунок и живопись не были сильной стороной нашего института, а меня интересовали именно они".

В 1965 году произошла знаменательная для всего дальнейшего творческого пути Яна встреча с Владимиром Вейсбергом, одним из талантливейших художников шестидесятых годов.

"До случайного посещения его мастерской я мало что знал о нем самом и не видел его работ. Но уже первое впечатление от его картин было радостным и ошеломляющим: я почувствовал в них поразительную профессиональную и художественную правду. Я сразу сказал, что хочу у него учиться. Однако Вейсберг был художником, так сказать, полуофициальным, нигде не преподавал. Два года я носил ему свои работы. Лишь после этого он поверил мне как художнику, поверил в мою творческую искренность".

Неудивительно, что Ян Раухвергер признан одним из самых ярких представителей школы Вейсберга. Даже живя в Израиле, будучи уже признанным мастером, он продолжал посылать Вейсбергу свои работы и с нетерпением ждал его критики. Так продолжалось до самой смерти Вейсберга в 1985 году. Ян признается, что и сегодня он ведет внутренний диалог со своим учителем. Кстати, и решение Яна уехать в Израиль было принято вместе с Вейсбергом.

"Я чувствовал, что не смогу развиться как художник в Советском Союзе. А по характеру я не борец, не выйду на площадь, на баррикады. Да и Вейсберг предостерегал меня против этого. "Самое суровое и требовательное дело - быть художником", - говорил он. В то же время я был переполнен знаниями, впечатлениями, и мне нужен был своего рода необитаемый остров, чтобы многое осознать в себе, от многого отказаться, выйти на уже осознанно выбранный, собственный путь".

Израиль как нельзя более подходил для этой цели. Здесь была культура, о которой художник имел весьма смутное представление, да и то по нескольким художественным открыткам, здесь никто не знал и его. Можно было начинать с самого начала.

Он приехал в Израиль в 1973 году в числе тех, кто долгие годы мечтал о репатриации. При выходе из аэропорта многие обратили внимание, что его лицо залито слезами, и, естественно, приписали это проявлению сионистских эмоций. Объяснение было куда более прозаичным и физиологическим: это был шок от яркого солнца и новых световых ощущений. Именно поэтому первое время он писал только в ранние утренние часы.

"Я искал привычный мне мягкий, европейский свет, с которым мог бы работать. Мне казалось, что и тень в Израиле полна света, особенно у моря. В Израиле очень высокие облака, и всегда присутствует некая легкая, немножко розовая, дымка. Постепенно я начал находить себя и в коротких экспрессивных работах, которые писал за час, и в продолжительных. Это как разница между коротким рассказом и романом. Каждому хочется написать роман. Но со временем я понял, что после 36 часов работы конструкция у меня распадается и надо начинать сначала".

В 1974 году Ян Раухвергер начал преподавать в Художественном институте в Тель-Авиве, затем - в академии в Иерусалиме. В это же время он сближается со многими известными израильскими художниками старшего поколения: Иосифом Зарицким, Авигдором Стемацким, Леей Никель, изумительный черно-белый портрет которой висит у него в студии. Уже в 1975 году в Музее Израиля в Иерусалиме, а затем в 1979-м в Тель-Авивском музее он организует выставки работ Владимира Вейсберга, которые хорошо запомнились профессионалам. Сам Вейсберг на выставки не приезжал. И первая выставка работ Яна Раухвергера прошла все в том же 1975 году, где одна из его картин была сразу же приобретена Музеем Израиля в Иерусалиме.

И все же, несмотря на выставки в Израиле и за границей, преподавание в Тель-Авиве и Иерусалиме, Ян Раухвергер был убежден, что его признали только "старики", а молодое поколение израильских художников его не знает. Лишь в начале 80-х, после одной из его больших выставок, когда известный израильский художник и критик Рафи Лави написал восторженную статью, из которой следовало, что он все эти годы внимательно следил за творчеством талантливого художника, Ян признал, что ошибался. Можно понять его сомнения в свете его собственного определения своей принадлежности.

