Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18-19 (7477) 19 - 25 мая 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Воспитание чувств в пути

"Че Гевара: Дневники мотоциклиста" Уолтера Саллеса

Катерина ТАРХАНОВА


Кадр из фильма

Лицо Че Гевары, убитого осенью 1967-го, весной 1968 года появилось на самодельных плакатах парижских студентов, взбунтовавшихся против буржуазных пап и мам. Когда молодежная революция проиграла, это лицо с плакатов оприходовала масс-культура. С точки зрения потребления имя Че означает теперь лишь усатую и лохматую физиономию в берете с красной звездой. За ней нет ничего личного, один пустой "революционный" символ, в глазах буржуазных пап и мам весьма близкий проклятому "международному терроризму". Вероятно, бразильский режиссер Уолтер Саллес исходил из всеобщности стереотипа, когда пытался его разрушить в фильме "Че Гевара: Дневники мотоциклиста".

Саллес ни слова не сказал о мифологии Че, тем не менее ничего не сочинил.

Весной 1952 года 23-летний аргентинец из интеллигентной семьи, студент-медик последнего курса Эрнесто Гевара со своим старшим другом Альберто Гранадой действительно выехал из Буэнос-Айреса на старом мотоцикле с намерением объехать всю Южную Америку и добраться до лепрозория в перуанском Сан-Пабло. Это было не первое путешествие юного врача по миру и не последние записки, которые он оставил. И когда 15 лет спустя Гевару убьют, тут же выйдет его "Боливийский дневник". Норма хорошего воспитания в интеллигентной семье - молодому человеку следует увидеть мир, составить о нем впечатление и быть способным выразить его членораздельно. Фильм ни разу не выходит за рамки этой нормы.

Мотоцикл у молодых людей постоянно ломался, они его чинили, потом бросили, шли пешком и широко раскрытыми глазами смотрели на горы-реки-долы и людей, живущих в нищете, болезнях и убожестве. На социальной несправедливости фильм не делает особого акцента. Интонация мягкая, в сюжете также присутствуют маленькая любовная драма и масса забавных бытовых подробностей. Юный Эрнесто (Гаэль Гарсиа Берналь) более искренен и романтичен, старший Альберто (Родриго де ла Серна) более циничен и спокоен. Если смотреть вне исторического контекста, фильм дает типичную картину "воспитания чувств" по ходу роад-муви. Циник Альберто слегка оттеняет Эрнесто, ни при каких обстоятельствах не способного соврать или пройти мимо чужой боли, но это вовсе не делит путешественников на "плохого" и "хорошего". Оба - живые люди, Эрнесто даже чуть-чуть не хватает самоиронии.

Однако, если смотреть "Дневники мотоциклиста" в контексте, к фильму возникают вопросы. Ведь легенда о Че стала складываться лишь три года спустя после показанного путешествия. Три года - не тот срок, чтобы полностью переродиться. Но по мановению какой волшебной палочки милый интеллигентный мальчик, прирожденный "добрый доктор" вдруг превратился в железного бойца, властного "команданте", военачальника, министра, банкира и дипломата? Достаточно ли астматику переплыть ночью речку с быстрым течением (как это происходит в фильме), чтобы вскоре взять в руки оружие и начать из него стрелять? Достаточно ли вообще путевых заметок Гевары, по которым написан сценарий фильма, чтобы понять самого Гевару, даже тогдашнего? По свидетельствам современников, в нем была, кстати, масса самоиронии.

Уолтер Саллес все-таки остановился на полдороге. Взявшись за крупную личность, раскрыл только ее поверхность. Сартр называл Че Гевару "последним революционером ХХ века", при этом ни в коем случае нельзя путать его благородное геройство с тем "революционным" образом, к которому мы привыкли. Неслучайно его историю в СССР замалчивали, клеймили "леваком" и просто "авантюристом". Че не вписывался ни в "лагерь победившего социализма", ни в "дружественные компартии". Это, видимо, действительно был уникум со своей тайной - тайной жизни и смерти. А благодаря "Дневникам мотоциклиста" в лучшем случае можно представить, как спустя пару лет после путешествия он случайно знакомится с братьями Кастро и отплывает с ними на "Гранме" в качестве корабельного врача.

Фильм Уолтера Саллеса не дает ни намека на человека, который еще через десять лет сделает то, что сделал Че Гевара. Сложил с себя все посты в кубинском правительстве, отказался от власти, славы, роскоши, привилегий, написал письмо детям (пятеро, и все маленькие), прощальное письмо родителям и скрылся в неизвестном направлении, чтобы еще через полтора года быть убитым без свидетелей в нищей горной боливийской деревушке. Фильм Уолтера Саллеса с тем же успехом мог быть поставлен не про Че Гевару, а например, про Фиделя, если бы в юности тот тоже писал дневники о путешествиях на мотоцикле. Только Фидель до сих пор выступает с речами и греется на солнце.

Также в рубрике:

КИНО

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;