Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18-19 (7477) 19 - 25 мая 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Бой Тени с грудой металлолома

"Звездные войны: эпизод III - Месть ситхов"

КИНО

Анастасия МАШКОВА


Кадр из фильма

Когда в конце 1970-х годов в Москве появились первые видеокопии блокбастера "Звездные войны: эпизод IV", в среде киноманов, приобщенных к новейшим чудесам техники, стихийно родилось предание: мол, давно уже сняты и первый, и второй, и третий эпизоды, просто "нашим" пока удалось "достать" только четвертый. И только спустя годы стало ясно, что Джордж Лукас придумал своеобразную кинематографическую матрешку - две трилогии, чьи события развернуты как бы задом наперед. После "Эпизода IV", то есть первых "Звездных войн" (1977), последовал следующий эпизод "Империя наносит ответный удар" (1980, в качестве режиссера этого фильма Джордж Лукас выбрал своего коллегу Ирвина Кершнера, оставив за собой позиции автора сценария и продюсера), а потом и "Возвращение Джедая" (1983, на сей раз в кресло постановщика сел Ричард Маркуэнд). Сейчас, когда на экраны вышли эпизоды, хронологически (если так вообще можно сказать о фантастике!) предшествовавшие событиям первой эталонной трилогии, - "Скрытая угроза" (1999), "Атака клонов" (2002) и, наконец, на МКФ в Канне состоялась премьера третьего эпизода "Месть ситхов" - странно читать, как оценивали те, первые фильмы этой причудливой эпопеи. Например, Леонард Молтин на полном серьезе утверждал, что "Империя наносит ответный удар" с точки зрения режиссуры все-таки получше будет, нежели "Звездные войны" самого, великого и ужасного Лукаса...

Кадр из фильма

Кто же такой Джордж Лукас, бессменный продюсер, постановщик четвертого, а также первого, второго и третьего эпизодов "Звездных войн"? Выдающийся режиссер? Как это ни странно, но вряд ли что выдающийся. В его присутствии великие звезды настоящего и будущего, тот же Харрисон Форд ("космический ковбой" Хан Соло из первой трилогии: пусть будет так - трилогия, что как бы "история" всегда будет первой, а та, что "предыстория", - всегда второй), Алек Гиннес и Эван МакГрегор, в разных трилогиях сыгравшие Оби-ван Кеноби, Лайам Нисон, этот "наследник по кривой" харизматического Форда, а также выдающиеся кинозлодеи Питер Кушинг и Кристофер Ли (предводители Империи Зла, соответственно, в первой и второй трилогиях) всегда проигрывали компьютерным персонажам, какими бы примитивными (особенно в конце 70-х) эти компьютерные существа ни были. Все-таки режиссер - это тот, в чьем присутствии актеры играют лучше, чем в отсутствие его (формулировка Т.Москвиной). Лукас - гениальный "волшебник", своего рода медиум, работающий на поле массовой мифологии? Да, он сумел внедрить в сознание миллионов некоторые научные заблуждения. "Господа, я прекрасно знаю, что в открытом космосе не слышно ни одного звука. Теперь можете задать все остальные вопросы", - этими словами Лукас открыл свою первую пресс-конференцию по поводу "Звездных войн". Лазерные мечи джедаев были однажды использованы в оперной постановке вагнеровского "Лоэнгрина", и критики простили тому оригиналу, что додумался экипировать певцов берлинской "Штаатсопер" подобным снаряжением, подобное "вольнодумство". И даже сочли эту постановку новаторской: такой неподражаемой магией достоверности были наполнены схватки на этих самых лазерных мечах еще десять - пятнадцать лет тому назад, герои парили в невесомости, будто персонажи средневекового эпоса. Но согласимся, что куда больше, чем "волшебства", здесь заключено нормальной инженерной гениальности. Лукас в качестве главы фирмы "Industrial Light and Magic" создал гениальные спецэффекты, технические новации, перевернувшие само понятие кинематографического зрелища. Но - не законы кино. В заключительном эпизоде "Звездных войн" - в "Мести ситхов" - не задался главный компонент кинематографического успеха: love story, банальная история "парень встречает девушку, парень теряет девушку". И этим все сказано про художественный потенциал картины.

