Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7442) 2 - 8 сентября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Карельские консонансы

Фестиваль камерного искусства в городе горняков

Иосиф РАЙСКИН
Кухмо - Костомукша - Санкт-Петербург
Фото Александра ЛЕБЕДЯ


В.Песин (слева) и А.Гориболь

Как было обещано читателям в предыдущем номере газеты, встречи с камерным искусством продолжились на фестивале "Костомукша-XVII".

"Камерная музыка, называемая также галантной, название свое берет от палат (camera) и зал вельмож, в каковых палатах обычно оная исполняется". Это еще одно печальное заблуждение, освященное именем авторитетного немецкого теоретика, современника Баха. Между тем, камерная музыка была и остается всеобщим достоянием, сопровождая нас едва ли не всю жизнь. И колыбельная матери, и звуки гитары, "подруги семиструнной"; и разыгранный "перстами робких учениц" Шопен, и балалаечные наигрыши; и "петые на голоса" русские песни, и музицирование в четыре руки за роялем; и частушки под гармонь, и домашний концерт карапуза со скрипкой-четвертушкой в руках... Мы живем в мире камерной музыки, не отдавая себе в том отчета, подобно мольеровскому господину Журдену, который узнает с удивлением, что он, оказывается, разговаривает прозой!

Накануне открытия фестиваля в Костомукше, ближе к полуночи камерная музыка вышла на улицу: медноголосый квинтет "Петро-брасс" прямо на площади перед Дворцом культуры "Дружба" позвал горожан на музыкальное празднество. В концерте-преамбуле петрозаводских музыкантов были достойно представлены и музыка барокко, и шедевры классики, и джаз, и популярные мелодии в современных аранжировках.

А на следущее утро гостеприимные хозяева устроили для участников и гостей фестиваля экскурсию в рунопевческую деревню Вуоккиниеми, где самое незабываемое впечатление оставила встреча со старейшей в крае сказительницей Сандрой Ремшуевой. Она рассказывала о своей жизни - в девичестве и замужестве, о ритуале карельской свадьбы... Не сразу согласилась петь, а разохотившись, долго не уставала. В двух шагах от памятника Архипу Перттунену, у которого Элиас Ленрот записывал более полутора веков тому назад первые руны будущей "Калевалы", звучали старинные карельские напевы...

Вечером того же дня - аншлаг на концерте-открытии. Мудреное название "Музыка in D" тотчас разъяснил собравшимся Алексей Гориболь, художественный руководитель фестиваля, его душа, менеджер, автор концепции, пианист, дирижер, ансамблист, умеющий к тому же (а это не просто!) общаться с залом и посредством слова. D-dur и d-moll сменяют друг друга в Пятом Бранденбургском концерте ре-мажор и в Концерте ре-минор для фортепиано с оркестром Баха; спорят друг с другом в Концерте для скрипки и фортепиано с оркестром "Nevertheless" ("И тем не менее...") латышского композитора Георга Пелециса... Сразу же скажу - Бах прозвучал филармонически образцово: солисты Мария Федотова (флейта), Полина Осетинская (фортепиано), Владислав Песин (скрипка), Алексей Гориболь (един в двух лицах - пианиста и дирижера), камерный ансамбль "Молодые солисты Санкт-Петербурга" играли строгого и вместе человечного Баха, не облегчая неискушенному слушателю путь к Баху "чувствительным" исполнением, не стремясь сделать его "красивее". И зал ответил благодарной овацией. А вот минималистский опус Пелециса - симпатичный, но, пожалуй, сверх меры сладкозвучный и к тому же весьма затянутый, слушатели попытались прервать нетерпеливыми аплодисментами. Реабилитировать так называемый "минимализм" выпало московскому композитору Павлу Карманову, чья "Музыка для фейерверка" гораздо более удачно балансирует между банальностью и глубокомыслием, не без помощи победно цитируемого в финале Георга Фридриха Генделя.

Музыкальная Костомукша родилась ... из "ребра" Кухмо. И это не легенда: летом 1988 года, когда городу горняков едва стукнуло пять лет, во Дворце культуры Горно-обогатительного комбината прошел первый фестиваль камерного искусства. У его истоков стояли артисты Мариинского театра, участвовавшие в фестивальных концертах в Кухмо. Возвращаясь домой, они открыли для себя столь же уединенный небольшой карельский город, окруженный и пронизанный сосновыми лесами, глядящийся в озеро (все, как в Кухмо!) и располагающий к камерному музицированию. Здесь с благодарностью вспоминают гобоиста Вячеслава Лупачева (первого арт-директора фестиваля), кларнетиста Андрея Казакова, композитора Игоря Рогалева, художественного руководителя Малого зала Санкт-Петербургской филармонии Наталью Еремину, отдавших много сил становлению фестиваля. Здесь ценят сотрудничество и опыт финских коллег: арт-директор фестиваля в Кухмо Сеппо Киманен приезжал в Костомукшу и в составе Квартета имени Яна Сибелиуса; композитор Харри Вессман на протяжении всех этих лет ведет классы теории и композиции в Летней музыкальной академии Костомукши.

Многое роднит фестивали в городах-побратимах.

