Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7477) 19 - 25 мая 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПосторонний"Диверсант" Андрея Малюкова на "Первом канале" НАБЛЮДЕНИЕЕгор ОДИНЦОВ
Прилежно отсматривая аудиовизуальный продукт, предложенный производителями и эфирными организациями к юбилею Победы, откровенно говоря, было совсем непросто избавиться от мысли, что все это или уже было видено-перевидено энное количество раз, или сделано, как всегда это у нас бывает, впопыхах, в авральном порядке. А стало быть, возможность поверить в предлагаемые создателями игровых и неигровых проектов обстоятельства практически сводилась к нулю. В том смысле, что номинально деньги освоены, передача или фильм побывали в эфире, "круглая дата" тем самым отмечена, а вот что за этим стоит, мало кого волнует. Тут чего "Звезда эпохи" на "Первом" или "Эшелон" на "России" стоят. Более беспомощных и, откровенно говоря, халтурных произведений от Ю.Кары, Д.Долинина и Н.Адоменайте трудно себе представить. Честнее было бы вообще не заниматься военной темой, чем заниматься ею таким постыдным образом... Но это все, слава богу, в прошлом (хотя от повторов никто не застрахован), тем более что ряд праздничных программ произвел самое приятное впечатление. Например, "Рождение Победы" на НТВ, документальный фильм "Писатель и вождь. Константин Симонов" на "Первом" и здесь же четырехсерийная картина Андрея Малюкова "Диверсант".
Говоря о современном игровом кино, посвященном Великой Отечественной войне, важно понимать, что браться за данный предмет без определенных новаторских амбиций и в плане концепции, и в плане технологий, и в плане сверхзадачи невозможно. Невозможно в начале ХХI века делать рутинное кино о той войне так, как его делали в своей основной массе советские кинематографисты в середине 70-х годов прошлого столетия. Невозможно, потому что неизбежно получится глупо, плоско, насквозь лживо и ходульно. Конечно, подобный подход проверен не одним километром проэкспонированной пленки, накатан, прошел все возможные и невозможные цензурные препоны, а также, что совсем немаловажно для поточного ТВ-сериального производства, абсолютно не требует никакого умственного напряжения, потому что все и так понятно - "наши неизбежно побеждают ненаших". Третьего не дано! Меж тем "Штрафбат" Н.Досталя, "Человек войны" А.Мурадова и "Диверсант" А.Малюкова c разной степенью успеха доказали, что "третий" все-таки дан. В телевизионных анонсах "Диверсант" был заявлен как военный боевик, снятый, впрочем, по роману букеровского лауреата А.Азольского. Трудно сказать, стало ли это обстоятельство решающим в том, что фильм, бесспорно, удался, но очевидно одно: первоисточник явно стимулировал создателей картины, и в частности господина Малюкова, к значительной умственной и душевной работе, которая была им проделана и без которой (как уже было сказано выше) снимать кино про войну невозможно. Казалось бы, ничего нового в плане сюжетного строительства - молодые выпускники разведшколы Леня Филатов и Леша Бобриков направляются в расположение части, но попадают под обстрел, и один из них погибает, так и не начав воевать. Однако эта на первый взгляд весьма незатейливая сценарная разработка позволяет авторам фильма обнаружить удивительные хитросплетения истинно военных судеб, когда по воле трагических обстоятельств место погибшего разведчика занимает совершенно посторонний человек и начинает выдавать себя за него. По сути, в основу фильма (вольно или невольно) оказалась заложена выведенная еще Альбером Камю в своем известном романе экзистенциальная схема поведения человека, который ощущает себя посторонним в первую очередь к самому себе. А в нашем случае и к стране, которую он защищает от фашизма. Притом что подобная парадоксальная дилемма разрывала пополам души сотен тысяч, если не миллионов, советских людей, тайно ненавидевших сталинский режим, но отдававших при этом за него свою жизнь. И вот именно проблема раздвоенности человеческой личности, оказавшейся в экстремальной ситуации, проблема ее (личности) парадоксальности и непредсказуемости и позволила молодым актерам А.Бардукову и К.Плетневу сыграть (именно сыграть, а не изобразить) глубоко и проникновенно. Честно говоря, собственно актерскую игру как факт проживания чужой жизни в отечественном игровом телевизионном или кинопроизводстве последнее время можно встретить, увы, нечасто. По большей части мы становимся свидетелями своеобразных бенефисов-дефиле, когда звездные любимцы публики, с горем пополам зазубрив довольно убогий текст, прилюдно жонглируют двумя-тремя актерскими приемами, которыми они овладели еще на первом курсе института. А порой, откровенно говоря, и того не бывает... Совершенно неожиданно ярко и точно сыграли в "Диверсанте" А.Краско, М.Ефремов, И.Лифанов, В.Галкин и А.Лыков. И это притом что указанные выше актеры являются мегавостребованными в современном сериальном производстве персонажами, а стало быть, предельно маркированными и узнаваемыми на сомнительной ниве "бандитско-ментовской" тематики. Значит, все дело в самом материале, а точнее сказать, в отношении к этому материалу, и в первую очередь режиссера, который сумел создать на съемочной площадке атмосферу, внутри которой смогли проявить себя и актеры, и оператор (Е.Гуслинский), и композитор (С.Курашов). Однако телевидение есть телевидение. И без учета этой непреложной истины, как думается, невозможно адекватно оценивать ни одно аудиовизуальное произведение, прошедшее по "ящику" и сделанное в первую очередь для него. Так, тотальное отрицание смысловых длиннот - панорам, статичных кадров, непременная необходимость звучащего в кадре и за кадром текста, клиповый монтаж, отказ от "крупняков" и макропланов, а также формальное соответствие тому или иному жанру - мелодрама, боевик, триллер - увы, даже выдающуюся работу могут превратить в очередную, в "одну из". Просмотр "Диверсанта", кроме уже озвученных выше положительных эмоций, вызвал также и непреодолимое чувство жалости к создателям картины, которые (пусть не внешне) вели тяжелую борьбу с так называемым продюсерским корпусом. Следствием этого прессинга стала досадная неровность ряда подавляющего большинства сюжетных линий, которые то получали развитие, то вдруг почему-то обрывались. Опять же общим местом для подобных авторских телевизионных картин стало традиционное отсутствие внятного финала, когда фильм просто обрубается, видимо, в угоду требованиям неотвратимого, как молох, эфирного формата. Однако при всем при этом успех А.Малюкова и всей группы, делавшей "Диверсанта", очевиден. Другое дело, что не так много в нашей режиссерской среде профессионалов, которые могут пройти бесконечные останкинские коридоры, не перестав при этом быть посторонними. Также в рубрике:
|