Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7480) 2 - 8 июня 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаВремя ДягилевыхМеждународный фестиваль в Перми Елена ФЕДОРЕНКО
Случаются в искусстве явления, которые трудно объяснить, опираясь на логический опыт. Например, как ответить на вопрос - почему фестиваль "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж", прошедший нынешним маем всего во второй раз, начисто лишен младенческой неопытности и, похоже, не узнает многолетнего взросления? Словно подготовлен он не в начале третьего тысячелетия, а лет сто назад самим Сергеем Павловичем Дягилевым, чьи детские и юношеские годы прошли, к слову, в Перми. С его, Дягилева, безудержным размахом, богатым опытом, безупречным художественным чутьем и умением объять необъятное - разные жанры и виды искусства. С именем великого импресарио связаны и место проведения феста, и цель форума - поддержание и развитие традиций "Русских сезонов", которые буквально подняли из руин мировой балет, и название (Пермь - город детства, Петербург - главная территория творческих проб и исканий, Парижу же Дягилев подарил великое русское искусство). Пермский фестиваль подготовили и провели люди талантливые, неугомонные, преданные своему городу и - пусть не прозвучит пафосно - мировой театральной культуре во главе с художественным руководителем и театра, и фестиваля - Георгием Исаакяном, навсегда зараженным пытливой дягилевской неуспокоенностью. Созданный фестиваль имеет статус международного и с лихвой его оправдывает - в "Сезонах-2005" приняли участие представители 17 стран.
Отсмотреть всю программу этого мультикультурного феста было непросто. Судите сами. Как известно, Дягилев каждый сезон ознаменовывал премьерой. Также поступили и его сегодняшние земляки, представив российские премьеры опер Г.Генделя "Альцина" и А.Щетинского "Бестиарий" (велик соблазн вспомнить, что прошлый фестиваль подготовил нашумевшую премьеру оперы "Лолита" Родиона Щедрина) и нестареющее "Лебединое озеро" в редакции Наталии Макаровой. Балетную тему подхватили "Серенада" и музыкальные спектакли "смешанных жанров": балет с пением "Семь смертных грехов" Курта Вайля и опера-балет "Соловей" Игоря Стравинского. Гастрольная программа представила Вечер современного танца москвичей и японскую труппу "Батик", а также солистов Мариинского и Большого театров, Парижской Оперы и Национального Балета Нидерландов. Одной из самых эффектных и поразительных акций стала "Оперная Пушкиниана" - пять замечательных опер прозвучало в один день, вокалисты и оркестр практически работали в режиме "non stop". С первыми звуками "Бориса Годунова" моя коллега точно подметила: "В Москве 9 часов утра, а мы уже на опере". В цветущем, пышном сквере около театра, куда во время антрактов выходили зрители, звучал духовой оркестр, и театральная площадь превращалась в танцплощадку. Закончился оперный марафон ближе к полуночи. Зрители получали подарки - белые майки с прорисованным как грифелем профилем Пушкина и надписью "Триумф русской оперы. И я там был..." Был и вечер для поклонников джазовых импровизаций - они услышали трио "Mike Del Ferro Trio" под названием "Opera meets jazz" (опера встречается с джазом), а органист собора Святого Петра в Ватикане Джанкарло Пароди дарил слушателям ажурные, завораживающие, почти сакральные мелодии. Под занавес фестиваля Пермь встречала "Душу танца" - гала-концерт с участием лауреатов премии журнала "Балет". В непростую структуру фестиваля отлично вписался проект "Неделя нидерландского кино", который открыла оскароносная мелодрама "Антония" Марлина Горис. Фестивальный шквал захватил все лучшие площадки города, включая единственный в мире дом-музей Дягилева - быть может, единственный его дом, ибо он, вечный пилигрим, не раз говорил, что жизнь прошла в гостиничных стенах. В дягилевском доме состоялись и традиционные Дягилевские чтения. В выставочном зале открылась экспозиция театральных эскизов Александра Бенуа и Льва Бакста, в Художественной галерее - выставка "Русский авангард". Пермь умеет быть щедрой не только по отношению к гостям. В день, когда в уральских школах звучали последние звонки, имеющая мировую