Почему ничего хорошего не могло выйти из страстных поцелуев принцессы Амидалы (Натали Портман) и юного Анакина Скайуокера (Хейден Кристенсен), стало понятно еще в "Атаке клонов", все могут пересмотреть. Довольно забавно, что и в "Мести..." Анакин называет свою морганатическую супругу именем ее прислужницы Падме (как мы помним, фрейлина Падме "одалживала" свои костюмы служанки принцессе Амидале, чтобы та знакомилась с жизнью Республики, а сама в сложном гриме изображала принцессу на троне: так кого же, в сущности, любит Анакин - служанку в исполнении британской красавицы Киры Найтли или Натали Портман - Амидалу? Что мы вообще должны думать о столь сложной куртуазной интриге?). Кто окажется главой враждебного джедаям Ордена ситхов, можно убедиться, благо такую возможность предоставил "Первый канал", внимательно пересмотрев финал "Скрытой угрозы". Вам не показалась слишком стремительной карьера рядового сенатора, а впоследствии канцлера Палпатина? Почему Анакин Скайуокер, главная надежда и опора, вундеркинд джедайского ордена, предпочел переметнуться на сторону противника, тоже можно не объяснять "на пальцах": все понимают, что именно от страстных поцелуев Анакина и Амидалы на свет произошли героические близнецы Люк и Лея, что действуют в трилогии № 2, и приходятся они генетическими сыном и дочкой страшной груде металлолома по имени Дарт Вейдер... Вообще, "превратить в груду металлолома" - самая распространенная угроза среди персонажей "Мести ситхов". И одного действительно превратили! Но вот чтобы на планете Набу не знали достижений ультразвуковой медицины и проворонили тот факт, что у Амидалы двойня и прочие сложности с деторождением... Да, это история из серии "в открытом космосе не слышно звука"...

Конечно, Лукас хотел сделать если не великий, то почти великий фильм: красиво уйти, достойно закрыть культовый проект. Но в финальном эпизоде уже не осталось места даже для детективной загадки, даже для такой банальной, как "кто кому отец" или "кто разлучил Анакина и Амидалу" (правильный ответ: обстоятельства и отсутствие бесперебойной связи между разными галактиками). Нет и высокого пафоса противостояния родительского и профессионального долга. Интересно, почему Анакин так легко перемещается на сторону Тени, темной стороны Силы (что такое Сила и почему у нее две стороны - вопрос на отдельное искусствоведческое исследование)? Потому, что финал предрешен, или потому, что актер Кристенсен, а впоследствии - пресловутая груда металлолома в роли Дарта, играет так ходульно? А пресловутые апелляции к власти Тени плюс требование ордена джедаев никогда не жениться - не напоминает ли это уголовный фольклор? Ох, не самые положительные парни осуществляли что американский фронтир, что завоевание Космоса! Но были среди них и достойные...

А может быть, просто настало время пересмотреть первые, вернее, IV, V и VI, эпизоды сериала и понять, что когда-то мы все влюбились не в туманные рассуждения о Силе и Темной стороне таковой. А в замечательного лидера джедаев Йоду, эту фантастическую смесь чебурашки, летучей мыши и мохнатой ягоды киви, восхитительно озвученного режиссером Фрэнком Озом. В лохматого астронавигатора Чубакку, в двух друзей-роботов, один из которых, Ар2Ди2, с середины 80-х получил у российских фанатов прозвище "Пылесос", а второй по-английски прозванный приблизительно как Си3ПиОу, у нас стал "Железным Дровосеком"... Все они - герои детства целого поколения, иконы Голливуда. Жаль, что в конце семидесятых на роли Леи и Люка не смогли пригласить настоящих тинейджеров, как это сделали в конце 90-х, именно такие, как Портман и Кристенсен, совсем юные актеры, смотрелись бы как обладатели элитарной игротеки, где даже те игрушки, что обучают малышей обращаться с темными силами бытия, выглядят белыми и пушистыми.

Также в рубрике:

КИНО

БАЛЕТ

ТЕАТР

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;