"Я - израильский художник, воспитанник европейской культуры, где русская культура имеет огромный вес. В Израиль европейская культура пришла с тем поколением художников, которые приехали сюда в 1920-е годы. С ними она и ушла, ибо родившиеся здесь художники видели в ней некие признаки диаспоры, даже местечковости, и ориентировались на новое американское искусство. Из всех этих компонентов и формируется израильская школа. Но это займет время. Из молодежи все еще только единицы занимаются живописью с кистью и палитрой в руках. В моих работах я использую немало достижений нового искусства, что стало тоже частью моего почерка. Но всегда в основе - чувства, ассоциации, воспоминания детства... Это прежде всего влюбленность в объект, поиск сути того, над чем я начинаю работать. Эта влюбленность настолько увлекает меня, что я забываю, кто я такой и к чему пришел в предыдущих своих работах. Поэтому результат нередко и для меня совершенно неожиданный. И если он неожиданный для меня, то какую-то правду я открыл. Я даже не могу сказать или предвидеть, куда иду в процессе работы, но полагаюсь на себя, доверяю своим ощущениям. Впрочем, если бы мне не был интересен сам процесс созидания и поиска, то я бы этим не занимался вообще".

Сегодня дом в Старом Яффо - мечта многих представителей израильской богемы. За последние годы на берегу моря выросли целые кварталы великолепных вилл и коттеджей. Реставрируются и старые дома, когда от строения остается только оболочка. Ян Раухвергер поселился здесь еще в конце 70-х, когда Яффо считался экзотическим, но весьма непрезентабельным местом, и почти не изменил ничего внутри.

"Я всегда жил на высоких этажах, и в Киеве, и в Москве, да и первые годы здесь, в Израиле. Я ездил в Яффо обжигать керамику, когда впервые увидел эти дома в христианском арабском квартале. Тут, в отличие от мусульманских домов, ровные, а не сводчатые потолки, прямые стены, да и пространства куда больше. Мне это сразу же показалось очень правильным местом для жизни. Тем более что я увидел и кусок земли, прилегающий к дому, и открытый горизонт за окном, до самого моря. Меня потянуло к земле, к ее запаху, я почувствовал, что это именно то лекарство, которое мне нужно сегодня. И хотя и мои близкие, и друзья советовали не делать этого, мы продали свою квартиру в городе и купили дом в Яффо. Именно эта связь с землей оказалась очень важной для меня в тот период. Это привнесло новую энергию в мою жизнь и творчество. Персональная выставка в Иерусалимском музее начиналась именно с работ, созданных после переезда в Яффо, и включала периоды жизни в Италии, Нью-Йорке и Париже".

В Музее Израиля в Иерусалиме было выставлено 108 работ Яна Раухвергера. Пять огромных открытых пространств. Одна из самых впечатляющих персональных выставок израильских художников за последние годы. Лестными рецензиями пестрели все израильские газеты и профессиональные издания. Примерно половина из этих картин будет выставлена в Третьяковской галерее в рамках обменной программы между Третьяковкой и Иерусалимским музеем. (Из запасников Галереи в Иерусалиме выставлялся русский авангард первых десятилетий ХХ века.) Отдав должное куратору израильской выставки, г-же Рут Афтер-Габриэль, Ян очень тепло отзывается о кураторе своей московской выставки Нине Дивовой. "Она умеет смотреть, умеет видеть, решать, оставаясь в то же время очень гибкой и внимательной к мнению художника. Это редкое качество у куратора. Правда, Нине Глебовне не пришлось выбирать из тысяч работ, но зато она не ограничилась увиденным в музее и отобрала для экспозиции несколько картин из моей мастерской".

Так как это уже вторая выставка работ Яна Раухвергера в Москве за годы его жизни в Израиле, он думал, что будет волноваться куда меньше. Первая выставка прошла успешно, друзья и бывшие ученики уже видели его работы, он уже испытал шок возвращения и ощутил и человеческое тепло, и внимание.

"В прошлый раз были в основном близкие мне люди. А на этот раз выставку увидит куда более широкий круг ценителей искусства. Мне интересны их реакция, их мнение. Мне очень интересно, как в залах Третьяковской галереи, в другом пространстве, выставочном и жизненном, будут "работать" мои картины. Я никогда не относился серьезно к тому, что обо мне пишут, потому что эталоном для меня всегда был подход Вейсберга, его критика, его взгляд, куда более конструктивный в плане разбора работ. По сравнению с Вейсбергом все критики Израиля просто не знали, о чем говорят. Я боюсь, что и в Москве это так, но буду радостно удивлен, если будет иначе".

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;