Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияОрлеанская дева на ярославских берегахФестиваль хоровой и колокольной музыки им. Евгения Колобова МУЗЫКАГеоргий ОСИПОВ "На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки..."
Из письма Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского (XVII век)
...В Москве, между Петровкой и Цветным бульваром, неподалеку от здания Новой Оперы, бегут Колобовские переулки. Еще пару-тройку лет назад меломаны беззлобно острили, имея в виду худрука Новой Оперы: "Уже и переулки в его честь называются...". Конечно, к названиям старинных переулков маэстро не имел отношения. Зато с нынешнего года имя Евгения Владимировича Колобова носит фестиваль хоровой и колокольной музыки "Преображение", прошедший уже в двенадцатый раз. В прошлом году он был посвящен памяти дирижера. Теперь музыкальному форуму навсегда присвоено имя Колобова. Конечно, у иных ценителей музыки это может вызвать некоторое удивление - Колобов в своих музыкально-театральных пристрастиях слыл твердым западником, и все самые громкие его достижения связаны с операми итальянских композиторов. Кто не помнит первый всесоюзный успех Колобова - "Силу судьбы" в Свердловске? А "Пират" Беллини в театре на Большой Дмитровке, на который попасть было куда труднее, чем на балет в Большой театр? Но "русская" часть музыкальной души Колобова - большого любителя колокольных звонов - заявляла о себе именно в Ярославле, где он возглавлял жюри конкурса звонарей.
И вроде все было, как и раньше - при маэстро. Звонари-виртуозы из Архангельска, Вологды, Великого Новгорода, Каргополя (каргополец Олег Пантелеев особенно впечатлил тонкой, одухотворенной игрой), Ярославля, понятно, из Москвы демонстрировали свое искусство на великолепной звоннице Спасо-Преображенского монастыря, которая нынче насчитывает восемнадцать колоколов. Хотя колокол-"премьер" такого, к примеру, масштаба, как легендарный "Сысой" в Ростове Великом, ей отнюдь не повредил бы. Уже не впервые выступали на фестивале юные тульские виртуозы - им не надо было подниматься на звонницу, их передвижная "колоколенка" всегда при них. Традиционное ночное представление в ночь с субботы на воскресенье в этом году было посвящено 260-летию со дня рождения графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина - первооткрывателя "Слова о полку Игореве" (хотя и утверждают особенно въедливые исследователи, что сам граф в монастыре, где было найдено "Слово...", лично никогда не бывал). Степенный рыбинский мастер-литейщик Александр Лапшин прямо на фестивале мог отлить небольшой колокольчик любому желающему. Во дворе Художественного музея работала ярмарка настоящих колоколов. Открытие фестиваля совпало с началом работ на восстановлении Успенского собора - главной святыни Ярославля, уничтоженной большевиками в конце августа 1937 года. Любой желающий мог приобрести уникальную книгу "Созвучие" (Иркутск - Москва, 2004) - результат совместного творчества Евгения Колобова и его друга Виктора Астафьева. Книга включает отрывки из интервью и статей Колобова о музыке и "музыкальные" рассказы Астафьева, как, например, известная "Ария Каварадосси". В одной из статей Колобов объясняет свою нелюбовь к зарубежным гастролям: на Запад теперь поехать не проблема. Ты вот в Ярославль поезжай и посмотри, КАК там слушают музыку и как ходят на концерты. И поймешь, почему многие искушенные в искусстве люди (к ним относится и открывавший фестиваль Владимир Васильев) утверждают, что настоящее возрождение России начнется именно с провинции. Дебютировала на фестивале созданная в октябре прошлого года капелла "Ярославия" под управлением Сергея Березовского. Коллектив, безусловно, многообещающий, голосистый, музыкальный, но еще находящийся в процессе активного роста, который, естественно, сопряжен с кое-какими издержками - иными словами говоря, от исполнения некоторых произведений, как, например, грандиозного хорового концерта Бортнянского "Скажи мне, Господи, кончину мою", новорожденной капелле стоило бы воздержаться. Высочайший уровень петербургской музыкальной школы подтвердил дважды собравший битком набитые залы вокальный ансамбль "Anima" под управлением Виктора Смирнова. Кульминацией фестиваля стала поставленная главным балетмейстером Новой Оперы Иваном Фадеевым грандиозная "Мистерия о Жанне д'Арк" под управлением Дмитрия Волосникова (Ярославский губернаторский академический симфонический оркестр "Ярославия", солисты Новой Оперы и актеры московских драматических театров во главе с исполнительницей роли Жанны Ириной Апексимовой). ...На сцене разворачивается грандиозный судебный процесс над Орлеанской девой. "На то, чтобы сжечь тебя, - говорит один из обвинителей, - понадобилось полчаса. Но в течение многих веков мы не можем понять, кем же ты была в действительности". Мистерия - очередная попытка это осмыслить, соединив в одном представлении вроде бы несовместимое: отрывки из "Carmina Burana", "Силы судьбы", прощальную арию Дидоны из оперы Пёрселла, арию Мефистофеля со свистом из оперы Арриго Бойто (исполняет ее, кстати, епископ - главный обвинитель Жанны), фрагменты из пьес Жана Ануя ("Жаворонок") и Бернарда Шоу ("Святая Иоанна), грандиозное, всепожирающее пламя из фильма Жан-Люка Бессона об Орлеанской деве. Словом, сказали бы скептики словами Гоголя, "пестрый фараон всего со всем". А на деле все присутствовавшие увидели на сцене старейшего русского театра явление того самого синтетического театра, включающего максимум изобразительных средств, о котором так мечтал Евгений Колобов. Жаль только, что мистерия была рассчитана лишь на одно представление. Также в рубрике:
|