Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7480) 2 - 8 июня 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Время Дягилевых

Международный фестиваль в Перми

Елена ФЕДОРЕНКО
Пермь - Москва
Фото Юрия ЧЕРНОВА


Т.Полуэктова и Е.Кулагина в спектакле "Семь смертных грехов"

Случаются в искусстве явления, которые трудно объяснить, опираясь на логический опыт. Например, как ответить на вопрос - почему фестиваль "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж", прошедший нынешним маем всего во второй раз, начисто лишен младенческой неопытности и, похоже, не узнает многолетнего взросления? Словно подготовлен он не в начале третьего тысячелетия, а лет сто назад самим Сергеем Павловичем Дягилевым, чьи детские и юношеские годы прошли, к слову, в Перми. С его, Дягилева, безудержным размахом, богатым опытом, безупречным художественным чутьем и умением объять необъятное - разные жанры и виды искусства. С именем великого импресарио связаны и место проведения феста, и цель форума - поддержание и развитие традиций "Русских сезонов", которые буквально подняли из руин мировой балет, и название (Пермь - город детства, Петербург - главная территория творческих проб и исканий, Парижу же Дягилев подарил великое русское искусство).

Пермский фестиваль подготовили и провели люди талантливые, неугомонные, преданные своему городу и - пусть не прозвучит пафосно - мировой театральной культуре во главе с художественным руководителем и театра, и фестиваля - Георгием Исаакяном, навсегда зараженным пытливой дягилевской неуспокоенностью. Созданный фестиваль имеет статус международного и с лихвой его оправдывает - в "Сезонах-2005" приняли участие представители 17 стран.

Г.Исаакян, В.Платонов и оркестр по окончании "Оперной Пушкинианы"

Отсмотреть всю программу этого мультикультурного феста было непросто. Судите сами. Как известно, Дягилев каждый сезон ознаменовывал премьерой. Также поступили и его сегодняшние земляки, представив российские премьеры опер Г.Генделя "Альцина" и А.Щетинского "Бестиарий" (велик соблазн вспомнить, что прошлый фестиваль подготовил нашумевшую премьеру оперы "Лолита" Родиона Щедрина) и нестареющее "Лебединое озеро" в редакции Наталии Макаровой. Балетную тему подхватили "Серенада" и музыкальные спектакли "смешанных жанров": балет с пением "Семь смертных грехов" Курта Вайля и опера-балет "Соловей" Игоря Стравинского. Гастрольная программа представила Вечер современного танца москвичей и японскую труппу "Батик", а также солистов Мариинского и Большого театров, Парижской Оперы и Национального Балета Нидерландов. Одной из самых эффектных и поразительных акций стала "Оперная Пушкиниана" - пять замечательных опер прозвучало в один день, вокалисты и оркестр практически работали в режиме "non stop".

С первыми звуками "Бориса Годунова" моя коллега точно подметила: "В Москве 9 часов утра, а мы уже на опере". В цветущем, пышном сквере около театра, куда во время антрактов выходили зрители, звучал духовой оркестр, и театральная площадь превращалась в танцплощадку. Закончился оперный марафон ближе к полуночи. Зрители получали подарки - белые майки с прорисованным как грифелем профилем Пушкина и надписью "Триумф русской оперы. И я там был..."

Был и вечер для поклонников джазовых импровизаций - они услышали трио "Mike Del Ferro Trio" под названием "Opera meets jazz" (опера встречается с джазом), а органист собора Святого Петра в Ватикане Джанкарло Пароди дарил слушателям ажурные, завораживающие, почти сакральные мелодии. Под занавес фестиваля Пермь встречала "Душу танца" - гала-концерт с участием лауреатов премии журнала "Балет". В непростую структуру фестиваля отлично вписался проект "Неделя нидерландского кино", который открыла оскароносная мелодрама "Антония" Марлина Горис.

Фестивальный шквал захватил все лучшие площадки города, включая единственный в мире дом-музей Дягилева - быть может, единственный его дом, ибо он, вечный пилигрим, не раз говорил, что жизнь прошла в гостиничных стенах. В дягилевском доме состоялись и традиционные Дягилевские чтения. В выставочном зале открылась экспозиция театральных эскизов Александра Бенуа и Льва Бакста, в Художественной галерее - выставка "Русский авангард". Пермь умеет быть щедрой не только по отношению к гостям. В день, когда в уральских школах звучали последние звонки, имеющая мировую славу галерея провела акцию "Ночь музеев". Быть может, далеко не все выпускники, гуляя по ночным улицам, заглянули в хранилище, но, безусловно, "вписали" это в контекст своих культурных впечатлений.

