Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7480) 2 - 8 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрКИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ: "Я - не молодой режиссер!"Беседу вела Светлана ПОЛЯКОВА
Этому интервью предшествовал телефонный разговор с Кириллом Серебренниковым, режиссером нового поколения, одним из самых востребованных московскими театрами постановщиков. - Газета "Культура"? А какое, казалось бы, я имею отношение?.. - К культуре?! - К газете с таким названием. Ведь там меня исключительно ругают. - Вы боитесь того, что пишут в прессе? А мне казалось, что это журналисты вас боятся... - Мне бояться нечего. И меня бояться тоже нечего...
- Кирилл, как вы сами объясняете ваше столь успешное профессиональное перевоплощение? - Наверное, сила судьбы. Я очень рад, что учился в математической школе (кстати, окончил ее с золотой медалью), что высшее образование получил на физфаке университета, а потом - в аспирантуре. Именно в университете я и начал заниматься театром. Было много практики. Вообще-то образование - процесс вечный, синоним развития. Нельзя образоваться раз и навсегда. Кстати, если вы о дипломе и так далее, то я, не сравнивая себя ни с кем, все-таки напомню, что ни Брук, ни Уиллсон, ни Станиславский не имели режиссерского образования. Вы подумайте, сколько у нас выпускается дипломированных режиссеров, а при этом почти любой театр сегодня ищет постановщика. И своей востребованностью я, в частности, обязан дефициту людей, которые действительно занимаются режиссерской практикой, которые пытаются производить смыслы.
- Вы всегда откликаетесь на эту востребованность? - От чего-то приходится отказываться за отсутствием времени. Я делаю две-три постановки в сезон. Это не так много.
- Это немало. Принято считать, что заведомым успехом вы обязаны в том числе некоей группе поддержки из среды театральных критиков. - Кем это, интересно, принято так считать? На самом деле критики, с которыми я по-человечески дружу, очень по-разному пишут о моих работах. Достаточно прочитать, что они пишут, чтобы понять: никакой ангажированности в этом нет. Как-либо влиять на них было бы глупо по отношению к самому себе - мне необходима компетентная критика. Они - профессионалы. Но общаемся мы независимо от их оценки моих работ. Потому что нам есть о чем поговорить помимо спектаклей.
- А насколько вас интересует мнение других критиков? - Мне жаль, когда встречаю непонимание того, что я делаю. Но возмутительны не возрастные противоречия, а то информационное киллерство, которым, на мой взгляд, занимается, например, Караулов. Он в своих передачах выдвигает целую "теорию заговора", называет команду людей, ставящих современную драму на сцене МХТ, "распоясавшимися хамами", "бездушными циниками", которые "подпиливают святую вертикаль". Подобного рода "критика" - попытка нанести урон деловой репутации. Кроме того, существуют авторы, которые меня "мочат" потому, что я с ними не здороваюсь (а я с ними просто незнаком!), не так на них посмотрел при встрече. А вообще - как везде: процент придурков и нормальных такой же, как и среди, допустим, хлебопеков, шоферов, режиссеров...
- А интересно ли вам мнение ваших коллег-режиссеров, профессионализм которых для вас очевиден? Меня удивляет отсутствие диалога между режиссурой разных поколений. - Именно в этом огромная нужда! Для меня был бы интересен диалог с уважаемыми мной людьми. Которые имеют к тому, что я делаю, идеологические претензии, но при этом способны обсуждать это профессионально. Кстати, недавно мне предложили поговорить с Валерием Фокиным для последующей публикации - вот это интересно!
- Думаю, и мастерам было бы интересно общение с молодой генерацией режиссеров. - Я - не молодой режиссер! Мне уже 35 лет. Во всем мире люди моего возраста управляют театрами и даже государствами.
- Вы думаете о создании своего театра? - Театр - это структура, сложная творчески, экономически и организационно. Если я захочу иметь свой театр, всем этим я должен буду заниматься сам, тогда я буду независим. Для этого необходимы практические менеджерские навыки, стараюсь ими овладеть. Я сейчас много работаю в МХТ, где пока можно ни о чем не думать, кроме самого спектакля. Я - как бы иждивенец, за спиной Табакова и его команды. Я смотрю, как Олег Павлович ведет театр, для меня это - высшие курсы театрального дела. Много поучительного.