Но есть и серьезные отличия. В Кухмо сам фестиваль является в некотором роде "градообразующим" предприятием, принесшим за три десятка лет маленькому городку международную известность, славу "столицы камерной музыки". У фестиваля сформировавшаяся за эти годы "продвинутая" публика, приезжающая не только из Финляндии, но и из других стран. В Костомукше, конечно же, все "вертится" вокруг Горно-обогатительного комбината (нынче ОАО "Карельский окатыш") - рабочую аудиторию еще нужно просвещать, приобщать к высокому искусству. Ее нужно завоевывать! Отсюда, как нетрудно догадаться, совершенно различные фестивальные стратегии.

Вот вечер фортепианных транскрипций "Музыка театра и кино", цель которого, по словам А.Гориболя, "предельно проста - доставить удовольствие себе и слушателям". Полина Осетинская и Алексей Гориболь перевыполнили задачу, доставив удовольствие и расположившимся в последнем ряду музыкальным критикам и журналистам. Увертюра к кинофильму "Укрощение огня" и Вальс из "Берегись автомобиля" А.Петрова (в блестящей импозантной аранжировке Г. Корчмара), лирическая сюита вальсов из "Анны Карениной" Вл.Успенского, Вальс из музыки к "Маскараду" А.Хачатуряна... Изумительно сыгранные фрагменты из музыки А. Шнитке к "Ревизской сказке", Вальс и Тарантелла из "Анюты" В. Гаврилина... Парадный жанр двухрояльного дуэта рядом с задушевным, домашним "четырехручием"... Сюита для фортепиано "Отзвуки театра" Л.Десятникова родилась из театральной музыки и пробуждает у слушателя зримые сценические образы.

А в феерической, завораживающей мастерством "White Side Story" ("Белой истории"), представленной Санкт-Петербургским театром "Комик-Трест", отменным вкусом порадовали и музыкальные страницы. Вырисовывается замысел концепции фестиваля, предложенной Гориболем: традиционное для Костамукши сочетание собственно музыкальных и театральных впечатлений заключено в некую общую раму. Иные из впечатлений гармонируют с концепцией, как, например, хореографические миниатюры Леонида Якобсона по мотивам О.Родена или "Свадебный кортеж" на музыку финала Фортепианного трио Д. Шостаковича, выглядящий, правда, изрядно потускневшей копией. Другие же, случается, отторгаются им, как урезанный и обветшавший "Спартак", в котором не узнаешь Якобсона.., в Государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона!

"Кабаретные песни" объединили имена композиторов, редко стоящие в программах концертов рядом. Возможно, жанр "вокального спектакля" подтолкнул исполнителей к лицедейству. Но мера театрализации была разной. Татьяна Куинджи порой "переигрывала", словно не доверяя полностью музыке; и если ироничным песням Бриттена это почти не повредило, то лирический Дунаевский был "рассироплен" порой до неузнаваемости. Что же до "Кабаретных песен" Шёнберга, то они (за исключением единственной песни "Назидание", прозвучавшей в эстрадном ключе) были спеты a la шубертовские "Lieder" - согласитесь, это другой жанр. Напротив, Галина Сидоренко в Пяти песнях Вайля - повадкой, манерой поведения, даже не игрой в точном смысле слова - демонстрировала истинно камерное пение, добиваясь всех выразительных нюансов средствами вокала. И при этом ненавязчиво создавала яркий внешний образ.

В концерте-приношении Микаэлу Таривердиеву под названием "Последний романтик" к Татьяне Куинджи и Галине Сидоренко присоединилась Ольга Дзусова, поразительная певица (боюсь, этим словом не вполне можно охарактеризовать ее искусство), отдаленно напоминающая (говорю это для того, чтобы дать хоть какое-то представление читателям) Елену Камбурову. Ей виртуозно аккомпанировал Алексей Гориболь в циклах на стихи Г.Поженяна, А.Вознесенского и чешского поэта Л. Ашкенази. Он же исполнил расшифрованную им импровизацию Таривердиева, озаглавленную "Последний романтик". А под занавес вечера прозвучала музыка из самых популярных фильмов Таривердиева - Интермеццо из "Семнадцати мгновений весны" и Вальс из "Иронии судьбы" в роскошной концертной обработке Г.Корчмара (Полина Осетинская и Алексей Гориболь).

Заключительный гала-концерт "Консонансы ХХ века" - программный манифест художественного руководителя фестиваля, ранее уже не однажды провозглашенный Алексеем Гориболем в Москве и в Санкт-Петербурге. Но здесь, в Костомукше, он обретает все же некий исключительный смысл, поскольку в отличие от столиц формирует единственный эстетический критерий для слушательской аудитории (по крайней мере, на концертах фестиваля). Вот почему, завершая статью, я готов за недостатком места пожертвовать беглой оценкой выступивших в гала-концерте артистов (надеюсь, меня поймут и простят), чтобы напомнить, что сегодняшний консонанс - это вчерашний диссонанс. Что для того, чтобы Сергей Прокофьев зазвучал как Моцарт наших дней, разным слушателям понадобилось от полувека до почти века! И всем нам впору задуматься, как преодолеть самый трудный барьер для музыкантов и менеджеров: боязнь пустого зала! Стратегия, выбранная Алексем Гориболем, абсолютно верна для начала, но я уверен: пора объявлять всеобщую музыкальную мобилизацию по образцу Ленинградской филармонии 30 - 40-х годов, чтобы не потерять еще одно-два поколения любителей камерной музыки.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;