Пермяки решили поддержать институт продюсирования в России и учредили конкурс лучших продюсерских проектов. Награды вручали члены жюри, непререкаемые авторитеты в области менеджмента, цвет российской театральной профессуры - Елена Левшина, Юрий Орлов, Геннадий Дадамян.

Совсем уж поразительный для воображения факт - после длинных спектаклей от театра в удаленные районы города отправлялись бесплатные автобусы для зрителей. А чтобы они не заблудились в водовороте фестивальных событий, на сайте Пермской телерадиокомпании "Т7" открылся раздел, посвященный фестивалю. Виртуальный мир подарил желающим и прямую трансляцию церемонии закрытия. Похоже, праздничное оживление города на Каме понравилось не только гостям. Одна из музыкальных школ Перми выступила с инициативой проводить детские Дягилевские сезоны для молодежных коллективов. А один из гостей фестиваля, ставший своим в многоязычном музыкально-театральном братстве Оливье Патэ из Парижской Оперы, верно заметил: "В Перми удалось соединить не только разные жанры, но и их разные проявления: классику и современность. К этому стремятся многие фестивали, но чаще всего безрезультатно. У пермяков получилось органично".

Русская душа, японские страсти, высокие сюжеты

Тема "Ленинград - Пермь" - особый фестивальный сюжет, завязка которого уходит в далекие военные годы. Тогда Кировский театр был эвакуирован в камский город, который полюбил, оценил и, главное, смог достойно "подхватить" традиции русского академизма. Год Великой Победы - год рождения пермской балетной школы. Пермские танцовщики исполнили "Серенаду" Чайковского, еще раз подтвердив статус третьей балетной столицы России и то, что на сегодняшний день именно они являются наиболее точными и вдохновенными "хранителями" наследия Джорджа Баланчина в его живом, а не музейном бытовании.

Наталия Макарова впервые выступила как хореограф в России, поставив обновленную версию своего лондонского балета "Лебединое озеро", причудливо соединяющего сцены Мариуса Петипа, Льва Иванова и Фредерика Аштона. Невероятной красоты романтические костюмы вполне соответствуют замыслу хореографа, а Макарова оказалась философом-концептуалистом, доказав сокровенную мысль Чайковского о том, что любовь сильнее смерти, а верность слову и чувству - критерий истинности человека, что есть высшая справедливость в неизбежной расплате за обман, даже невольный. На главные партии, видимо, по желанию хореографа были приглашены Сесилия Керш (Рио-де-Жанейро) и аргентинец Инаки Урлезага. Балерина танцевала в полную меру своих немалых способностей, но любой пермский лебедь из тройки или четверки зачарованных птиц был нежнее, лиричнее и вдохновеннее.

Один из вечеров был посвящен пермским танцевально-музыкальным экспериментам. "Семь смертных грехов" - история, задуманная Брехтом и Вайлем в назидательно-плакатной немецкой "бытовой" эстетике, поставлена в Перми популярным Раду Поклитару как ироничная, не лишенная экспрессионизма и гротеска притча-трагедия о постепенном разрушении человеческой личности. "Соловей" у признанного лидера современной хореографии Татьяны Багановой вышел действом, которое развивается на нескольких помостах, а хореография полна метафорического смысла, даже когда фигуры героев замирают в неподвижности. Подчеркнуто условное и притом изысканное зрелище, сложившееся, как и "Семь грехов", в притчу о хрупкости и незащищенности живой души и зыбкости пребывания ее в мирском времени.