- В какой театр и на кого вы ходите как зритель? - Я хожу на все спектакли Васильева, Фоменко, в захаровский Ленком (это началось еще в детстве, помню, какое впечатление произвел на меня спектакль "Вор" с Леоновым, а сегодня мне интересно наблюдать этот театр в развитии). Всегда смотрю работы Бутусова и Чернякова. Большим актером считаю Константина Райкина. Додинские "Братья и сестры" - мощный, невероятный театр, близкий мне по темпераменту.
- Сколько лет, по-вашему, герою нашего времени? Скажем, Олег Павлович Табаков - герой нашего времени? - Табаков - часть сознания страны, а не только герой времени; он - часть матрицы. Герой нашего времени - тот, кто бросает вызов, противостоит насилию, он - всегда одиночка. Ему 35 лет. Он, возможно, погибает (как в "Голой пионерке"). Он стремится устоять против пошлости, насилия, мракобесия. Он не в ладу с этим миром.
- Правильно ли я вас поняла, что, если бы я задала вам тот же вопрос, скажем, 7 лет назад, вы бы ответили: ему - 29 лет? - Да.
- По поводу борьбы с пошлостью актуальна, конечно, драматургия Чехова. - Если уж ссылаться на Чехова, то пошлость, наверное, не в зеленом поясе на розовом платье, пошлость в том, чтобы сообщить человеку, что он одет пошло. А про выбор материала... У меня здесь другой путь: есть какая-то тема, которая меня сегодня волнует, и я ищу ее у драматургов. А может, и не у них. Это может быть проза. Вообще-то интересно совместное сочинение спектакля с актерами, а не только чтение когда-то написанных текстов. Постоянно хочется поставить спектакль без слов.
- Я очень люблю ваш "Лес" - эмоционально он заразителен, и ностальгия по 70-м вполне вписалась в Островского. Но признайтесь, что это некий стеб. - Никакого там нет стеба! "Лес" - как раз случай внимательного чтения пьесы. Социума XIX века больше не существует, он только в нашем воображении, в театральных фасонах. Изначально собирался ставить эту пьесу в Современнике, но там уже была "Гроза", а Галина Волчек не захотела перенасыщать репертуар Островским. И я практически друг за другом поставил "Лес" в Гарварде (в Школе Станиславского) и в МХТ - два абсолютно разных спектакля. В Гарварде - комнатный, в зале на 100 мест, где было сразу три разных по типу и возрасту Гурмыжских, а Буланова играл китаец. Но никакой ностальгии по 70-м, вообще по XX веку у меня нет - все те "сладкие" воспоминания для меня неотделимы от репрессий - они буквально слиплись с кошмаром, который нами еще не изжит (об этом, кстати, "Голая пионерка"). Мы вспоминаем о том времени с теплотой только потому, что нам неизвестна другая - нормальная жизнь.
- В процессе работы вы встречаете сопротивление со стороны актеров старшего поколения? - Я знаю, что 70 процентов успеха состоит в распределении ролей, поэтому очень долго веду предварительные переговоры с актерами. Они, как правило, знают, куда и на что идут.
- Насколько вы свободны в своем выборе актеров? - Уже, к счастью, есть возможность выбирать, не "обслуживать" артиста. Стараюсь работать с теми, с кем интересно. Рад, что наша компания растет - вот Юра Чурсин появился.
- Вы - сторонник скорее психологического театра, пластических решений или широкого использования визуальных средств? - Я не считаю, что театр должен быть непременно актерским, но в МХТ так уж устроено, что сколлекционирована труппа индивидуальностей, актеры в ней - не краски, не члены коллектива, а полноправные соавторы. И грех этого не использовать. Но я - за любые изобразительные средства на сцене. Может, когда-нибудь я стану делать спектакли, где актер не так важен.
- Что затеваете в смежных жанрах? После "Ростова-папы", "Дневника убийцы" и "Постельных сцен" по Пресняковым есть ли какие-то проекты в кино? Не влечет ли опера? - По поводу постановки оперы как раз веду переговоры. А в кино я не нашел пока свою территорию. Но думаем снимать "Изображая жертву" тех же Пресняковых.
- И все-таки вы не объяснили, откуда в человеке Кирилле Серебренникове, не получившем соответствующего образования, взялся режиссер? - Не знаю. Так вышло. Также в рубрике:
|