Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаКарельские консонансыФестиваль камерного искусства в городе горняков Иосиф РАЙСКИН
"Камерная музыка, называемая также галантной, название свое берет от палат (camera) и зал вельмож, в каковых палатах обычно оная исполняется". Это еще одно печальное заблуждение, освященное именем авторитетного немецкого теоретика, современника Баха. Между тем, камерная музыка была и остается всеобщим достоянием, сопровождая нас едва ли не всю жизнь. И колыбельная матери, и звуки гитары, "подруги семиструнной"; и разыгранный "перстами робких учениц" Шопен, и балалаечные наигрыши; и "петые на голоса" русские песни, и музицирование в четыре руки за роялем; и частушки под гармонь, и домашний концерт карапуза со скрипкой-четвертушкой в руках... Мы живем в мире камерной музыки, не отдавая себе в том отчета, подобно мольеровскому господину Журдену, который узнает с удивлением, что он, оказывается, разговаривает прозой! Накануне открытия фестиваля в Костомукше, ближе к полуночи камерная музыка вышла на улицу: медноголосый квинтет "Петро-брасс" прямо на площади перед Дворцом культуры "Дружба" позвал горожан на музыкальное празднество. В концерте-преамбуле петрозаводских музыкантов были достойно представлены и музыка барокко, и шедевры классики, и джаз, и популярные мелодии в современных аранжировках. А на следущее утро гостеприимные хозяева устроили для участников и гостей фестиваля экскурсию в рунопевческую деревню Вуоккиниеми, где самое незабываемое впечатление оставила встреча со старейшей в крае сказительницей Сандрой Ремшуевой. Она рассказывала о своей жизни - в девичестве и замужестве, о ритуале карельской свадьбы... Не сразу согласилась петь, а разохотившись, долго не уставала. В двух шагах от памятника Архипу Перттунену, у которого Элиас Ленрот записывал более полутора веков тому назад первые руны будущей "Калевалы", звучали старинные карельские напевы... Вечером того же дня - аншлаг на концерте-открытии. Мудреное название "Музыка in D" тотчас разъяснил собравшимся Алексей Гориболь, художественный руководитель фестиваля, его душа, менеджер, автор концепции, пианист, дирижер, ансамблист, умеющий к тому же (а это не просто!) общаться с залом и посредством слова. D-dur и d-moll сменяют друг друга в Пятом Бранденбургском концерте ре-мажор и в Концерте ре-минор для фортепиано с оркестром Баха; спорят друг с другом в Концерте для скрипки и фортепиано с оркестром "Nevertheless" ("И тем не менее...") латышского композитора Георга Пелециса... Сразу же скажу - Бах прозвучал филармонически образцово: солисты Мария Федотова (флейта), Полина Осетинская (фортепиано), Владислав Песин (скрипка), Алексей Гориболь (един в двух лицах - пианиста и дирижера), камерный ансамбль "Молодые солисты Санкт-Петербурга" играли строгого и вместе человечного Баха, не облегчая неискушенному слушателю путь к Баху "чувствительным" исполнением, не стремясь сделать его "красивее". И зал ответил благодарной овацией. А вот минималистский опус Пелециса - симпатичный, но, пожалуй, сверх меры сладкозвучный и к тому же весьма затянутый, слушатели попытались прервать нетерпеливыми аплодисментами. Реабилитировать так называемый "минимализм" выпало московскому композитору Павлу Карманову, чья "Музыка для фейерверка" гораздо более удачно балансирует между банальностью и глубокомыслием, не без помощи победно цитируемого в финале Георга Фридриха Генделя. Музыкальная Костомукша родилась ... из "ребра" Кухмо. И это не легенда: летом 1988 года, когда городу горняков едва стукнуло пять лет, во Дворце культуры Горно-обогатительного комбината прошел первый фестиваль камерного искусства. У его истоков стояли артисты Мариинского театра, участвовавшие в фестивальных концертах в Кухмо. Возвращаясь домой, они открыли для себя столь же уединенный небольшой карельский город, окруженный и пронизанный сосновыми лесами, глядящийся в озеро (все, как в Кухмо!) и располагающий к камерному музицированию. Здесь с благодарностью вспоминают гобоиста Вячеслава Лупачева (первого арт-директора фестиваля), кларнетиста Андрея Казакова, композитора Игоря Рогалева, художественного руководителя Малого зала Санкт-Петербургской филармонии Наталью Еремину, отдавших много сил становлению фестиваля. Здесь ценят сотрудничество и опыт финских коллег: арт-директор фестиваля в Кухмо Сеппо Киманен приезжал в Костомукшу и в составе Квартета имени Яна Сибелиуса; композитор Харри Вессман на протяжении всех этих лет ведет классы теории и композиции в Летней музыкальной академии Костомукши. Многое роднит фестивали в городах-побратимах. Но есть и серьезные отличия. В Кухмо сам фестиваль является в некотором роде "градообразующим" предприятием, принесшим за три десятка лет маленькому городку международную известность, славу "столицы камерной музыки". У фестиваля сформировавшаяся за эти годы "продвинутая" публика, приезжающая не только из Финляндии, но и из других стран. В Костомукше, конечно же, все "вертится" вокруг Горно-обогатительного комбината (нынче ОАО "Карельский окатыш") - рабочую аудиторию еще нужно просвещать, приобщать к высокому искусству. Ее нужно завоевывать! Отсюда, как нетрудно догадаться, совершенно различные фестивальные стратегии. Вот вечер фортепианных транскрипций "Музыка театра и кино", цель которого, по словам А.