славу галерея провела акцию "Ночь музеев". Быть может, далеко не все выпускники, гуляя по ночным улицам, заглянули в хранилище, но, безусловно, "вписали" это в контекст своих культурных впечатлений. Пермяки решили поддержать институт продюсирования в России и учредили конкурс лучших продюсерских проектов. Награды вручали члены жюри, непререкаемые авторитеты в области менеджмента, цвет российской театральной профессуры - Елена Левшина, Юрий Орлов, Геннадий Дадамян. Совсем уж поразительный для воображения факт - после длинных спектаклей от театра в удаленные районы города отправлялись бесплатные автобусы для зрителей. А чтобы они не заблудились в водовороте фестивальных событий, на сайте Пермской телерадиокомпании "Т7" открылся раздел, посвященный фестивалю. Виртуальный мир подарил желающим и прямую трансляцию церемонии закрытия. Похоже, праздничное оживление города на Каме понравилось не только гостям. Одна из музыкальных школ Перми выступила с инициативой проводить детские Дягилевские сезоны для молодежных коллективов. А один из гостей фестиваля, ставший своим в многоязычном музыкально-театральном братстве Оливье Патэ из Парижской Оперы, верно заметил: "В Перми удалось соединить не только разные жанры, но и их разные проявления: классику и современность. К этому стремятся многие фестивали, но чаще всего безрезультатно. У пермяков получилось органично". Русская душа, японские страсти, высокие сюжетыТема "Ленинград - Пермь" - особый фестивальный сюжет, завязка которого уходит в далекие военные годы. Тогда Кировский театр был эвакуирован в камский город, который полюбил, оценил и, главное, смог достойно "подхватить" традиции русского академизма. Год Великой Победы - год рождения пермской балетной школы. Пермские танцовщики исполнили "Серенаду" Чайковского, еще раз подтвердив статус третьей балетной столицы России и то, что на сегодняшний день именно они являются наиболее точными и вдохновенными "хранителями" наследия Джорджа Баланчина в его живом, а не музейном бытовании. Наталия Макарова впервые выступила как хореограф в России, поставив обновленную версию своего лондонского балета "Лебединое озеро", причудливо соединяющего сцены Мариуса Петипа, Льва Иванова и Фредерика Аштона. Невероятной красоты романтические костюмы вполне соответствуют замыслу хореографа, а Макарова оказалась философом-концептуалистом, доказав сокровенную мысль Чайковского о том, что любовь сильнее смерти, а верность слову и чувству - критерий истинности человека, что есть высшая справедливость в неизбежной расплате за обман, даже невольный. На главные партии, видимо, по желанию хореографа были приглашены Сесилия Керш (Рио-де-Жанейро) и аргентинец Инаки Урлезага. Балерина танцевала в полную меру своих немалых способностей, но любой пермский лебедь из тройки или четверки зачарованных птиц был нежнее, лиричнее и вдохновеннее. Один из вечеров был посвящен пермским танцевально-музыкальным экспериментам. "Семь смертных грехов" - история, задуманная Брехтом и Вайлем в назидательно-плакатной немецкой "бытовой" эстетике, поставлена в Перми популярным Раду Поклитару как ироничная, не лишенная экспрессионизма и гротеска притча-трагедия о постепенном разрушении человеческой личности. "Соловей" у признанного лидера современной хореографии Татьяны Багановой вышел действом, которое развивается на нескольких помостах, а хореография полна метафорического смысла, даже когда фигуры героев замирают в неподвижности. Подчеркнуто условное и притом изысканное зрелище, сложившееся, как и "Семь грехов", в притчу о хрупкости и незащищенности живой души и зыбкости пребывания ее в мирском времени. Один из фестивальных дней представлял труппы современного танца, которые привез на "Дягилевские сезоны" Театр Наций. Танцповесть "Мухи" Фаруха Ниязали, Дины Хусейн и Анны Абалихиной - мощное и технически виртуозное зрелище (танцовщицы работают блестяще) о том, как одиночество захватывает в плен, подстегивает к трагедии и в конце концов неизбежно приводит к покою. "По.В.С.