Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7480) 2 - 8 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПо делам их узнаете ихТелеканал "Спорт" - два года в эфире ВЫВОДЫЕгор ОДИНЦОВ При всем обилии великих имен и достижений в истории советского и российского спорта нельзя все-таки сказать, чтобы его очень любили в нашей стране. Потому как любовь к спорту подразумевает в первую очередь желание им заниматься - бегать по утрам (по вечерам) кроссы, кататься всей семьей на велосипедах, выезжать зимой на лыжную трассу в ближайший лес, систематически посещать тренажерный зал, крытый каток или бассейн. Мы любим спорт как-то совсем по-другому, "по-особенному", той самой "странною любовью". А именно: берем побольше пива в пластике, располагаемся в ближайшем дворе у покосившихся футбольных ворот и начинаем до хрипоты, до истерики, а в крайнем случае и до драки спорить, кто лучше - Газзаев или Ярцев, Шарапова или Курникова, Лазутина или Пылева, "паровозы" ("Локомотив") или "кони" (ЦСКА). Дальше этого наши симпатии к футболу или хоккею, легкой атлетике или биатлону, теннису или горным лыжам почему-то не распространяются. Впрочем, легкие приступы спортивной лихорадки все-таки изредка приключаются. Особенно весной, когда на дорожки городских парков вдруг единовременно выходят тучного телосложения мужчины или юные, дышащие "духами и туманами" девушки. В том смысле, что лето близится, надо хоть как-то подготовиться к пляжному сезону, дабы не выглядеть полным "чайником", когда последует предложение сразиться в волейбол или бадминтон где-нибудь на берегу Москвы-реки или Средиземного моря. Но эта "блажь" довольно быстро проходит, потому что смотреть по телевизору на подвиги Борзаковского на беговой дорожке или Сафина на теннисном корте куда как приятнее и, что немаловажно, значительно менее хлопотно. То есть спорт воспринимается нами, скорее, как некий сопутствующий товар, более предназначенный для медитации, для визуального сопереживания, но никак не для физического соучастия. И тут даже сеть магазинов "Спортмастер", предлагающих спортивную экипировку и оборудование хай-класса, ничего не могут поделать с нашей леностью и нелюбознательностью. В этом смысле федеральный телеканал "Спорт", уже два года существующий в отечественном эфире, стал бесспорной удачей именно в плане безошибочного, стопроцентного попадания в свою целевую аудиторию, в своего зрителя, который будет с удовольствием смотреть по "телеку", как проигрывают и побеждают, как бьют рекорды и страдают от травм. Но другие... Этому зрителю 35 лет и более, преимущественно мужчины (около 67 процентов), женщины больше смотрят фигурное катание, художественную гимнастику, фитнес; Олимпиада, понятное дело, аудиторию практически выравнивает. Просмотр спортивных передач воспринимается нами как своего рода просмотр неких сериалов (этапы Кубка мира, игры отечественных чемпионатов), по накалу страстей которые не уступят "Ментам" или "Кармелите". Здесь все абсолютно натурально и естественно, а разговоры о допинговых скандалах и купленных матчах только добавляют происходящему на телеэкране остроты, нервозности и психопатичности, без которых никакое ТВ существовать не может. Два года в российском эфире - срок, в общем-то, вполне пригодный для того, чтобы говорить об определенных тенденциях и делать соответствующие выводы. В частности, очевидно, что вопрос финансирования канала (как, впрочем, и на других "кнопках"), развивающегося внутри ВГТРК, во многом определяет эфирные приоритеты и, как следствие, эфирные перекосы. Так, вторую зиму подряд лидером вещания является именно биатлон (не лыжи, не коньки, не фигурное катание, не хоккей, наконец) - вид спорта, безусловно, интересный, эмоциональный, но по понятным причинам не могущий в принципе быть массовым. Но так как генеральным спонсором российской биатлонной команды является "Газпром", то все недоумения и вопросы по данному поводу кажутся бессмысленными. Тут впору удивляться, что до сих пор не создан специальный телеканал, посвященный исключительно стреляющим лыжницам и лыжникам. Кстати, достижения последних на сегодняшний день трудно назвать выдающимися. Еще одной весьма показательной для канала "Спорт" составляющей стала (видимо, в противовес MTV и МУЗ ТВ) ориентация на экзотические и экстремальные виды спорта (программа "Точка отрыва"). К их числу относятся горный велосипед, сноуборд, фристайл, дайвинг и прочие "забавы", которым отдает свое предпочтение поколение next, также гордо именующее себя "райдерами". Думается, что данный спектр отечественного спортивного эфира, безусловно, имеет перед собой большие как эфирные, так и, если угодно, культурно-массовые перспективы. Наконец, важно отметить, что одним из концептуальных направлений канала на сегодняшний день становится его неминуемое вступление в конкурентную борьбу с такими испытанными гигантами спортивного вещания, как "EuroSport" и НТВ-Плюс-Спорт, а также поиск своей аудитории в странах СНГ, США, Великобритании, Израиле, Германии. По утверждению главного редактора канала Василия Кикнадзе, "Спорт" собирается запускать международный русскоязычный спортивный канал, который на 80 процентов будет отличаться от российского, потому как большая часть прав на международные соревнования, приобретенных каналом, куплена для показа на территории России. Однако при всей позитивной динамике в развитии "шестой кнопки" важно обратить внимание на то немаловажное обстоятельство, что телеканал "Спорт", который входит в холдинг ВГТРК (как уже было сказано выше), отличает достаточно явная идеологическая маркированность. Особенно она дает о себе знать во время международных трансляций, когда из уст комментаторов можно услышать такие "перлы", в сравнении с которыми знаменитое "нам такой хоккей не нужен" кажется верхом политкорректности и остроумия. Опять же отечественных спортивных тележурналистов почему-то отличает, казалось бы, уже совсем забытое, буквально на грани здравого смысла, подобострастие перед высоким спортивным начальством, когда каждое слово (даже мягко говоря, не соответствующее действительности) VIP-чиновника из Госкомспорта или Олимпийского комитета ловится с замиранием сердца и благодарностью. Естественно, что поиск просчетов и недоделок в работе любого российского ТВ-подразделения можно продолжать до бесконечности. Вот только есть ли в этом смысл? Едва ли... Что же касается канала "Спорт", тут можно добавить лишь одно - никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Также в рубрике:
|