Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7477) 19 - 25 мая 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноВоспитание чувств в пути"Че Гевара: Дневники мотоциклиста" Уолтера Саллеса Катерина ТАРХАНОВА
Лицо Че Гевары, убитого осенью 1967-го, весной 1968 года появилось на самодельных плакатах парижских студентов, взбунтовавшихся против буржуазных пап и мам. Когда молодежная революция проиграла, это лицо с плакатов оприходовала масс-культура. С точки зрения потребления имя Че означает теперь лишь усатую и лохматую физиономию в берете с красной звездой. За ней нет ничего личного, один пустой "революционный" символ, в глазах буржуазных пап и мам весьма близкий проклятому "международному терроризму". Вероятно, бразильский режиссер Уолтер Саллес исходил из всеобщности стереотипа, когда пытался его разрушить в фильме "Че Гевара: Дневники мотоциклиста". Саллес ни слова не сказал о мифологии Че, тем не менее ничего не сочинил. Весной 1952 года 23-летний аргентинец из интеллигентной семьи, студент-медик последнего курса Эрнесто Гевара со своим старшим другом Альберто Гранадой действительно выехал из Буэнос-Айреса на старом мотоцикле с намерением объехать всю Южную Америку и добраться до лепрозория в перуанском Сан-Пабло. Это было не первое путешествие юного врача по миру и не последние записки, которые он оставил. И когда 15 лет спустя Гевару убьют, тут же выйдет его "Боливийский дневник". Норма хорошего воспитания в интеллигентной семье - молодому человеку следует увидеть мир, составить о нем впечатление и быть способным выразить его членораздельно. Фильм ни разу не выходит за рамки этой нормы. Мотоцикл у молодых людей постоянно ломался, они его чинили, потом бросили, шли пешком и широко раскрытыми глазами смотрели на горы-реки-долы и людей, живущих в нищете, болезнях и убожестве. На социальной несправедливости фильм не делает особого акцента. Интонация мягкая, в сюжете также присутствуют маленькая любовная драма и масса забавных бытовых подробностей. Юный Эрнесто (Гаэль Гарсиа Берналь) более искренен и романтичен, старший Альберто (Родриго де ла Серна) более циничен и спокоен. Если смотреть вне исторического контекста, фильм дает типичную картину "воспитания чувств" по ходу роад-муви. Циник Альберто слегка оттеняет Эрнесто, ни при каких обстоятельствах не способного соврать или пройти мимо чужой боли, но это вовсе не делит путешественников на "плохого" и "хорошего". Оба - живые люди, Эрнесто даже чуть-чуть не хватает самоиронии. Однако, если смотреть "Дневники мотоциклиста" в контексте, к фильму возникают вопросы. Ведь легенда о Че стала складываться лишь три года спустя после показанного путешествия. Три года - не тот срок, чтобы полностью переродиться. Но по мановению какой волшебной палочки милый интеллигентный мальчик, прирожденный "добрый доктор" вдруг превратился в железного бойца, властного "команданте", военачальника, министра, банкира и дипломата? Достаточно ли астматику переплыть ночью речку с быстрым течением (как это происходит в фильме), чтобы вскоре взять в руки оружие и начать из него стрелять? Достаточно ли вообще путевых заметок Гевары, по которым написан сценарий фильма, чтобы понять самого Гевару, даже тогдашнего? По свидетельствам современников, в нем была, кстати, масса самоиронии. Уолтер Саллес все-таки остановился на полдороге. Взявшись за крупную личность, раскрыл только ее поверхность. Сартр называл Че Гевару "последним революционером ХХ века", при этом ни в коем случае нельзя путать его благородное геройство с тем "революционным" образом, к которому мы привыкли. Неслучайно его историю в СССР замалчивали, клеймили "леваком" и просто "авантюристом". Че не вписывался ни в "лагерь победившего социализма", ни в "дружественные компартии". Это, видимо, действительно был уникум со своей тайной - тайной жизни и смерти. А благодаря "Дневникам мотоциклиста" в лучшем случае можно представить, как спустя пару лет после путешествия он случайно знакомится с братьями Кастро и отплывает с ними на "Гранме" в качестве корабельного врача. Фильм Уолтера Саллеса не дает ни намека на человека, который еще через десять лет сделает то, что сделал Че Гевара. Сложил с себя все посты в кубинском правительстве, отказался от власти, славы, роскоши, привилегий, написал письмо детям (пятеро, и все маленькие), прощальное письмо родителям и скрылся в неизвестном направлении, чтобы еще через полтора года быть убитым без свидетелей в нищей горной боливийской деревушке. Фильм Уолтера Саллеса с тем же успехом мог быть поставлен не про Че Гевару, а например, про Фиделя, если бы в юности тот тоже писал дневники о путешествиях на мотоцикле. Только Фидель до сих пор выступает с речами и греется на солнце. Также в рубрике:
|