Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 18-19 (7477) 19 - 25 мая 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Шутовство в общественном месте

Эвнер Айзенберг выступил в Москве

Юлия КРАСИКОВА
Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото Виктора СМОЛЬЯНИНОВА


Э.Айзенберг

В конце апреля в Театральном центре "На Страстном" прошли гастроли американского клоуна Эвнера Айзенберга. У себя на родине это один из самых известных артистов эстрадно-циркового жанра, и его шоу "Эвнер-эксцентрик" в течение нескольких лет шло на Бродвее с неизменным успехом. У нас Айзенберг решил начать с малого - представление было показано всего два раза, - но оба вечера клоун срывал такие овации, что уже твердо пообещал вернуться.

Широкой публике, в том числе и российской, Эвнер Айзенберг известен как исполнитель роли святого в фильме "Жемчужина Нила", где он снимался с Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер. Вообще ролей в фильмах и сериалах у него было много, но в основном эпизодических. А вот клоунада - это область, где он уже полвека остается исполнителем главной и уникальной роли. Лауреату премий Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло и Международного фестиваля клоунов в Барселоне, Эвнеру Айзенбергу недавно исполнилось 56 лет. Сам он считает, что для клоунады это совершенно детский возраст. Может быть, это и не так, но то, что на сцену выходит непоседливый жизнерадостный ребенок, - это факт.

Персонаж, которого представляет в своем моноспектакле Айзенберг, - консьерж в театре. Он выходит на сцену, чтобы проверить, все ли там в порядке, и в результате остается дожидаться вместе со зрителями начала спектакля. Он предъявляет публике пузатый будильник и показывает на пальцах: до представления осталось пять минут. Много это или мало? Клоун лишь пожимает плечами и начинает потихоньку развлекать публику, чтобы не заскучала. Минут через двадцать сплошных трюков и шуток Айзенберг покажет залу четыре пальца - мол, осталось четыре минуты, - а еще через двадцать - три, но публика, буквально надрывающаяся от смеха, этого милого "обмана" уже не заметит...

Айзенберг - одновременно клоун-эксцентрик, мим, иллюзионист, жонглер и эквилибрист. Уроки мастерства актер получил в Париже у знаменитого Жака Лекока, в основе педагогики которого лежал анализ движений тела как механизма, его взаимодействия с окружающей средой и игры с различными предметами. Затем он продолжил обучение в школе Комедиа дель арте Карло Маццоне Клементи в Калифорнии. "Я пытаюсь найти магию внутри повседневных предметов, - рассказал актер российским журналистам, - сделать с ними нечто такое, чего никому еще не приходило в голову". На сцене Айзенберг с увлечением поедает салфетки и выращивает во рту гофрированные цветы, делает из газет самолетики, а из стопки бумажных стаканчиков - неподъемную штангу. Но главным доказательством его слов может служить прославленный номер со стремянкой. Лестница, еще недавно пылившаяся в углу, в мгновение ока водружается на нос и балансирует там вопреки всем законам притяжения. И уже пора бы кричать "браво!", но тут с Айзенберга спадает шляпа, клоун наклоняется за ней, но рука, занятая лестницей, никак не достает. И тогда артист, недолго думая, решает удлинить руку! Под хохот публики и доносящийся из-под потолка дикий скрежет рука действительно становится все длиннее и длиннее, и вот уже шляпа оказывается на макушке. Конечно, только для того, чтобы через секунду вновь слететь на пол и заставить клоуна удлинить... ногу. Даже по этим описаниям, наверное, понятно, что в основе шоу Айзенберга лежат довольно старые и известные шутки. Его жонглирование, хотя и не самого высокого класса, очень изобретательно, как и ловкие фокусы и иллюзионистские номера. Секрет обаяния этого клоуна - не в количестве ноу-хау (хотя некоторые номера смело можно называть уникальными), а в том, как они преподносятся публике. Айзенберг не забывает о зрителях ни на минуту, постоянно ведя с ними диалог, хотя при этом не произносит ни слова! Айзенберг изображает тот тип радости и грусти, который вызывал чаплинский маленький бродяга. Он подтрунивает над публикой, однако всегда дает понять, что очень ценит ее ум и находчивость. Именно поэтому американские критики называют Айзенберга "клоуном для умных". А еще зарубежная критика окрестила его представление "симфонией одного человека" и тоже неслучайно: у Айзенберга получается соединять вместе элементы комедии дель арте, фарс, клоунаду и, конечно, эксцентрику в духе братьев Маркс.

...Вообще-то он хотел стать ученым и грыз гранит науки аж в четырех университетах подряд. Удостоившись степени бакалавра, Айзенберг всерьез собирался защищать докторскую, но понял, что "сам уже устал от своего занудства". "Клоуны - это в глубине души очень строгие и скучные люди, - терпеливо объяснял он на пресс-конференции. - Если бы я не изучал химию и математику, я бы вряд ли смог выступать на сцене". Наверное, артист имеет в виду внимательность - качество, одинаково необходимое и ученым, и клоунам. Айзенберг, например, необычайно чутко реагирует на все, что происходит в зале, и тут же обыгрывает это. Закашлявший ребенок, припозднившийся зритель, вспышка фотокамеры - все это мгновенно включается в ткань представления, и зрителям остается только гадать, есть ли среди них "подсадные".

...Свой первый триумф в качестве клоуна Айзенберг пережил в начале 1980-х, когда прямо из стен университета отправился на гастроли с труппой кукольного театра. Уличные представления имели такой успех и собирали столь бурно веселящиеся толпы, что в один прекрасный день Эвнер был арестован "за шутовство в общественном месте". С тех пор вот уже четверть века он выходит на сцену в своих традиционных мешковатых штанах и шляпе с обвисшими полями. Недавно имя Эвнера Айзенберга было занесено в список членов Международного зала славы клоунов - общественной организации, объединяющей артистов оригинального жанра и никакого реального зала (кроме складов для хранения реквизита) не имеющей. Впрочем, Айзенбергу никакой специальный зал не нужен: глядя на его виртуозные и уморительно смешные манипуляции с предметами, восхищаясь его фантастической пластикой и мастерством эквилибриста, понимаешь, что он способен превратить в театральный зал любую площадку. Что и делает, выступая по всему миру не только на сценах, но и в телепрограммах, университетах и театральных школах. Айзенберг не только демонстрирует свое мастерство, но и обучает ему всех желающих, уверяя, что смех - лучшее средство против всех напастей. В Москве знаменитый клоун провел мастер-класс для студентов Щукинского училища и, как уже говорилось, обещал вернуться.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;