Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7480) 2 - 8 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ОбществоНе предъявляйте музеям ультиматумы!Зачем приезжают сегодня в "Михайловское" ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬБеседу вела Лидия ТОКАРЕВА
Окна усадебного дома сверкают на солнце. Парковые дорожки и лесенки чисто-чисто выметены. От зимнего валежника (январский ураган в этом году дел наделал...) освобождены лес и парки старых пушкинских усадеб. Санитарный месяц в государственном Музее-заповеднике Пушкина "Михайловское" окончен: 30 апреля здесь открылся новый туристический сезон. В первый же его день в музее побывали 560 детей и 283 взрослых. Людмила Тихонова, заместитель директора музея по экскурсионной и туроператорской работе, считает, что цифра обычная. В прошлом году в музее побывал 241 881 человек, добавьте к этому еще 84 806 посетителей передвижных выставок. - О чем чаще всего спрашивают экскурсоводов? - Людмила Павловна улыбается. - О личной жизни Пушкина. О дуэли с Дантесом: взрослые и девочки постарше - о причинах, а мальчишки и иностранцы - об условиях поединка и технических характеристиках оружия. Иностранцы еще расспрашивают о том, как было организовано хозяйство в каждой из усадеб. Числом крепостных интересуются. Многие допытываются об истинных причинах ссылки Пушкина. Детские группы очень интересные случаются, и не только из "элитных" столичных школ, но и из небольших, деревенских... Хотя по-настоящему подготовленных ребят, которые хорошо творчество Пушкина знают, стало меньше - чувствуется, что уходит поколение настоящих, думающих учителей-словесников. * * *
За чем сегодня приезжают в Пушкинский заповедник? Многие хотят просто снять усталость души, красотой и свободой подышать. Таким и экскурсии необязательны - им бы в Святогорский монастырь на службу сходить да погулять по усадебным паркам, послушать, как кричат трескучими голосами серые цапли, колония которых несколько веков (!) квартирует в соснах сельца Михайловское. Есть посетители, которые с шоссе сворачивают в музей случайно: ехали мимо, увидели плакат-приглашение. Но таких меньшинство. В основном народ все-таки едет к Пушкину целенаправленно. Одни - чтобы узнать о поэте побольше. Другие - в вечном российском поиске идеала. Третьим интересно посмотреть, как жили когда-то те, кто, по сути, был цветом великой державы. Сравнения с днем нынешним, нужно признаться, получаются не только разительные, но и поучительные... Всех посетителей "Михайловского" сегодня объединяет главное: в музее они ищут не экспонатов, не мертвого "свода" научных знаний, а жизни в самых разнообразных ее проявлениях. В этом отношении Пушкинский заповедник - музей литературный и в то же время природный, ландшафтный, исторический - уникален. Конечно, в первую очередь здесь изучают жизнь и творчество Пушкина в пору пребывания поэта в "родовом гнезде". Но не менее значительным оказывается исследование культуры XVIII - XIX веков. Культуры столичной и культуры провинциальной, псковской - порубежной, подверженной влиянию соседей - литовцев, немцев, поляков, эстонцев... Русская усадьба как уникальное явление мировой архитектуры, с одной стороны, и, с другой стороны, как образец ведения хозяйства на земле, как своеобразная "экономическая единица" - еще один колоссальный пласт для исследования многообразной жизни и воссоздания ее на заповедной территории. Для этого здесь не просто водят экскурсии по выстроенным раз и навсегда экспозициям в Михайловском, Петровском и Тригорском, но восстанавливают по старинным описаниям и образцам действующий храм на городище Воронич (здесь 180 лет назад ссыльный Пушкин в годовщину смерти Байрона заказывал молебен по английскому поэту). А еще ставят действующую мельницу в деревне Бугрово (каждый посетитель может принять личное участие в "помольном процессе"). Сюда в праздник можно приехать на усадебный концерт или спектакль - как бы "домашний", но силами далеко не "доморощенных" музыкантов. Здесь регулярно устраивают выставки современного искусства - приглашают к сотрудничеству лучших российских авторов. Здесь в книжных лавках можно найти уникальные книги, изданные в заповеднике: от скромно оформленных сборников научных трудов до великолепных художественных альбомов - порядка двух десятков новых изданий ежегодно! Молодежь едет в "Михайловское", чтобы пожить и поработать на усадьбах (музей принимает до 2 000 добровольных помощников в сезон, причем движение "доброхотов" живет и ширится с 40-х годов прошлого века) или поучаствовать в археологических раскопках (проект "Пушкиногорская археологическая экспедиция" уже давно стал международным). Для этого и многого другого, что делается в заповеднике, нужны деньги. Большие деньги. * * *- Финансирование музея - говорит Георгий Николаевич Василевич, директор "Михайловского", - в пересчете в условные единицы сейчас составляет порядка 3,4 миллиона долларов в год. Доля зарплаты наших работников в этой сумме - 31 процент. Остальное предназначено на текущее содержание музея-заповедника, то есть на пополнение музейной коллекции, на создание постоянных и временных экспозиций и выставок, на содержание территории музея и построек. А еще - на текущий и капитальный ремонты, на ремонт парков, парковых и внутримузейных дорог и дорожек (протяженность последних составляет около 70 км). А еще - на реставрацию старых книг и вещей пушкинской поры, на ремонт и приобретение оборудования для хранения предметов музейной коллекции, на пополнение научной библиотеки музея, археологические раскопки, научные конференции, музейные издания и многое другое. - Пушкинский заповедник с точки зрения финансирования - привилегированный музей? - В какой-то мере. На самом деле, если судить по размеру и разнообразию осуществляемой работы, таких, как наш, музеев немного: около ста из почти тысячи музеев нашей страны. Так дело обстояло далеко не всегда, но нам удалось доказать, что мы по своей сути - не провинциальный музей, а явление многовековой русской культуры. Ведь