Гориболя, "предельно проста - доставить удовольствие себе и слушателям". Полина Осетинская и Алексей Гориболь перевыполнили задачу, доставив удовольствие и расположившимся в последнем ряду музыкальным критикам и журналистам. Увертюра к кинофильму "Укрощение огня" и Вальс из "Берегись автомобиля" А.Петрова (в блестящей импозантной аранжировке Г. Корчмара), лирическая сюита вальсов из "Анны Карениной" Вл.Успенского, Вальс из музыки к "Маскараду" А.Хачатуряна... Изумительно сыгранные фрагменты из музыки А. Шнитке к "Ревизской сказке", Вальс и Тарантелла из "Анюты" В. Гаврилина... Парадный жанр двухрояльного дуэта рядом с задушевным, домашним "четырехручием"... Сюита для фортепиано "Отзвуки театра" Л.Десятникова родилась из театральной музыки и пробуждает у слушателя зримые сценические образы. А в феерической, завораживающей мастерством "White Side Story" ("Белой истории"), представленной Санкт-Петербургским театром "Комик-Трест", отменным вкусом порадовали и музыкальные страницы. Вырисовывается замысел концепции фестиваля, предложенной Гориболем: традиционное для Костамукши сочетание собственно музыкальных и театральных впечатлений заключено в некую общую раму. Иные из впечатлений гармонируют с концепцией, как, например, хореографические миниатюры Леонида Якобсона по мотивам О.Родена или "Свадебный кортеж" на музыку финала Фортепианного трио Д. Шостаковича, выглядящий, правда, изрядно потускневшей копией. Другие же, случается, отторгаются им, как урезанный и обветшавший "Спартак", в котором не узнаешь Якобсона.., в Государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона! "Кабаретные песни" объединили имена композиторов, редко стоящие в программах концертов рядом. Возможно, жанр "вокального спектакля" подтолкнул исполнителей к лицедейству. Но мера театрализации была разной. Татьяна Куинджи порой "переигрывала", словно не доверяя полностью музыке; и если ироничным песням Бриттена это почти не повредило, то лирический Дунаевский был "рассироплен" порой до неузнаваемости. Что же до "Кабаретных песен" Шёнберга, то они (за исключением единственной песни "Назидание", прозвучавшей в эстрадном ключе) были спеты a la шубертовские "Lieder" - согласитесь, это другой жанр. Напротив, Галина Сидоренко в Пяти песнях Вайля - повадкой, манерой поведения, даже не игрой в точном смысле слова - демонстрировала истинно камерное пение, добиваясь всех выразительных нюансов средствами вокала. И при этом ненавязчиво создавала яркий внешний образ. В концерте-приношении Микаэлу Таривердиеву под названием "Последний романтик" к Татьяне Куинджи и Галине Сидоренко присоединилась Ольга Дзусова, поразительная певица (боюсь, этим словом не вполне можно охарактеризовать ее искусство), отдаленно напоминающая (говорю это для того, чтобы дать хоть какое-то представление читателям) Елену Камбурову. Ей виртуозно аккомпанировал Алексей Гориболь в циклах на стихи Г.Поженяна, А.Вознесенского и чешского поэта Л. Ашкенази. Он же исполнил расшифрованную им импровизацию Таривердиева, озаглавленную "Последний романтик". А под занавес вечера прозвучала музыка из самых популярных фильмов Таривердиева - Интермеццо из "Семнадцати мгновений весны" и Вальс из "Иронии судьбы" в роскошной концертной обработке Г.Корчмара (Полина Осетинская и Алексей Гориболь). Заключительный гала-концерт "Консонансы ХХ века" - программный манифест художественного руководителя фестиваля, ранее уже не однажды провозглашенный Алексеем Гориболем в Москве и в Санкт-Петербурге. Но здесь, в Костомукше, он обретает все же некий исключительный смысл, поскольку в отличие от столиц формирует единственный эстетический критерий для слушательской аудитории (по крайней мере, на концертах фестиваля). Вот почему, завершая статью, я готов за недостатком места пожертвовать беглой оценкой выступивших в гала-концерте артистов (надеюсь, меня поймут и простят), чтобы напомнить, что сегодняшний консонанс - это вчерашний диссонанс. Что для того, чтобы Сергей Прокофьев зазвучал как Моцарт наших дней, разным слушателям понадобилось от полувека до почти века! И всем нам впору задуматься, как преодолеть самый трудный барьер для музыкантов и менеджеров: боязнь пустого зала! Стратегия, выбранная Алексем Гориболем, абсолютно верна для начала, но я уверен: пора объявлять всеобщую музыкальную мобилизацию по образцу Ленинградской филармонии 30 - 40-х годов, чтобы не потерять еще одно-два поколения любителей камерной музыки. Также в рубрике:
|