Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 18-19 (7477) 19 - 25 мая 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрГримасы "Арлекина"Второй Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей Ирина АЛПАТОВА
Фестиваль "Арлекин", сопровождаемый мечтой об учреждении Национальной премии в области театрального искусства для детей, дебютировал в Санкт-Петербурге год назад. Его инициатором выступили Детский музыкальный театр "Зазеркалье" и его руководители - худрук Александр Петров, директор Евгений Ганеев. Небольшая, но мобильная административная группа работников фестиваля проявила себя с самой лучшей стороны, что, кстати, повторилось и в этом году. Все участники были прилично размещены, вкусно накормлены и обласканы искренним вниманием. Благородна ли идея подобной Национальной премии? Безусловно. Актуальна ли она? Еще как. В пору, когда театр для детей переживает далеко не лучшие времена, перед родителями "Арлекина" хочется снять шляпу. Хотя, понятное дело, статус Национальной премии предполагает некий уже свершившийся результат. На первом же, равно как и на втором "Арлекине", речь больше шла о процессе и о том, как его стимулировать, чтобы этого высокого результата достичь.
Год назад оргкомитет пилотного фестиваля отверг всяческие предварительные экспертизы и включил в афишу форума ряд спектаклей, едва ли не случайно оказавшихся в поле зрения устроителей. Цель была проста: показать то, что есть, без прикрас. Общая картина оказалась весьма скромной, хотя далеко не ужасающей и даже отчасти перспективной. Национальную премию конкретному спектаклю в тот раз не присуждали, продолжая дискутировать по поводу критериев и статуса высокой награды. Впрочем, первый лауреат все же был определен - Национальная премия посмертно была отдана Зиновию Корогодскому. К формированию афиши второго фестиваля решили подойти более профессионально, для чего и был создан экспертный совет из пяти опытных театральных деятелей, которые отсмотрели около 60 видеокассет и, вероятно, немало поколесили по городам и весям, дабы определить достойных участников. Их оказалось числом десять - из российских столиц и других городов отечества. Но парадоксальность ситуации не замедлила проявиться: тщательно отобранный фестивальный репертуар оказался ничуть не лучше прошлогоднего, "случайного". Впрочем, члены экспертного совета тут же оговорились: не надо злоупотреблять словом "лучшее", смотрите опять-таки то, что есть. Не доверять экспертам вряд ли стоит, но собственные впечатления от едва ли не еженедельных посещений вместе с ребенком московских детских спектаклей говорят о том, что картина могла бы быть куда более красочной. Увы, многие столичные театры по тем или иным причинам контакт с "Арлекином" пока не наладили, или последний почему-то не замечает любопытных явлений на ниве театра для детей. Спектакли нынешнего "Арлекина", как неоднократно отмечалось на пресс-конференциях и "круглых столах", должны были быть адресованы зрителям младшего возраста - от 5 до 9 лет, поскольку самая черная и бездонная "дыра" находится именно здесь. С подростками легче, они вполне способны воспринять и Шекспира с Островским вкупе с прочими классиками. Что остается малышам? По логике вещей, конечно, сказки. Но оказалось, что к понятию "сказка" у некоторых членов экспертного совета отношение более чем настороженное. На тех же "круглых столах" можно было услышать немало умных вещей по поводу некоей "матрицы", в которую загоняет себя детский театр, бесконечно интерпретируя "Буратино" или "Чиполлино". Соответственно ставка делалась на "новые формы", нестандартный подход к произведению, поиск специфических контактов с детской аудиторией. Все это, конечно, верно, только понять, что же такого плохого в сценической сказке как таковой, мне лично пока не удается. А собственный ребенок, впечатления которого мне не менее интересны, чем умные высказывания профессионалов, именно на традиционную сказку идет с превеликим удовольствием. Второй "Арлекин" от этого жанра не отрекся в принципе, но потеснил его традиционные воплощения. Разве что "Кошка, которая гуляла сама по себе" петербургского Театра комедии и "Любовь к одному апельсину" Вологодского театра для детей и молодежи замечательно уложились в нежеланную "матрицу". В подходе же к другим произведениям демонстрировались попытки эксперимента. Так, "Стойкий оловянный солдатик" московского Нового драматического театра, сделанный якобы по Андерсену, на деле не имел к великому сказочнику почти никакого отношения, представив некую "фантазию" В.Андреева, разобраться в словесных изысках которой порой и взрослому-то было не по плечу. Московский театр "Тень", как водится, превратил "Снежную королеву" в занимательную интерактивную игру. Помимо этого, довелось услышать прелюбопытную оперу "Дитя и волшебство" М.Равеля (Детский музыкальный театр имени Н.