временной период, следы которого мы храним и которому посвящены исследования наших музейных сотрудников, - это время с IV по ХХ век. А время жизни Пушкина в Михайловском как бы собирает вокруг себя события прошлого и будущего, придает им особую значимость. Но вернемся к вопросу о финансировании. Немного заповедник зарабатывает сам. Основной источник дохода - плата за вход в музеи. С недавних пор к этому добавился доход от реализации мест в гостевых домах и от организации услуг, связанных с проведением научных семинаров и конференций. И еще - от реализации книг и сувениров. Многие музеи зарабатывают на организации выездных выставок. Но наше главное богатство - пушкинский ландшафт, русский исторический и художественный пейзаж - вывезти невозможно. В отличие от других пушкинских музеев - Московского и Петербургского - мы располагаем небольшим количеством подлинных пушкинских вещей. А ведь именно эти экспонаты пользуются наибольшим интересом во время зарубежных выставок, которые приносят доход. К тому же большинство выездных художественных выставок из фондов Пушкинского заповедника - бесплатные (это часть политики музея, ориентированной прежде всего на наших небогатых в подавляющем большинстве своем соотечественников и на детей). Так что, повторю, зарабатываем мы немного. В прошлом, 2004 году, например, - 9 миллионов рублей, то есть менее 10 процентов от суммы, выделенной на содержание музея из госбюджета. Хорошей величиной заработка, по нашему мнению, должна считаться цифра в 20 процентов от объема текущего содержания музея. В то же время любой музей, даже работающий в стабильных, "не кризисных" экономических условиях, вряд ли будет зарабатывать более 25 процентов от объема средств, расходуемых на его содержание. Тем не менее музеи способны выполнять - и мировой опыт это доказывает - роль катализаторов экономики. Туризм, образование, развитие сферы услуг находят в музее и вокруг него благоприятную среду для своего развития. Сегодня есть услуги, которыми посетители нашего музея могут воспользоваться, но которые в то же время не приносят дохода заповеднику. Я имею в виду конный извоз, например. Или: в ближайшее время на реке Сороти появится что-то вроде небольшой частной лодочной станции. В Пушкиногорском районе появляются частные гостиницы и кафе. То, что рентабельно для самостоятельно работающего хозяина-собственника, "частника", который держит лошадь и коляску, лодку, дом-гостиницу, не всегда рентабельно для музея. Сегодня заповеднику выгоднее передать (либо бесплатно, либо за чисто символическую плату) право работать на нашей территории людям и небольшим фирмам. Мы надеемся, что постепенно они, зарабатывая и развиваясь, станут нашими постоянными партнерами по оказанию туристских услуг, а то и нашими меценатами. - Георгий Николаевич, "Михайловское" на сто процентов финансируется из федерального бюджета. Может быть, у заповедника и вовсе нет нужды зарабатывать деньги? - У заповедника есть нужда зарабатывать. Во-первых, наше финансирование - стопроцентное лишь в том смысле, что музею полностью перечисляют средства, которые определены в бюджете очередного финансового года. Но это примерно половина того, что действительно необходимо для развития музейной деятельности и содержания музея. Во-вторых, постоянные эксперименты в области развития экономики и законодательства приводят к тому, что от года к году деятельность по сохранению музея-заповедника усложняется необыкновенно. От музея сегодня ожидают эффективности промышленного (или торгового) предприятия. Нынешний эксперимент называется "бюджетирование, ориентированное на результат". И это, по существу, ультиматум. Либо музей примет новую форму хозяйствования, при которой уподобится рыночной организации, способной к жесткой конкуренции и ориентированной на зарабатывание денег. Либо сядет на голодный паек, размер которого определит ему государство в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии. Но музей (к счастью и увы) не является представителем мира капитала и рыночной конкуренции. Не может быть "конкурирующих", взаимозаменяемых музеев: каждый из них создает свой уникальный продукт. Каждый хранит и передает людям частицу национального опыта жизни. И чем более развита сеть музеев, тем полнее и точнее сохраняется и передается национальное наследие. Закрыть "нерентабельные" музеи, "оптимизировать структуру" музеев, "укрупнить" музеи путем слияния - модные ныне "экономические" рекомендации. В советской истории, в ее начальный период именно так, путем укрупнения, слияния, достижения "экономической" и "идеологической" целесообразности, были уничтожены крупнейшие и богатейшие собрания произведений культуры - наследие русских усадеб и малых городов. И если в начале ХХ века культурные ценности России еще были рассредоточены и доступны гражданам по всей ее территории, то уже в 50-е годы за культурой приходилось ехать в областные центры и столицу. Мы уничтожили сложившееся пространство национальной культуры императорской России. Это привело к утрате и старой, и новой России. Сегодняшние реформы могут привести к уничтожению того, что осталось. * * *...Новый сезон в Пушкинском заповеднике открыт, и посетители удивляются ухоженности и красоте здешних мест, не подозревая, какие труды и проблемы стоят за этой "пушкинской благодатью". Музейщики обсуждают свои проблемы в профессиональном кругу, с коллегами и представителями власти: в правительстве, области, районе. Так, например, 18 мая в заповеднике прошла конференция на тему "Музей и общество: социальная роль музеев" - о роли Музея-заповедника А.С.Пушкина как научно-культурного центра и своего рода градообразующего учреждения для всего Пушкиногорского района (музейная территория - около 10 процентов от всей площади района; музейные сотрудники - порядка 20 процентов от трудоспособного населения Пушкиногорского района, это без учета тех, кто занят на ремонтных, строительных и других работах в музее-заповеднике). Музей и район рассматривают совместные проекты. Также в рубрике:
|