Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7477) 19 - 25 мая 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесШутовство в общественном местеЭвнер Айзенберг выступил в Москве Юлия КРАСИКОВА
В конце апреля в Театральном центре "На Страстном" прошли гастроли американского клоуна Эвнера Айзенберга. У себя на родине это один из самых известных артистов эстрадно-циркового жанра, и его шоу "Эвнер-эксцентрик" в течение нескольких лет шло на Бродвее с неизменным успехом. У нас Айзенберг решил начать с малого - представление было показано всего два раза, - но оба вечера клоун срывал такие овации, что уже твердо пообещал вернуться. Широкой публике, в том числе и российской, Эвнер Айзенберг известен как исполнитель роли святого в фильме "Жемчужина Нила", где он снимался с Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер. Вообще ролей в фильмах и сериалах у него было много, но в основном эпизодических. А вот клоунада - это область, где он уже полвека остается исполнителем главной и уникальной роли. Лауреату премий Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло и Международного фестиваля клоунов в Барселоне, Эвнеру Айзенбергу недавно исполнилось 56 лет. Сам он считает, что для клоунады это совершенно детский возраст. Может быть, это и не так, но то, что на сцену выходит непоседливый жизнерадостный ребенок, - это факт. Персонаж, которого представляет в своем моноспектакле Айзенберг, - консьерж в театре. Он выходит на сцену, чтобы проверить, все ли там в порядке, и в результате остается дожидаться вместе со зрителями начала спектакля. Он предъявляет публике пузатый будильник и показывает на пальцах: до представления осталось пять минут. Много это или мало? Клоун лишь пожимает плечами и начинает потихоньку развлекать публику, чтобы не заскучала. Минут через двадцать сплошных трюков и шуток Айзенберг покажет залу четыре пальца - мол, осталось четыре минуты, - а еще через двадцать - три, но публика, буквально надрывающаяся от смеха, этого милого "обмана" уже не заметит... Айзенберг - одновременно клоун-эксцентрик, мим, иллюзионист, жонглер и эквилибрист. Уроки мастерства актер получил в Париже у знаменитого Жака Лекока, в основе педагогики которого лежал анализ движений тела как механизма, его взаимодействия с окружающей средой и игры с различными предметами. Затем он продолжил обучение в школе Комедиа дель арте Карло Маццоне Клементи в Калифорнии. "Я пытаюсь найти магию внутри повседневных предметов, - рассказал актер российским журналистам, - сделать с ними нечто такое, чего никому еще не приходило в голову". На сцене Айзенберг с увлечением поедает салфетки и выращивает во рту гофрированные цветы, делает из газет самолетики, а из стопки бумажных стаканчиков - неподъемную штангу. Но главным доказательством его слов может служить прославленный номер со стремянкой. Лестница, еще недавно пылившаяся в углу, в мгновение ока водружается на нос и балансирует там вопреки всем законам притяжения. И уже пора бы кричать "браво!", но тут с Айзенберга спадает шляпа, клоун наклоняется за ней, но рука, занятая лестницей, никак не достает. И тогда артист, недолго думая, решает удлинить руку! Под хохот публики и доносящийся из-под потолка дикий скрежет рука действительно становится все длиннее и длиннее, и вот уже шляпа оказывается на макушке. Конечно, только для того, чтобы через секунду вновь слететь на пол и заставить клоуна удлинить... ногу. Даже по этим описаниям, наверное, понятно, что в основе шоу Айзенберга лежат довольно старые и известные шутки. Его жонглирование, хотя и не самого высокого класса, очень изобретательно, как и ловкие фокусы и иллюзионистские номера. Секрет обаяния этого клоуна - не в количестве ноу-хау (хотя некоторые номера смело можно называть уникальными), а в том, как они преподносятся публике. Айзенберг не забывает о зрителях ни на минуту, постоянно ведя с ними диалог, хотя при этом не произносит ни слова! Айзенберг изображает тот тип радости и грусти, который вызывал чаплинский маленький бродяга. Он подтрунивает над публикой, однако всегда дает понять, что очень ценит ее ум и находчивость. Именно поэтому американские критики называют Айзенберга "клоуном для умных". А еще зарубежная критика окрестила его представление "симфонией одного человека" и тоже неслучайно: у Айзенберга получается соединять вместе элементы комедии дель арте, фарс, клоунаду и, конечно, эксцентрику в духе братьев Маркс. ...Вообще-то он хотел стать ученым и грыз гранит науки аж в четырех университетах подряд. Удостоившись степени бакалавра, Айзенберг всерьез собирался защищать докторскую, но понял, что "сам уже устал от своего занудства". "Клоуны - это в глубине души очень строгие и скучные люди, - терпеливо объяснял он на пресс-конференции. - Если бы я не изучал химию и математику, я бы вряд ли смог выступать на сцене". Наверное, артист имеет в виду внимательность - качество, одинаково необходимое и ученым, и клоунам. Айзенберг, например, необычайно чутко реагирует на все, что происходит в зале, и тут же обыгрывает это. Закашлявший ребенок, припозднившийся зритель, вспышка фотокамеры - все это мгновенно включается в ткань представления, и зрителям остается только гадать, есть ли среди них "подсадные". ...Свой первый триумф в качестве клоуна Айзенберг пережил в начале 1980-х, когда прямо из стен университета отправился на гастроли с труппой кукольного театра. Уличные представления имели такой успех и собирали столь бурно веселящиеся толпы, что в один прекрасный день Эвнер был арестован "за шутовство в общественном месте". С тех пор вот уже четверть века он выходит на сцену в своих традиционных мешковатых штанах и шляпе с обвисшими полями. Недавно имя Эвнера Айзенберга было занесено в список членов Международного зала славы клоунов - общественной организации, объединяющей артистов оригинального жанра и никакого реального зала (кроме складов для хранения реквизита) не имеющей. Впрочем, Айзенбергу никакой специальный зал не нужен: глядя на его виртуозные и уморительно смешные манипуляции с предметами, восхищаясь его фантастической пластикой и мастерством эквилибриста, понимаешь, что он способен превратить в театральный зал любую площадку. Что и делает, выступая по всему миру не только на сценах, но и в телепрограммах, университетах и театральных школах. Айзенберг не только демонстрирует свое мастерство, но и обучает ему всех желающих, уверяя, что смех - лучшее средство против всех напастей. В Москве знаменитый клоун провел мастер-класс для студентов Щукинского училища и, как уже говорилось, обещал вернуться. Также в рубрике:
|