Сац) - действо красочное и увлекающее новизной сюжета. Кемеровский театр кукол представил поэтический спектакль-концерт "Жилдабыл", Архангельский молодежный театр - скомороший балаган "Не любо - не слушай!", Чувашский экспериментальный театр драмы - пантомимическую клоунаду "Бабочка", Петербургская государственная детская филармония - трогательную и милую лирическую комедию "Человечек из часов" по детским стихам Саши Черного, Театр "Дилижанс" из Тольятти замахнулся на "философскую" историю "Правда, мы будем всегда...". Так что законы всех жанров были соблюдены, какая-никакая картина сложилась. Впрочем, далекая от идеала. А дальше началось самое интересное. Отсмотрев и обсудив все заявленные в конкурсе спектакли, большое Национальное жюри, возглавляемое драматургом Михаилом Бартеневым, вдруг растерялось, вероятно, осознав, что "по гамбургскому счету" ни одна из постановок не может претендовать на высокий статус Национальной премии. Так ли это? Вопрос спорный. Есть же ситуация "Золотой Маски", по аналогии с которой учреждалась детская Национальная премия. Можно подумать, что там лауреатское звание неизменно получает супергениальный спектакль. Далеко не всегда - лучший определяется всего лишь в предложенном контексте. И это стоит воспринимать как данность, к тому же с уважением относясь к уставным нормам престижного форума. Ни один из конкурсных спектаклей "Арлекина" и впрямь не был шедевром. Порой заслуживали внимания лишь отдельные компоненты постановок - оформление, костюмы, та или иная роль, что и было отмечено "малыми" жюри. Были вещи и совсем провальные, но были и достаточно качественные вроде уже упоминавшихся "Любви к одному апельсину" или "Снежной королевы". Но уважаемое жюри, вероятно, пожелало быть святее Папы Римского и, отринув все остальные критерии, настаивало лишь на одном - профессионализме. Впрочем, существует ли некий абсолют профессионализма, равно применимый как ко взрослому, так и к детскому театру? Рискну утверждать: что умудренному сценическим опытом зрителю - здорово, то ребенку порой - скука смертная. И выравнивать критерии, по-моему, не вполне уместно. Так что же было делать? В первый же раз отказаться от вручения Национальной премии? Вот был бы скандал, дискредитирующий идею как таковую или, по меньшей мере, свидетельствующий о ее несвоевременности. Такого, естественно, допустить было нельзя, жюри прямо "на переправе" решило заняться самодеятельностью и принять решение: внести изменение в регламент фестиваля и присудить Национальную премию внеконкурсному спектаклю Анатолия Праудина "До свидания, Золушка" (Экспериментальная сцена театра-фестиваля "Балтийский дом"). Этот же театр получил грант размером 300 000 рублей на постановку следующего спектакля для детей. Любой уважающий себя оргкомитет, по идее, должен был бы проявить стойкость в этом вопросе, настоять на соблюдении регламента и правил (кстати, эти вопросы уже заранее муссировались на "круглом столе"), но этого не случилось. Не скажется ли это на отсутствии должного уважения к организаторам фестиваля и в будущем? Кто знает... Что же касается собственно "Золушки", то, по идее, она должна была войти в конкурс, но случились какие-то технические сбои, и эта участь ее миновала. То есть претендовать на Национальную премию в данной ситуации спектакль не мог по определению. Теперь о профессионализме. Объективно говоря, это был действительно лучший спектакль, показанный на фестивале, - умный, грамотный, тонкий, эмоциональный, с качественной режиссурой и замечательными актерскими работами. Маленькая оговорка - он вряд ли предназначен для детской аудитории, тем более того формата, который устно всячески оговаривался. Хотя бы по той причине, что ни один ребенок не вынесет действа длиной в три с лишним часа. Опять же рискну утверждать, что дети означенного возраста не в состоянии настроиться на тот эмоциональный камертон, который предлагает талантливый режиссер Праудин. Для людей его поколения знаменитый фильм "Золушка"с участием Янины Жеймо, Фаины Раневской, Эраста Гарина, по сценарию которого и сделан спектакль, - это знак эпохи, ностальгия по утраченному детству. Для большинства нынешних детей это - белый лист, не провоцирующий никаких ассоциаций. Нужна ли Праудину обратная связь с публикой? Безусловно. Получит ли он ее от детей? Сомневаюсь. Но критерий профессионализма соблюден, ничего не скажешь. А дальше хочется задать вопрос: за что, собственно, боролись? Что получил непосредственно театр для детей от подобного выбора "Арлекина"? Думается, мало, если не сказать ничего. В подобной ситуации следующую Национальную премию можно вручить, к примеру, замечательному спектаклю Генриетты Яновской "Собачье сердце", или "Черному монаху" Камы Гинкаса, или "Вишневому саду" Алексея Бородина. Да мало ли еще кому! Бесспорно, по своему качеству и уровню эти спектакли неизмеримо выше всего того, что было реально явлено на "Арлекине". Только при чем тут театр для детей, который все так рвались поддерживать, стимулировать и совершенствовать? Вот в чем вопрос. Также в рубрике:
|