Один из фестивальных дней представлял труппы современного танца, которые привез на "Дягилевские сезоны" Театр Наций. Танцповесть "Мухи" Фаруха Ниязали, Дины Хусейн и Анны Абалихиной - мощное и технически виртуозное зрелище (танцовщицы работают блестяще) о том, как одиночество захватывает в плен, подстегивает к трагедии и в конце концов неизбежно приводит к покою. "По.В.С.Танцы" - Альберт Альберт и Александра Конникова - как раз и предлагали остановиться: не бежать, не рвать страсти наотмашь, а словно в жаркий день погрузиться в нежную прохладу, увидеть прекрасное, которое рядом, в неизбежном и закономерном. Как всегда, эти танцовщики дали блеск сдержанности и сосредоточенности, аналитическое отношение к каждой танцевальной фразе и предложению. Страсти в зрительном зале разгорелись на спектакле "Прикосновение" японской труппы "Батик". Дамы в алых платьях (труппа исключительно женская) темпераментно били поклоны, падали ничком на пол, для того чтобы встать и вновь рухнуть наземь. Их руки касались самых интимных мест, то ли вызывая дополнительные силы, то ли иссушая их... Равнодушных среди публики не наблюдалось: кто-то стыдливо отводил в сторону глаза, другие заходились в криках "браво", ценя искренность и покоряющую по отдаче физических и душевных сил танцовщиц труппы Икуе Курода.

"Душа танца" чествовала своих четырех пермских лауреатов: руководителя балетной школы Людмилу Сахарову, названную ведущим вечера "Душой пермского балета", прима-балерину труппы Елену Кулагину, почтила память легендарного директора театра Михаила Арнопольского и первопроходца в области современного отечественного танца Евгения Панфилова. В Перми "Душа танца", организованная главным редактором журнала "Балет" Валерией Уральской, прошла на "ура".

Ближе десятого ряда

История гласит, что ученику пермской гимназии Сереже Дягилеву в знак особых успехов особым распоряжением городского головы было разрешено занимать в местном оперном театре места ближе десятого ряда. Чего его сверстникам не разрешалось. Уже забыто, что первые музыкальные впечатления выдающегося театрального деятеля были связаны не с балетом, но - с оперой, с инструментальной и вокальной музыкой. И Пермская опера не осталась в тени пермского балета, предъявив почитателям современный стиль музицирования и мизансценирования, хороший оркестр и грамотный вокал, сценографический шарм и изящество художественного вкуса. Несомненный лидер пермского фестивального феномена режиссер Георгий Исаакян, который, избегая опасных рифов оперного популизма, выстраивает театр, не похожий на другие, театр без заимствований и имитации среднестатистического европейского оперного стиля. Для Исаакяна искренность высказываний важнее моды на "актуализацию" и модернизацию сценического языка, призванных во что бы то ни стало завлечь публику в оперный зал и шокировать ее новизной трактовки. Это не нужно ни ему, ни пермским меломанам, которые еще со времен Дягилева и сестер Прозоровых (по Чехову - живших в этом городе) умеют отличать эрзац от подлинника. В режиссуре Исаакяна была показаны "Альцина" - спектакль, явно недооцененный ни экспертным советом "Золотой Маски", ни петербургскими критиками во время гастролей пермяков в Мариинке, но принципиально событийный, по образу и складу своему живо напоминающий искания другого "нешумного" мастера - Григория Дитятковского, предъявившего примерно в то же, что и Исаакян, время "Двенадцатую ночь" Шекспира - стильную и изысканную мифологему АБДТ на темы, сходные с пермской "Альциной".

Исаакян же оказался победителем и в "Оперной Пушкиниане", шесть лет назад удостоенной Государственной премии России. Пять ее спектаклей и смотрятся, и слушаются, как вновь поставленные, и причиной тому - не только блестящая "собранность" всех исполнительских цехов Пермской оперы, но прежде всего уникальный замысел режиссера, "взломавшего" на музыку положенную пушкинские тексты, прочертившего единой линией взаимосвязи исторических событий и человеческих связей и на уровне бытия, и на уровне истории. В этом оперном мире, близком и обжигающем (ближе десятого ряда) волнами страсти и живого человеческого тепла, "забирали" зал певцы Т.Куинджи, Т.Полуэктова, Н.Бабинцева, В. Елин, А.Агапов, В.Бусыгин, хор и оркестр, познавший в дни фестиваля разные воли - дирижеров Д.Хейзеля, А.Анисимова, В.Платонова, А. Карапетяна. Последний из названных - равно одаренных и мастеровитых - в своих пермских премьерах "Скупого рыцаря" Рахманинова и "Моцарта и Сальери" Римского-Корсакова - "накрыл" зал истинно дягилевскими волнами таланта и мастерства, страсти и гармонии, которые и правили бал на фестивале, сделавшем Пермь художественной столицей мира в мае 2005 года.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;