Не только Барток
В Будапеште прошел юбилейный фестиваль
Алексей ТРИФОНОВ
Будапешт - Москва
 |
Камерный зал Дворца искусств |
Перед началом работы фестиваля в венгерской столице открылся новый Дворец искусств. Его строили довольно долго - целых шесть лет, но зато в результате Будапешт получил один из лучших музыкальных центров в Европе. Дворец состоит из трех частей - Национального концертного зала, Театрального фестивального зала и Музея современного искусства.
Национальный концертный зал рассчитан на 1900 зрителей, а сцена и хоровой ярус специально созданы в расчете на исполнение 8-й симфонии Малера - "симфонии 1000 участников". Пожалуй, главное достоинство Национального концертного зала - идеальная акустика, созданная лидером в области "акустического дизайна" для симфонических и оперных залов - фирмой "ARTEC" под руководством Рассела Джонсона, ранее проектировавшего залы в Люцерне, Бирмингеме, Вашингтоне, Филадельфии и многих других городах по всему миру. Как сказал в интервью господин Джонсон, для него при проектировании любого концертного зала главным принципом являются создание "абсолютной тишины" и разработка реверберационных показателей вместе с музыкантами, которые потом в этом зале будут играть. В данном случае вся работа велась совместно с всемирно известным пианистом, а с 1997 года и главным дирижером Венгерского национального оркестра - Золтаном Кочишем. В результате был построен зал, в котором без всякой подзвучки вы с любого места можете наслаждаться идеальным звучанием хоть струнных квартетов Бартока, хоть самых грандиозных ораторий Генделя или Бетховена. При этом сцена может трансформироваться в зависимости от необходимого числа музыкантов. Одной из принципиальных новинок в Национальном концертном зале являются открывающиеся стеновые панели на втором, третьем и четвертом ярусах, позволяющие музыкантам и звукорежиссеру контролировать и изменять естественную реверберацию в зависимости от исполняемого произведения в течение одного концерта. Дополнением к этому акустическому великолепию служит орган, на котором одинаково естественно звучат произведения Букстехуде и Хиндемита.
 |
Дирижирует З.Кочиш |
На открытии Дворца искусств играл Венгерский национальный оркестр под управлением Золтана Кочиша, а за роялем был замечательный венгерский пианист Дежё Ранки. В этот вечер исполняли произведения только венгерских композиторов - Листа, Бартока, Кодая. А вот на открытии 25-го Венгерского фестиваля дирижер Иван Фишер и Будапештский фестивальный оркестр представили слушателям более интернациональную программу: весьма сентиментально сыгранный "Вокализ" Рахманинова перешел в довольно затянутое исполнение Скрипичного концерта Сибелиуса японской скрипачкой Мидори, а закончился искрящейся, радужной и "ультратанцевальной" интерпретацией 4-й симфонии Бетховена. На следующий день многие любители музыки в Будапеште пожертвовали гайдновской программой в исполнении Андраша Шиффа и Камерного оркестра Европы ради похода на уникальный концерт американской певицы Мередит Монк и ее вокального ансамбля. Затем любовь публики оспаривали две вердиевские оперы - "Альзира" в Академии музыки и "Дон Карлос" в Венгерской Опере. И наконец, вся венгерская музыкальная общественность собралась в Венгерской Опере, чтобы послушать в исполнении прославленного российского пианиста Дениса Мацуева и Будапештского филармонического оркестра под управлением Рико Саккани 2-й концерт и "Рапсодию на тему Паганини" Рахманинова, а во второй части - 5-ю симфонию Чайковского. Вообще Россия на фестивале была представлена довольно хорошо - помимо триумфально выступившего Дениса Мацуева, венгерская публика с большой теплотой приняла выступление Сергея Накарякова, исполнившего в сопровождении БСО под управлением Владимира Федосеева 1-й виолончельный концерт Гайдна в транскрипции для флюгельгорна; ну и конечно, многие слушатели пришли на концерт "Виртуозов Москвы" с участием гобоиста Алексея Уткина, несмотря на то что в тот же вечер Мария Жоао Пиреш в сопровождении Будапештского фестивального оркестра под управлением Юкки-Пекки Сарасте играла 9-й концерт Моцарта. На фестиваль приехали и другие знаменитые музыканты со всего мира: дирижер Зубин Мета и оркестр "Флорентийский музыкальный май", камерный ансамбль "И музичи", пианисты Альфонс Контарский и Бруно Канино, певцы Барбара Хендрикс, Майкл Чанс, Эмма Кёркби, вокальный коллектив "Кингс сингерс". И наконец, в Будапешт приехал сам Пьер Булез, чтобы отпраздновать свой 80-летний юбилей. Он дирижировал Чикагским симфоническим оркестром, а 1-й концерт Бартока для фортепиано играл Даниэль Баренбойм. Накануне в Музыкальной академии им. Листа состоялось чествование маэстро Булеза и прошел концерт из его произведений в исполнении прекрасного французского пианиста Пьера-Лорена Эймара.
Вообще же, все билеты на более чем 110 концертов были раскуплены еще за два месяца до открытия фестиваля, и если бы не приглашение от Иштвана Хиллера, министра культурного наследия Венгрии, мне не удалось бы попасть на большинство концертов. Причем большая часть посетителей концертов - сами венгры, а не туристы, как то зачастую происходит на других фестивалях. Этому способствовали как довольно низкие цены на билеты (около 10 - 20 евро), так и целенаправленная политика венгерского правительства в области развития и популяризации музыкальной культуры.