Танцы" - Альберт Альберт и Александра Конникова - как раз и предлагали остановиться: не бежать, не рвать страсти наотмашь, а словно в жаркий день погрузиться в нежную прохладу, увидеть прекрасное, которое рядом, в неизбежном и закономерном. Как всегда, эти танцовщики дали блеск сдержанности и сосредоточенности, аналитическое отношение к каждой танцевальной фразе и предложению. Страсти в зрительном зале разгорелись на спектакле "Прикосновение" японской труппы "Батик". Дамы в алых платьях (труппа исключительно женская) темпераментно били поклоны, падали ничком на пол, для того чтобы встать и вновь рухнуть наземь. Их руки касались самых интимных мест, то ли вызывая дополнительные силы, то ли иссушая их... Равнодушных среди публики не наблюдалось: кто-то стыдливо отводил в сторону глаза, другие заходились в криках "браво", ценя искренность и покоряющую по отдаче физических и душевных сил танцовщиц труппы Икуе Курода. "Душа танца" чествовала своих четырех пермских лауреатов: руководителя балетной школы Людмилу Сахарову, названную ведущим вечера "Душой пермского балета", прима-балерину труппы Елену Кулагину, почтила память легендарного директора театра Михаила Арнопольского и первопроходца в области современного отечественного танца Евгения Панфилова. В Перми "Душа танца", организованная главным редактором журнала "Балет" Валерией Уральской, прошла на "ура". Ближе десятого рядаИстория гласит, что ученику пермской гимназии Сереже Дягилеву в знак особых успехов особым распоряжением городского головы было разрешено занимать в местном оперном театре места ближе десятого ряда. Чего его сверстникам не разрешалось. Уже забыто, что первые музыкальные впечатления выдающегося театрального деятеля были связаны не с балетом, но - с оперой, с инструментальной и вокальной музыкой. И Пермская опера не осталась в тени пермского балета, предъявив почитателям современный стиль музицирования и мизансценирования, хороший оркестр и грамотный вокал, сценографический шарм и изящество художественного вкуса. Несомненный лидер пермского фестивального феномена режиссер Георгий Исаакян, который, избегая опасных рифов оперного популизма, выстраивает театр, не похожий на другие, театр без заимствований и имитации среднестатистического европейского оперного стиля. Для Исаакяна искренность высказываний важнее моды на "актуализацию" и модернизацию сценического языка, призванных во что бы то ни стало завлечь публику в оперный зал и шокировать ее новизной трактовки. Это не нужно ни ему, ни пермским меломанам, которые еще со времен Дягилева и сестер Прозоровых (по Чехову - живших в этом городе) умеют отличать эрзац от подлинника. В режиссуре Исаакяна была показаны "Альцина" - спектакль, явно недооцененный ни экспертным советом "Золотой Маски", ни петербургскими критиками во время гастролей пермяков в Мариинке, но принципиально событийный, по образу и складу своему живо напоминающий искания другого "нешумного" мастера - Григория Дитятковского, предъявившего примерно в то же, что и Исаакян, время "Двенадцатую ночь" Шекспира - стильную и изысканную мифологему АБДТ на темы, сходные с пермской "Альциной". Исаакян же оказался победителем и в "Оперной Пушкиниане", шесть лет назад удостоенной Государственной премии России. Пять ее спектаклей и смотрятся, и слушаются, как вновь поставленные, и причиной тому - не только блестящая "собранность" всех исполнительских цехов Пермской оперы, но прежде всего уникальный замысел режиссера, "взломавшего" на музыку положенную пушкинские тексты, прочертившего единой линией взаимосвязи исторических событий и человеческих связей и на уровне бытия, и на уровне истории. В этом оперном мире, близком и обжигающем (ближе десятого ряда) волнами страсти и живого человеческого тепла, "забирали" зал певцы Т.Куинджи, Т.Полуэктова, Н.Бабинцева, В. Елин, А.Агапов, В.Бусыгин, хор и оркестр, познавший в дни фестиваля разные воли - дирижеров Д.Хейзеля, А.Анисимова, В.Платонова, А. Карапетяна. Последний из названных - равно одаренных и мастеровитых - в своих пермских премьерах "Скупого рыцаря" Рахманинова и "Моцарта и Сальери" Римского-Корсакова - "накрыл" зал истинно дягилевскими волнами таланта и мастерства, страсти и гармонии, которые и правили бал на фестивале, сделавшем Пермь художественной столицей мира в мае 2005 года. Также в рубрике:
|